Пример составления дорожной карты проекта. Дорожные карты — разработка и внедрение. Виды дорожных карт

Первым делом создайте основу своего дизайна. Добавьте основные элементы своей дорожной карты, воспользовавшись пустым холстом Venngage. Попробуйте создать несколько вариантов шаблона дорожной карты, чтобы понять, что вам подходит лучше. Или просто выберите один из наших готовых шаблонов и используйте его в качестве основы для своего дизайна.

Используйте визуальные элементы

Визуальные элементы, такие как значки, изображения и простые диаграммы, сделают вашу дорожную карту более наглядной и понятной. В библиотеке Venngage вы найдете более 40 000 значков. Вы также можете загружать собственные изображения и сохранять их в свою собственную библиотеку изображений.

Добавьте в шаблон дорожной карты элементы своего фирменного стиля

Создайте дорожную карту в соответствии с руководством по фирменному стилю. Используйте цвета своего бренда с помощью нашего инструмента выбора цвета. Подберите фон, соответствующий вашему сообщению. Импортируйте логотипы и брендированные изображения и сохраните их для использования в будущем.

Работайте вместе с командой

Активируйте функцию доступа для команды, чтобы каждый участник вашей команды мог видеть создаваемый дизайн. Работайте вместе с командой над созданием дорожной карты, которой сможет следовать каждый.

Дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария достижения стратегических целей предприятия, сценарий выведения на эффективность или поддержание стабильного состояния производственного процесса, которой придерживаются рабочие группы, выполняя практические задания по внедрению «хосин канри» (метод стратегического планирования и инструмент управления комплексными проектами, система управления качеством, позволяющая учитывать требования и пожелания Заказчика).

Дорожная карта обеспечивает управление и улучшение каждого процесса производственной структуры благодаря применению цикла Деминга , или PDCA (Plan-Do-Check-Act, т.е. «Планируй-Делай-Проверяй-Корректируй/Действуй»). PDCA - это сокращенная запись научного метода:

  • Планируй (определи стратегическую цель, сформулируй целеполагание);.
  • Делай (определи основные шаги (вехи) достижения поставленной цели);
  • Проверяй (примени инструменты Бережливого производства для контроля проведенных действий, примени управленческие решения для проверки эффективности выбранных решений);
  • Корректируй/Действуй (сформируй стандарт по итогам проделанных действий, проведи аудит, внеси корректировки).

Дорожное картирование связывает между собой ожидание от идеи, стратегию и план развития процесса и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое - настоящее - будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии и пути развития, но и их рентабельность, что позволяет выбирать оптимальные пути достижения с точки зрения экономической эффективности и рентабельности предприятий и процесса в целом.

Давайте определим причины, по которым Владельцам процессов следует использовать инструментарий дорожного картирования:

  1. Создание дорожной карты - это, прежде всего, эффективное планирование всех областей и факторов, которые задействованы в достижении поставленной задачи;
  2. Дорожные карты включают такую точную характеристику, как время;
  3. Создание дорожных карт помогает Владельцам процессов удостовериться в том, что в нужный момент они будут обладать ресурсами и технологиями, необходимыми для осуществления своей стратегии и планов;
  4. Дорожные карты являются связующим звеном между стратегией Владельцев процессов УК, УО и общей стратегией развития компании;
  5. С помощью дорожных карт обнаруживаются пробелы (недочеты) в планировании вех развития Владельцами процессов, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем;
  6. На каждом этапе процесса создания дорожной карты акцент делается на нескольких самых важных аспектах, к примеру: потребность предприятия и ее динамика развития. Таким образом, удается использовать время и ресурсы самым разумным и рациональным образом. С помощью дорожных карт удается ставить наиболее реалистичные цели;
  7. Дорожная карта вырабатывает своеобразный «путеводитель» для руководителей, позволяя, таким образом, идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности;
  8. Совместное использование нескольких дорожных карт позволяет стратегически использовать технологии во всей компании, например процесс доставки ГНО на объект Заказчика, в данном процессе задействованы и сотрудники ООО «ТМС-Логистика» и сотрудники ООО «НКТ-Сервис», создание единой дорожной карты позволит направить действие двух организаций для достижения одной цели;
  9. Создание дорожных карт подразумевает обмен информацией между представителями различных управляемых обществ, отделами, Владельцами процессов и другими заинтересованными в достижении поставленной цели сторонами. Используя дорожную карту, можно весьма доступно объяснить всем, в каком направлении движется производственный процесс, его потенциальные возможности и перспективы;
  10. Процесс дорожного картирования формирует внутри группы общее понимание цели развития и владение планом его развития;

