Иоанн называемый марком. Полезный для служения. Иоанн Марк. Евангелист Марк. Радостная Весть

Наши ошибки - хорошие учителя. Их последствия дают нам горький, но ясный урок. Тот, кто учится на своих ошибках, становится мудрее. Иоанн Марк был хорошим учеником, которому требовалось только немного времени и смелости.

Марк был рад творить добро, но ему было трудно сохранять твёрдость. В своём Евангелии Марк говорит о юноше, который во время ареста Иисуса бежал в таком страхе, что оставил свою одежду. Вероятно, это был сам Марк. Склонность к бегству проявилась в нём вновь, когда Павел и Варнава взяли его в помощники в первое миссионерское путешествие. На второй остановке Марк покинул их и вернулся в Иерусалим. Это было тяжёлым событием для Павла. Двумя годами позже, при подготовке второго миссионерского путешествия, Варнава вновь предложил взять с собой Марка, но Павел отказался. В результате их команда разделилась. Варнава взял с собой Марка, а Павел выбрал Силу. Варнава оказался снисходительнее к Марку, и молодой человек вознаградил его терпение. Павел и Марк позднее вновь соединились, и старший по возрасту апостол стал близким другом молодого ученика.

Марк был хорошим товарищем трём лидерам ранней Церкви - Варнаве, Павлу и Петру. Видимо, события в Евангелии Марка изложены в основном со слов Петра. То, что Марк был помощником апостолов, позволило ему многое узнать. Он вновь и вновь слышал рассказы Петра о годах, проведённых рядом с Иисусом, и одним из первых записал эти рассказы.

Варнава сыграл в жизни Марка ключевую роль. Он поддерживал его, несмотря на его слабости, и терпеливо ободрял его. Пример Марка призывает нас учиться на наших ошибках и ценить терпение других. Нет ли и в вашей жизни Варнавы, которого вы должны отблагодарить за то, что он в своё время поддержал вас?

Слабости и ошибки:

Вероятно, был тем юношей, который в панике бежал при аресте Иисуса
- По неизвестной причине покинул Павла и Варнаву во время первого миссионерского путешествия

Уроки из его жизни:

Зрелость характера приходит обычно со временем и после определённых ошибок
- Ошибки бывают не так значительны, как выводы, которые мы можем из них извлечь
- Успех нашей жизни определяется не тем, чего мы достигли, а тем, что мы сумели преодолеть для этого
- Жизнь человека может измениться, если его вовремя поддержать

Основные сведения:

Место - Иерусалим
- Занятие - ученик; миссионер; автор Евангелия; спутник апостолов
- Родственники - мать Мария; дядя Варнава
- Современники - Петр, Павел, Тимофей, Лука, Сила

Ключевой стих:

"Со мной остался один Лука. Возьми и приведи с собой Марка, он хорошо помогает мне в моем служении". (2Тим.4:11)

апостол от 70-ти, епископ Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский, священно-мученик (ск. 63), родился в Иерусалиме, дом его матери примыкал в Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен. В Евангелии от Марка описан юноша, следовавший за Господом и ведшими Его воинами. Древнее церковное предание почитает под этим, не названным в Евангелии юношей самого автора - евангелиста Марка. Св. Марк был сподвижником апп. Петра, Павла и Варнавы, последнему приходился племянником. Вместе с ними он прошел, проповедуя слово Истины, Селевкию (в Сирии), о. Кипр, Малую Азию и достиг Рима. Из Рима, по слову ап. Петра, св. Марк отправился в Египет, где основал христианскую Церковь. Затем, посетив еще несколько стран, он вернулся в Рим, застав там ап. Павла, заключенного в тюрьму. Там же, как гласит церковное предание, св. Марк написал свое Евангелие, вошедшее в Новый Завет. Из Рима ап. Марк снова удалился в Египет. В Александрии - египетской столице - он основал христианское училище, спустя века вырастившее знаменитых отцов Церкви. Совершив еще несколько благовестнических путешествий, апостол вернулся в Александрию, где принял мученическую кончину. Во время богослужения он был схвачен язычниками, заключен в темницу, а затем избит до смерти. Тело ап. Марка было погребено в Александрии. Позже св. мощи евангелиста были перенесены в Венецию, которая почитает св. апостола своим первым просветителем. Согласно древней иконографической традиции, св. Марку соответствует символ льва, о котором написано в «Откровении» св. Иоанна Богослова.
Память ап. и еванг. Марку отмечается 4/17 января, 25 апреля/8 мая, 27 сентября/10 октября, 30 октября/12 ноября.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

  • - 1) слово "Е." происходит от греч. эуангелидзоменос, "благовествующий" - так в Септуагинте передано соотв. евр. слово, к-рое обозначает посланника, приносящего весть о воен. победе...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - пастор-проповедник в СПб. при Александре I...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - апостол от 70-ти, епископ Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский, священно-мученик, родился в Иерусалиме, дом его матери примыкал в Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен...

    Русская энциклопедия

  • - один из четырех евангелистов, по происхождению иудей, но еще юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и ее дом был местом собраний верующих в Него...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  описатель, сказатель евангелия; их имена: Матфей, Марк, Лука и Иоанн...

    Словарь церковнославянского языка

  • - ; мн. евангели/сты, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ЕВАНГЕЛИ́СТ, -а, муж. 1. мн. Протестантская секта, близкая к баптистам. 2. Составитель евангелия. Апостолы-евангелисты. 3. Член секты евангелистов. | жен. евангелистка, -и. | прил. евангелистский, -ая, -ое...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ЕВАНГЕЛИ́СТ, евангелиста, муж. . 1. Автор евангелия. 2. Член евангелической общины...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - евангели́ст I м. Каждый из четырёх - Матфей, Марк, Лука, Иоанн - авторов Евангелий, входящих в Новый Завет...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - евангел"...

    Русский орфографический словарь

  • - евангели́ст др.-русск., ст.-слав. еванелистъ. Через цслав. из греч. εὑαγγελιστής...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - а, м., одуш....

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - апостол, матвей, иоанн богослов, марк,...

    Словарь синонимов

"МАРК {(Иоанн) }ЕВАНГЕЛИСТ" в книгах

Евангелист Марк

автора

Евангелист Марк Морозов предполагает, что евангелистом Марком был святой Марк Афинский, для времени смерти которого «Жития» дают почему–то две даты 400 г. и 725 г. Можно думать, что это расхождение возникло из–за того, что одна из дат дана не в эре «от Р.Х.». Это очень

Евангелист Иоанн

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

Евангелист Иоанн Как мы уже знаем, евангелие Иоанна стоит особняком от других, синоптических, евангелий по художественности своей отделки. Оно во многих главах скорее является поэмой, чем биографией. Это евангелие акцентирует внимание на «духовной» стороне жизни Иисуса,

Святой евангелист Иоанн

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Святой евангелист Иоанн «Тогда последний (из Евангелистов) Иоанн, – говорит Климент Александрийский, – видя, что телесные черты освещены в Евангелиях, понуждаемый учениками и божественно вдохновляемый, написал духовное Евангелие». Написанное последним, четвертое

7. Евангелист Марк

Из книги Как было на самом деле. Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

7. Евангелист Марк

Из книги автора

7. Евангелист Марк Огромный собор Св. Марка в Венеции является украшением города и одним из популярнейших сооружений Италии. Его история чрезвычайно интересна в свете новой хронологии.Оказывается, первый евангелист Марк жил в XII веке, умер во второй его половине и был в

Святой апостол и евангелист Марк

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святой апостол и евангелист Марк Святой Марк был родом еврей и происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил он первоначально в Иерусалиме, в доме матери своей Марии (см.: Деян. 12, 12). Принятое Православной Церковью предание почитает Марка одним из числа

Евангелист Марк как переводчик апостола Петра

Из книги Иисус глазами очевидцев Первые дни христианства: живые голоса свидетелей автора Бокэм Ричард

Евангелист Марк как переводчик апостола Петра Точный смысл сообщения Папия о происхождении Евангелия от Марка обсуждался в нескольких различных аспектах. Первый вопрос, требующий прояснения, - что значит, что Марк был «переводчиком Петра»? Греческое существительное

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается

Что заметили во время казни Иисуса евангелисты Матфей, Лука и Марк, а евангелист Иоанн не заметил?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что заметили во время казни Иисуса евангелисты Матфей, Лука и Марк, а евангелист Иоанн не заметил? При описании событий, сопровождавших казнь Иисуса, наибольшую наблюдательность проявляет евангелист Матфей, который повествует: «От шестого же часа тьма была по всей земле