Из вышеперечисленного очевидно, что Дорожная карта дает возможность спрогнозировать возможные направления применения результатов деятельности предприятия в целом и сотрудников в частности: во-первых, с позиций выведения на эффективность нерезультативных процессов (то есть оценить роль Владельца процесса, эффективность принимаемых им решений), а во-вторых, с коммерческой точки зрения (оценить возможную экономическую эффективность внедрения этой разработки). Практический опыт предприятий по построению дорожной карты есть в

Разработка дорожной карты проекта - методические рекомендации и примеры разработки дорожных карт. Степень реализации каждого проекта зависит от составленного плана и контроля над его выполнением. Формат дорожной карты – наиболее приемлемый способ осуществления любого мероприятия. Этот инструмент представляет собой алгоритм с заложенными этапами развития объекта и определенным временем на решение той или иной задачи в рамках реализации проекта.

Дорожная карта представляет собой диаграмму, основанную на временных показателях. Грамотно построенный график позволяет проводить качественный анализ взаимосвязи между текущим положением дел и возникающими перспективами.

Цель и признаки необходимости разработки дорожной карты

Целью при разработке дорожной карты выступает представление пути развития объекта с учетом возможных вариантов для достижения желаемого результата. В качестве объекта может рассматриваться политическая ситуация, технологический процесс, межличностные отношения и т.д.

При правильной подготовке дорожной карты должна быть поставлена одна цель и несколько вариантов для ее достижения. При этом приоритет отдается тому сценарию, который выглядит более выгодным для достижения конечного результата. Принцип «цель оправдывает средства» при данном методе планирования уходит на второй план, так как остальные варианты развития событий могут применяться лишь в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Приведем примеры условий, когда разработка дорожной карты является обоснованной необходимостью:

  • Произошли существенные изменения в сфере деятельности компании.
  • Предприятие теряет долю рынка в связи с бурным ростом конкуренции в отрасли.
  • Компания имеет видение конкурентного развития, но не может грамотно оформить стратегический план.
  • цель проекта;
  • перечень необходимых мероприятий с определением ответственных лиц;
  • основные требования к работам, за выполнение которых несут ответственность руководители;
  • интервалы времени, необходимые на выполнение конкретного мероприятия;
  • контрольные точки на каждом этапе проекта с предоставлением отчетов о выполненных мероприятиях;
  • возможные варианты другого пути реализации проекта.

Виды дорожных карт

Существует несколько типов дорожных карт. Все они содержат некоторые общие элементы, но преследуют различные цели и задачи.

Дорожная карта в промышленности - направлена на разработку стратегий предприятий с учетом запросов, поставленных рынком.

Научная и технологическая дорожная карта - позволяет определить выбор той или иной технологии для оптимизации производственного процесса.

Продуктовая дорожная карта позволяет найти оптимальный путь развития продукта (услуги). Минимизирует риски, возникающие при осуществлении этого процесса. Бизнес-план предприятия может выступать частным случаем дорожной карты такого вида.

Программные дорожные карты - используются, как правило, государственными структурами для разработки стратегий, адаптированных для быстро меняющейся политической и экономической ситуации.

Деление дорожных карт на типы весьма условно, т. к. реализация любого крупного проекта затрагивает многие сферы человеческой деятельности. Цель оптимизации работы каждого объекта картирования сводится к получению максимального экономического эффекта с использованием наименее затратных способов достижения этого результата.