Апостол и евангелист Иоанн Богослов (98-117)

автора Мудрова Анна Юрьевна

Апостол и евангелист Иоанн Богослов (98-117) 21 мая (8 мая по ст. ст.)Преставление – 9 октября (26 сентября)Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа

Апостол и евангелист Марк (63)

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Апостол и евангелист Марк (63) 8 мая (25 апреля по ст. ст.)Апостолов от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I) – 10 октября (27 сентября по ст. ст.)Апостолов от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I) – 12 ноября (30 октября по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30

Евангелист Марк. Радостная Весть

автора Завет Новый

Евангелист Марк. Радостная Весть 1 1 Начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога. 2 Как написано у пророка Исайи:«Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою,который приготовит Тебе путь.3 Голос глашатая в пустыне:„Проложите путь Господу,прямыми сделайте тропы

Евангелист Иоанн. Откровение

Из книги Радостная Весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого автора Завет Новый

Евангелист Иоанн. Откровение 1 1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы Он показал Его слугам то, чему надлежит вскоре свершиться, и послал Своего ангела сообщить это Своему служителю Иоанну. 2 Иоанн и засвидетельствовал Слово Божье и свидетельство Иисуса

Кем был евангелист Марк?

Из книги Сказания евангелистов автора Косидовский Зенон

Кем был евангелист Марк? Если следовать традициям, то мы должны отождествлять автора хронологически самого древнего евангелия с тем Иоанном Марком (римское имя Маркус), с которым мы несколько раз встречаемся в текстах Нового завета. Из почерпнутых оттуда скудных

Евангелист Марк (I век)

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Евангелист Марк (I век) При глухоте и проблемах со слухом можно читать Евангелие от Марка: 7 главу стихи

Сорок библейских портретов Десницкий Андрей Сергеевич

Марк-Иоанн, племянник Варнавы

Марк-Иоанн, племянник Варнавы

О евангелисте Марке Писание сообщает не намного больше, чем о Матфее. О себе он не говорит вообще ничего, но есть в его Евангелии один эпизод… В момент, когда Иисуса схватили, «оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них».

Больше никто из евангелистов об этом эпизоде не рассказывает, да он и в самом деле выглядит каким-то слишком уж комичным в такой трагический момент. Его стоило включать только в том случае, если он был особенно важен для автора, и скорее всего, Марк говорит здесь о себе самом. Он не входил в число двенадцати апостолов, но он тоже следовал за Иисусом, может быть, тогда еще из простого любопытства. На Тайной вечери он не присутствовал, но был где-то неподалеку, вероятно, уже спал. Услышал шум, понял, что происходит что-то особенное, вскочил, замотался покрывалом, какое под руку попалось, и побежал посмотреть – а там такое! Вот и пришлось убегать с позором.

Этот совсем негероический эпизод подчеркивает, что будущие великие апостолы изначально были… да буквально какими угодно. Если они решались следовать за Иисусом, их жизнь могла измениться в один момент, но сами они так быстро не менялись, вот и этот любопытный, но пугливый юноша далеко не сразу стал тем мужественным и уверенным в себе проповедником Христа, которого почитает Церковь в лице апостола Марка.

Что же еще мы знаем о нем? По крупицам можно собрать некоторые сведения из других книг Нового Завета. В Послании к Колоссянам он упоминается как племянник другого апостола, Варнавы, а Петр в своем 1-м Послании называет его своим сыном. Видимо, родство с Варнавой было физическим, а с Петром – духовным, так он называл своего самого близкого на тот момент ученика.

Самое интересное упоминание о Марке мы встречаем в книге Деяний. Когда Петр освободился из темницы в Иерусалиме, он пришел «к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились». Итак, этот юноша жил в доме своей матери в Иерусалиме, и этот дом служил с самого начало местом встречи для первых христиан. А может быть, в ночь накануне распятия он как раз из него и выскользнул, завернувшись в покрывало…

Но почему у него два имени? В те времена это было не редкостью: молодой фарисей по имени Савл (то есть Саул) тоже назовется потом римским именем Павел. Точно так же и еврейский юноша с распространенным именем Иоанн взял себе другое распространенное имя, только римское, – видимо, так было легче общаться с неевреями. Примерно так и древнерусские князья помимо славянских имен имели христианские, под которыми крестились, – Ярослав Мудрый, например, в крещении был Георгием.