Разработка дорожных карт проекта

Процесс разработки дорожной карты (дорожное картирование) - мероприятие сложное и затратное. Для оптимизации деятельности любого крупного объекта требуется создание рабочей группы, в которую будут входить специалисты из различных отраслей промышленности, науки, и т. д.

Для создания эффективного алгоритма развития необходимо детальное изучение процессов, которые происходили на объекте до настоящего времени. Дорожные карты – довольно удобный инструмент визуализации стратегии.

Если кратко, то дорожная карта проекта (Roadmap проекта) – это визуальное представление стратегии реализации проекта или очень высокоуровневого плана с основными вехами. Самое главное слово здесь – “визуальное”, т.е. дорожная карта – это не план в MS Project, не толстый талмуд с , а именно визуализация. В визуализацию могут быть включены не только этапы проекта, но и основные риски, какие-то важные для реализации моменты и проч.

Разрабатывают дорожные карты обычно для крупных проектов, которые имеют серьезное влияние на бизнес компании и/или вовлекают большое количество людей, тогда от этого инструмента будет толк.

Цели разработки дорожной карты проекта:

  1. В формате “одной странички” отобразить все критичные для проекта вещи, чтобы при одном взгляде на нее становилось понятно, что, зачем и, возможно, в какой последовательности мы делаем.
  2. Получить инструмент для работы со спонсором и стейкхолдерами и для коммуникации по компании. Потому что показать и объяснить что-то на картинке намного проще, чем заставить людей читать тома документации или рассматривать план-графики проекта на 1000 строк, пусть даже с обозначенными вехами.
  3. При дальнейшем использовании легко отслеживать и показывать прогресс проекта (на том же или другим заинтересованным лицам).

К слову, Roadmap может составляться не только для проекта, но и для продукта, идея инструмента – та же самая, только фокус смещается на продукт, а не на проект.

Дорожная карта проекта – как составить?

Перед составлением карты важно напомнить себе, что это стратегический инструмент, и он должен быть достаточно общим, чтобы в его рамках потом можно было планировать непосредственную работу по проекту и актуализировать содержание, не отступая при этом от генеральной линии.

В общем-то, стандартного общепринятого списка шагов по составлению Roadmap проекта нет, но последовательность будет примерно следующей:

  1. Как правило, дорожная карта проекта появляется еще до . В идеале – ее составляет спонсор проекта вместе с будущим РМом (если проект и правда крупный и амбициозный – это вполне реально), но чаще – просто РМ, который потом согласует ее со спонсором.
  2. В зависимости от приоритета ограничений проекта (что важнее – содержание или сроки?) обозначаются рамки проекта – “с 2019 по 2021 годы”, “с “бумажной” компании к полностью цифровой”, “с 1С на SAP” и проч., и между ними проставляются основные вехи с указанием этапа и календарной даты. Даты, понятное дело, конкретные лучше не ставить, в зависимости от детализации карты это может быть месяц, квартал или год, иначе потом придется дольше объяснять любой небольшой сдвиг, да и визуально это только замусорит документ.
  3. На карту выносятся другие важные аспекты (например, критичные риски, общий бюджет или вехи, на которые мы не влияем, типа перехода налоговой на электронный прием документом или ввода в действие новых правил Центробанка), если они настолько важны, что могут повлиять на проект вплоть до остановки или на компанию в целом.
  4. Все это аккуратно форматируется так, чтобы не противно было смотреть, и согласуется сначала со спонсором, а потом и с другими заинтересованными лицами. Также до спонсора неплохо бы обсудить составленную дорожную карту с потенциальной командой проекта (если такая возможность есть), чтобы потом не было мучительно больно.

И не забывайте использовать , это может сильно облегчить труд по составлению дорожной карты и сделать ее более читаемой и интересной.

В интернете при поиске примеров дорожных карт проекта я наткнулась на кучу предложений от консалтинговых компаний, которые за деньги готовы составить вам дорожную карту вашего проекта. Не знаю, кто пользуется этой услугой, это прямо за гранью моего понимания – отдать кому-то описание стратегии, а потом это реализовывать самим. Отличная работа для консалтера, я считаю, деньги и фан у них, а головная боль потом у РМа.