Об этом самом Иоанне-Марке мы читаем в книге Деяний и дальше. Он сначала сопутствовал Павлу и своему дяде Варнаве в их миссионерском путешествии, но потом вернулся в Иерусалим. Впоследствии Варнава захотел снова взять племянника с собой, но Павел не соглашался идти вместе с тем, кто уже однажды оставил их. В результате апостолы разделились: Варнава с Марком пошли в одну сторону, а Павел с новым помощником, Силой, в другую. Это один из очень немногих споров между апостолами, которые мы находим в Новом Завете. Что это было: такая же минутная слабость и непоследовательность, как в эпизоде с покрывалом? Или какое-то серьезное, принципиальное расхождение во взглядах? Мы не знаем наверняка, но апостолы тоже были людьми, у них были свои слабые стороны и разногласия.

Из книги Евангелие от Иуды автора Кассе Этьен

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что заметили во время казни Иисуса евангелисты Матфей, Лука и Марк, а евангелист Иоанн не заметил? При описании событий, сопровождавших казнь Иисуса, наибольшую наблюдательность проявляет евангелист Матфей, который повествует: «От шестого же часа тьма была по всей земле

Из книги Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917 автора Жевахов Николай Давидович

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ВАРНАВЫ ПОСЛАНИЕ *апокриф, к–рый иногда включался в канон НЗ. В *Синайском кодексе он помещен после Апокалипсиса. Самый поздний манускрипт НЗ с В. п. относится к 11 в. (Иерусалимский кодекс). Уже *Евсевий Кесарийский относит послание к разряду спорных («Церк. истор.», III, 25, 4; VI,

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

ПОСЛАНИЕ ВАРНАВЫ, 4:1-5 Варнава известен по Новому Завету как спутник апостола Павла (Деян 4:36 и др.). Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие христианские писатели причисляют его к 70-ти ученикам Христа, упомянутым у Луки (10:1). Согласно церковной традиции,

Из книги Канон Нового Завета автора Мецгер Брюс М.

Из книги Святые южных славян. Описание жизни их автора (Гумилевский) Филарет

24 ч. Память о св. СТЕФАНЕ, первовенчанном крале, племянник его ДАВИДЕ и сыне кор. ВЛАДИСЛАВЕ. «Свят Симон монах», так говорит надпись над древним изображением сына Стефана Немани. Изображение представляет первовенчанного краля сербского с огромною бородою, в монашеской

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Марк, Иоанн, Феофил Печерские, преподобные Преподобные Марк, Иоанн и Феофил подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы - места для погребения братии (оттого он назывался Печерник,

Из книги Иисус глазами очевидцев Первые дни христианства: живые голоса свидетелей автора Бокэм Ричард

Марк, Матфей и Иоанн Вслед за вставкой самого Евсевия следует новая цитата из Папия - на этот раз гораздо короче предыдущей, касающаяся Евангелия от Матфея: Итак, Матфей изложил логии в определенном порядке (synetaxato) на еврейском языке (hebraidi dialect?), но каждый (hecastos) переводил

Из книги Канон Нового Завета Возникновение, развитие, значение автора Мецгер Брюс М.

V. ПОСЛАНИЕ ВАРНАВЫ Послание Варнавы представляет собой богословский трактат, изложенный в виде письма. И Климент Александрийский, и Ориген высоко ценили его, приписывая Варнаве, спутнику и сподвижнику апостола Павла. Мнение это, безусловно, ошибочно хотя бы потому, что

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобные Марк гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского Монастыря (+ До 1125) Память их празднуется 29 дек., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. 41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. 42. И многие там

Из книги Иудаизм, христианство, ислам: Парадигмы взаимовлияния автора Пинес Шломо

Евангелие от Варнавы Нижеследующие заметки преследуют достаточно узкую цель: я попытаюсь вкратце указать на возможную связь так называемого Евангелия от Варнавы с основной темой настоящего исследования. Моё внимание к вопросу привлёк Д. Флуссер; его поразили

Из книги Иисус, прерванное Слово [Как на самом деле зарождалось христианство] автора Эрман Барт Д.