Ну и последний момент – в целом Roadmap у проекта может быть несколько для работы с разной аудиторией – заказчиком, топ-менеджментом, конечными пользователями и проч. Иногда это удобно, но чаще – превращается в бардак и необходимость поддерживать актуальность нескольких документов (как будто РМу больше нечем заняться). Из личного опыта – несколько дорожных карт имеют смысл только при наличии в проекте , который будет ими заниматься.

Примеры дорожной карты проекта

В интернете нашлось множество отличных (и еще больше – плохих) примеров дорожных карт проектов, поделюсь теми, которые меня зацепили:

1. Дорожная карта “Образование 2030” от Агентства стратегических инициатив () – хотя уже сейчас понятно, что из нее мало что сбылось, как пример – довольно удачно.

2. Дорожная карта цифровой экономики РФ от “Цифровой экономики” () – совсем свежая, 2018 год. Идея сделать имитацию дорожной карты в виде схемы московского метро – восторг, эту карту хочется рассматривать. Я минут на 30 залипла просто.

3. Дорожная карта “Образование 2018-2024” от гимназии им. В.А. Надькина () – такую дорожную карту, насколько знаю, должно иметь каждое образовательное учреждение. Пример неплох по наполнению (смотреть с 4 по 8 страницы), но за счет отсутствия хоть какой-нибудь визуализации читается и воспринимается очень тяжело, даже примитивная диаграмма Ганта исправила бы ситуацию. Зато сразу понятно, почему дорожная карта – это все-таки про визуализацию.

4. Дорожная карта развития ИТ от Ульяновского автомобильного завода (те самые УАЗики) ( , смотреть 10й слайд) – понятно и последовательно.

5. Дорожная карта программы перевода набора решений с одной на другую ИТ-платформу – это уже из моей практики, программа проектов успешно завершилась в 2018 году (все, что можно, упрощено с целью соблюдения конфиденциальности, карт много, но эту проще всего было анонимизировать).

Мораль – дорожная карта проекта критически необходима на действительно больших проектах (год и больше), так как она становится практически единственным инструментом быстрой коммуникации плюс позволяет легко понять, насколько мы вообще “на дороге” или давно ушли не туда и опоздали везде, где только можно. На маленьких проектах – зависит от ситуации, но если очень хочется и время есть – то лишней точно не будет.

Дорожные карты НТИ должны соответствовать форме плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы, являющейся приложением к Правилам разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 за исключением дорожных карт, указанных в абзаце втором пункта 2 Правил.

Дорожные карты создаются с использованием текстового редактора Microsoft Word for Windows шрифтом Times New Roman размера № 12 (для оформления табличных материалов), 13 или 14 через 1 междустрочный интервал.

Размеры полей в тексте дорожной карты должны быть определены следующим образом: левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм (данные параметры должны применяться и в альбомной, и в книжной ориентации страницы).

Страницы дорожной карты должны быть пронумерованы. Номер страницы печатается по центру верхнего поля листа арабскими цифрами без заголовка и знаков препинания шрифтом того же размера, что и текст документа. На первой странице документа номер страницы не печатается.

Оформление названия и заголовков

Реквизит «Название дорожной карты» должно включать слова «План мероприятий («дорожная карта») Национальной технологической инициативы» и печатаемое со строчной буквы в кавычках обозначение рынка, формируемое в результате создания сложносокращенного слова посредством объединения исходного слова, обозначающего сферу деятельности на английском языке, и транслитерированного компонента «нет» («Маринет», «Хелснет», «Фуднет» и т.п.), например:

Слово «ПЛАН» печатается в одной строке прописными буквами с разреженным межзнаковым интервалом 2 пт. Слова в остальных строках реквизита печатаются строчными буквами (за исключением слов «Национальной» и обозначения рынка, печатаемых с прописных букв), центрируются относительно самой длинной строки, которая ограничивается правым полем.