Послание Варнавы Согласно апостолу Павлу и книге Деяний, одним из его ближайших сподвижников по апостольскому служению был человек по имени Варнава, о котором нам почти ничего не известно. Примерно через семьдесят лет после смерти Павла и Варнавы некий анонимный автор

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Святые евангелисты Иоанн, Марк, Матфей и Лука Молитва первая ко святому апостолу Иоанну Богослову О великий и всехвальный апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, наперстниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам

Сыном некой Марии, чей дом был местом молитвенных собраний для апостолов и членов Иерусалимской церкви. В её дом пришёл апостол Пётр после своего чудесного освобождения из темницы (см. Вериги святого Петра). Уходя из Иерусалима Варнава и Павел взяли с собой Марк-Иоанна. Деяния сообщают об участии Марка-Иаонна в проповеди в Саламине на Кипре (Деян. ). При этом на основании употребляемого в тексте выражения «для служения» (διακονια) предполагают, что Иоанн Марк был посвящён в сан диакона . Когда Павел со спутниками покинул Кипр и отправились в Памфилию , то Марк отделился от них и отправился в Иерусалим (Деян. }). В 15 главе книги Деяний рассказывается о том, как Марк послужил причиной разделения Павла и Варнавы:

Иоанн Златоуст отмечает, что Марк был бы принят и без указаний Павла, но «Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что сей человек (Марк) был великий муж ». При этом характер распоряжений Павла о Марке-Иоанне остаётся неизвестным. В более поздних своих посланиях Павел называет Марка своим сотрудником (Флм. ), а во Втором послании к Тимофею пишет - «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим. ).

Место проповеди Варнавы и Марка-Иоанна после их разлучения с Павлом остаётся неизвестным. В Acta sanctorum помещены апокрифические сказания из «Периодов» (путешествий) Варнавы, который якобы составлены Марком-Иоанном. По преданию, Марк-Иоанн был в Вивлосе (в Финикии Библос (Вивлос) или Гевал находился на севере Палестины, при Средиземном море, между Бейрутом и Триполем). В Четьи Минее Димитрия Ростовского о нём сказано: «святой апостол Марк, называвшейся Иоанном, был поставлен апостолами в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных ». Год смерти апостола Марка-Иоанна неизвестен, существует мнение, что он был похоронен в Эфесе .

Подавляющее большинство современных исследователей убеждены, что все упоминания Марка и Иоанна, называемого Марком, в Новом Завете относятся к одному и тому же лицу. Малодостоверное различение евангелиста Марка и Марка-Иоанна (а также ещё одного Марка , входящего в один из вариантов списка 70 апостолов) возникло лишь в позднем церковном предании.

См. также

Примечания

Литература

  • Архиепископ Димитрий (Самбикин) Собор св. 70-ти апостолов . - СПб. : Православный собеседник, 1906. - С. 3 т., 547-555.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Флёри, Марк-Андре
  • Марк-Мишель

Смотреть что такое "Марк-Иоанн" в других словарях:

    Марк-Иоанн (апостол от 70) - Марк Иоанн (греч. Μάρκος) апостол от семидесяти, племянник апостола Варнавы и ученик апостола Павла. Марк, называвшийся Иоанном, упоминается в апостольских деяниях (Деян.12:25} и Деян … Википедия

    МАРК {(Иоанн) }ЕВАНГЕЛИСТ

    МАРК (Иоанн) ЕВАНГЕЛИСТ - апостол от 70 ти, епископ Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский, священно мученик (ск. 63), родился в Иерусалиме, дом его матери примыкал в Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен. В Евангелии от… … Русская история

    Иоанн Марк (значения) - Иоанн Марк: Иоанн Марк двойное имя, данное от рождения Марку, автору одного из четырёх канонических евангелий. Иоанн Марк псевдоним, под которым известен видный религиозный деятель русского зарубежья по фамилии Галустьянц … Википедия

    МАРК (евангелист) - МАРК (Иоанн Марк), автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию Иерапольскому (см. ПАПИЙ ИЕРАПОЛЬСКИЙ), записанным со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращенных язычников. Участвовал в… … Энциклопедический словарь

    МАРК - (Иоанн Марк) автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию Иерапольскому, записанным со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращенных язычников. Участвовал в миссионерских трудах апостола… … Большой Энциклопедический словарь

    Марк - (Иоанн Марк), автор 2 го Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию, записано со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращённых язычников (датируется 70). Участвовал в миссионерских трудах апостола Павла … Энциклопедический словарь

    Марк - МАРК, Иоанн Марк, автор 2 го Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию, записанным со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращённых язычников (датируется 70). Участвовал в миссионерских трудах апостола … Биографический словарь

    Марк (апостол)

    Марк (евангелист) - евангелист Марк Марк (ивр. מרקוס‎, греч. Μάρκος) один из четырёх евангелистов, по происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и её дом… … Википедия

Марк-Иоа?нн (греч. ?????? ) - апостол от семидесяти, племянник апостола Варнавы и ученик апостола Павла.

Марк, называвшийся Иоанном, упоминается в апостольских деяниях (Деян. } и Деян. ). Он был жителем Иерусалима, сыном некой Марии, чей дом был местом молитвенных собраний для апостолов и членов Иерусалимской церкви. В её дом пришёл апостол Пётр после своего чудесного освобождения из темницы (см. Вериги святого Петра). Уходя из Иерусалима Варнава и Павел взяли с собой Марк-Иоанна. Деяния сообщают об участии Марка-Иаонна в проповеди в Саламине на Кипре (Деян. ). При этом на основании употребляемого в тексте выражения «для служения» (????????) предполагают, что Иоанн Марк был посвящён в сан диакона. Когда Павел со спутниками поикинул Кипр и отправились в Памфилию, то Марк отделился от них и отправился в Иерусалим (Деян. }). В 15 главе книги Деяний рассказывается о том, как Марк послужил причиной разделения Павла и Варнавы:

Иоанн Златоуст положительно оценивает это разделение апостолов: «Ибо что после каждый из них порознь предпринял полезного, того не сделать по тому самому, что были бы вместе. А Марку эта распря принесла большую пользу. Строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала, что он не остался; так распря, бывшая между ними, достигает одной цели - пользы. Видя, что Павел решается оставить его, Марк весьма устрашился и осудил себя, а видя, что Варнава столько расположен к нему, Марк возлюбил его; таким образом распря учителей исправила ученика; так он далек был от того, чтобы соблазниться ею. Ибо, если бы они это делали для собственной чести, то конечно он (Иоанн Марк) мог соблазниться; но так как они делали это для его спасения и единственно для того, чтобы показать, как премудры советы (Бога), удостоившего его такой чести, то что здесь предосудительного ». Несмотря на это Павел хорошо относился с Марку о чём свидетельствует его послание к Колоссянам:

Иоанн Златоуст отмечает, что Марк был бы принят и без указаний Павла, но «Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что сей человек (Марк) был великий муж ». При этом характер распоряжений Павла о Марке-Иоанне остаётся неизвестным. В более поздних своих посланиях Павел называет Марка своим сотрудником (Флм. ), а во Втором послании к Тимофею пишет - «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим. ).

Место проповеди Варнавы и Марка-Иоанна после их разлучения с Павлом остаётся неизвестным. В Acta sanctorum помещены апокрифические сказания из «Периодов» (путешествий) Варнавы, который якобы составлены Марком-Иоанном. По преданию, Марк-Иоанн был в Вивлосе (в Финикии Библос (Вивлос) или Гевал находился на севере Палестины, при Средиземном море, между Бейрутом и Триполем). В Четьи Минее Димитрия Ростовского о нём сказано: «святой апостол Марк, называвшейся Иоанном, был поставлен апостолами в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных ». Год смерти апостола Марка-Иоанна неизвестен, существует мнение, что он был похоронен в Эфесе.

В православной церкви память Марка-Иоанна совершается 10 октября (27 сентября по старому стилю) вместе с апостолом Зиною и 17 января (4 января по старому стилю) в день Собора Апостолов от семидесяти, в католической церкви - 27 сентября.

Подавляющее большинство современных исследователей убеждены, что все упоминания Марка и Иоанна, называемого Марком, в Новом Завете относятся к одному и тому же лицу. Малодостоверное различение евангелиста Марка и Марка-Иоанна (а также ещё одного Марка, входящего в один из вариантов списка 70 апостолов) возникло лишь в позднем церковном предании.