Реквизит печатается через 1 междустрочный интервал полужирным шрифтом с выравниванием по центру страницы без абзацного отступа.

Заголовок раздела (подраздела) дорожной карты состоит из цифры и тематической части, словесно определяющей содержание соответствующей структурной единицы текста, и приводится в соответствии с формой плана.

Точка в конце заголовка, вынесенного в отдельную строку, не ставится. В заголовке, состоящем из двух самостоятельных, синтаксически не связанных предложений, между ними ставится точка, а в конце по общему правилу точка опускается.

Разделы (подразделы) должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные римскими цифрами с точкой (подразделы – арабскими цифрами с точкой), например:

Заголовки разделов (подразделов) печатаются с выравниваем по центру страницы без абзацного отступа через 1 междустрочный интервал, отделяются от предыдущего и последующего реквизита 1,5 междустрочного интервала.

При подготовке дорожной карты к печати не рекомендуется размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не помещается более 2 строк последующего текста.

Текст дорожной карты может предусматривать структурирование на пункты в рамках разделов.

В этом случае пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой (при наличии цифры с точкой текст начинается с прописной буквы). Рекомендуется делать сквозную (единую по всему тексту) нумерацию пунктов в рамках разделов.

Индексационная нумерация (состоит из номеров всех разделов, подразделов и т.п., которым подчинена определенная структурная единица текста, например: 2.11) возможна при оформлении названий подразделов (не более одного дополнительного уровня) и таблиц (возможно использование нумерации нескольких уровней), а также при оформлении приложений, содержащих информацию технического характера.

Пунктам в составе текста заголовки не присваиваются.


Оформление текста

Текст дорожной карты должен быть ясным, кратким, логичным и обеспечивать точное и однозначное восприятие изложенной в нем информации.

Абзацный отступ строк текста дорожной карты (за исключением таблиц, иллюстраций, др.) составляет 12,5 мм от левой границы текстового поля.

В тексте документа не допускаются «висячие» строки (под «висячей» строкой понимаются начальная строка абзаца, завершающая страницу, или концевая неполная строка абзаца, начинающая страницу, недопустимые по общим правилам оформления документов).

Интервалы между абзацами в тексте не применяются.

Шрифтовые выделения в тексте (полужирным, курсивом, подчеркиванием, цветом и др.) применяются только при особой необходимости привлечь внимание к структурным единицам текста (предложениям, словосочетаниям, словам, сокращениям).

Текст дорожной карты может быть оформлен в виде связного текста, таблицы или соединения этих структур.

В случае если в дорожной карте вводится особая система сокращения понятий, сокращения приводятся в скобках за первым употреблением развернутого понятия, например:

Если развернутое понятие необходимо структурировать на несколько сокращений, или изложение текста не позволяет ввести сокращения для каждого развернутого понятия, сокращения приводятся в скобках за соответствующим понятием, например:

При значительном количестве понятий, требующих сокращения, а также необходимости определения используемых в дорожной карте понятий и терминов формируется Перечень терминов и сокращений в порядке русского алфавита, который размещается в приложении к дорожной карте.

Оформление сносок и примечаний

После знака сноски текст сноски начинается с прописной буквы. В конце сноски ставится точка.

При необходимости в тексте дорожной карты могут приводиться примечания.

Примечание оформляется путем указания слова «Примечание» и продолжающегося после двоеточия предложения или нескольких пунктов, нумеруемых арабскими цифрами с точками (текст в таких пунктах печатается с прописной буквы и заканчивается точкой).

Для оформления примечания используется шрифт Times New Roman размером на 1 – 2 кегля меньше кегля основного текста дорожной карты.

Оформление числовых единиц

Суммы в денежном выражении в дорожной карте приводятся в российских рублях с использованием единицы измерения «тыс.» (тыс. рублей). При необходимости в дорожной карте могут использоваться обозначения других национальных валют мира и единицы измерения «млн» или «млрд» (например, при анализе мировой экономики, др.).

Цифровые величины при перечислении (если есть дробные числа) разделяются точкой с запятой (например: «1,2; 5,1; 6,3»).

Суммы в цифровой форме приводятся с разбивкой на группы, обозначающие тысячи, сотни тысяч, миллионы и т.д. (с разбивкой на группы по три цифры справа налево (за исключением дробной части), отделяемые пробелами). Точка между цифровыми группами многозначного числа не ставится.

Дробная часть отделяется от соответствующей цифровой группы запятой.

Оформление реквизитов и приложений

Реквизиты законодательных и иных нормативных правовых актов указываются в тексте дорожной карты в следующем порядке – вид акта, дата его принятия (утверждения), номер документа и наименование акта (заголовок документа), например:

Не допускается использование знака «N» в составе реквизитов нормативных правовых актов, документов правового характера, а также в других случаях необходимости обозначения номеров. Для обозначения номеров используется знак «№».

При наличии приложения к дорожной карте в тексте дорожной карты в обязательном порядке приводится ссылка на такое приложение. Ссылка на приложение вводится с помощью слов «согласно приложению», например:

При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами

с проставлением знака «№». Ссылки на приложения приводятся в тексте по мере расположения приложений. Порядок расположения приложений к тексту дорожной карты должен соответствовать порядку указания ссылок на приложения в тексте дорожной карты.

Многострочный реквизит – отметка «ПРИЛОЖЕНИЕ» – с указанием на название дорожной карты располагается в правом верхнем углу первого листа документа и печатается от границы верхнего поля без кавычек прописными буквами.

Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» отделяется от последующих строк реквизита 1,5 междустрочного интервала. Остальные строки реквизита печатаются через 1 междустрочный интервал.

Все составные части реквизита центрируются относительно самой длинной строки. Длина строки не должна превышать 10 см и ограничивается правым полем документа. Например:

Оформление списков

Для оформления содержащихся в тексте дорожной карты списков (перечислений) используются подпункты, которые обозначаются буквами со скобкой (например: «а), б), в)») или при наличии большого объема перечислений цифрами со скобкой (например: «1), 2), 3)»).

Каждый подпункт списка (перечисления) начинается с абзаца со строчной буквы и заканчивается точкой с запятой, за исключением последнего подпункта, в конце которого ставится точка.

Для обозначения позиций перечня не используются в качестве замены буквенной или цифровой рубрикации тире, кружки, ромбы и т.п.

Оформление таблиц

Для выделения и обозначения таблицы в тексте документа в зависимости от структуры документа используются тематические и (или) нумерационные заголовки (заголовки, обозначаемые числом, определяющим порядковый номер таблицы).

Таблицы, предусмотренные формой плана (раздел I, подраздел 3 раздела II, разделы III и IV), оформляются в соответствии с официально опубликованным текстом постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317.

По общему правилу таблицы проектируются как открытые (не имеющие по бокам и снизу линеек).

При необходимости таблицы могут быть спроектированы как закрытые (обрамленные линейками) или комбинированные (линейками обрамлена головка таблицы).

В боковике таблицы (левой графе таблицы, содержащей данные о строках таблицы) текст каждой позиции должен начинаться с прописной буквы. Знаки препинания ставятся только внутри предложения. В боковике после слов «Итого», «Всего» двоеточие не ставится.

В случае если таблица печатается более чем на одной странице, головку (верхняя часть таблицы, в которой размещаются заголовки граф) таблицы целесообразно повторять на каждой странице. Графы таблицы (ряд данных в таблице, расположенный вертикально и обычно помещаемый между вертикальными линейками) могут быть пронумерованы, в этом случае на следующих страницах допускается печатать только номера этих граф.

Не рекомендуется включать в таблицы графу с обозначением порядкового номера (в виде символа «№» или «№ п/п») в таблицах, предусмотренных формой плана мероприятий, являющейся приложением к Правилам разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317

Текст в таблице печатается по левой границе строки таблицы без абзацного отступа или по центру графы (цифры, единицы измерения, др.).

Для оформления текста в таблице используется шрифт Times New Roman размером на 1 – 2 кегля меньше кегля основного текста дорожной карты.