Научные статьи о коррупции в образовании. Подрыв конституционного принципа равных возможностей. Этот принцип обычно называют «бесплатным образованием». То есть, стартовые возможности оказываются изначально не равными для тех, кто может дать взятку, и для

Рассмотрим основные причины и последствия коррупции в сфере образования. Безусловно, что образование в Российской Федерации является сферой деятельности, которые также подвержены коррупции.

Если проанализировать статистику за 2011 год, то больше всего нарушений коррупционного характера выявлено в образовании: против работников здравоохранения и соцобеспечения было возбуждено 1990 уголовных дел, еще около 2000 дел возбудили в сфере образования и науки. По оценкам российских СМИ, в 2005-2011 годах размер среднероссийской взятки в России за поступление в престижную школу составлял около 20 тыс. рублей, а ежемесячные сборы 1-2 тыс. рублей; в элитную школу, соответственно, 150-200 тыс. рублей и 7-10 тыс. рублей.

Наибольшими коррупционными рисками в сфере образования характеризуются: поступление в образовательные организации (в особенности специализированные общеобразовательные школы и дошкольные учреждения, государственные высшие учебные заведения), различные формы аттестации как обучающихся, так и педагогических кадров (например, покупка и продажа дипломов).

Причины и условия преступности по происхождению всегда социальны: они всегда включены в систему социальных противоречий. По содержанию они исключительно негативны - не соответствуют интересам граждан, общества, государства.

В целом коррупционная преступность, в том числе в сфере образования, предопределяется общими для всей преступности страны криминогенными социально-экономическими, политическими, социально-психологическими и другими факторами. В то же время для анализируемой преступности присущи специфические причины и условия ее существования и развития.

Рассмотрим основные причины коррупции в сфере образования.

Существует много причин, которые так или иначе способствуют распространению и дальнейшему росту коррупции в сфере образования:

1. Несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования;

2. Наличие недостатков организационно-контрольных механизмов;

3. Наличие ряда социально-экономических проблем, не разрешаемых на протяжении нескольких лет;

4. Неразвитость институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм), правовой нигилизм граждан;

5. Отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли;

6. Непрозрачность системы образования в целом, эффективности расходования бюджетных средств (отсутствие общественной экспертизы принимаемых решений);

7. Отсутствие реальных механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием;

8. Очевидная разобщенность школы в широком понимании и общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной практикой гражданского служения обществу;

9. Неразвитость законодательства, часто намеренная и провоцируемая частью депутатов законодательных собраний, проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечёткости законотворческих процедур, незавершённостью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами.

В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Именно так возникают условия для появления нечётких, «закрытых», плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции.

Отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к её распространению, как по горизонтали, так и по вертикали, а также захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей. При этом любые шаги по ограничению коррупции в сфере образования носят либо символический, либо фрагментарный характер.

Из года в год не выполняются нормы закона Российской Федерации «Об образовании», определяющие объёмы финансирования, налоговые льготы, а также освобождение от них. Не решены вопросы оплаты труда работников образования, в тяжелейшем материальном положении находится значительная часть российского студенчества, особенно из малообеспеченных семей. Недостаточно средств выделяется на финансирование вузовской науки, несмотря на её высокий научный потенциал.

В целом с 1990-х годов легальных финансовых ресурсов в сфере образования было крайне мало. При этом бюджетное финансирование отрасли запаздывало и было очень небольшим. Но зато возможностей для получения нелегальных, полулегальных ресурсов у административного корпуса было предостаточно. К примеру, в 1995 году, по оценкам тогдашнего Госкомимущества до 70% вузовских площадей находились в аренде. Из них свыше 95% - в аренде нелегальной или полулегальной.

Кроме вышеперечисленных причин коррупции в сфере образования можно также отнести следующие:

1. Низкая оплата труда в образовании . Она составляет около 68% к уровню зарплаты в обрабатывающих производствах;

2. Сложились и увеличивались «ножницы» между уровнем подготовки учащихся в школах и требованиями при поступлении в вузы. В течение 15 лет 70% абитуриентов, готовящихся поступать в престижные и элитные вузы, и 52% абитуриентов школ занимались сверх школьной программы с целью сдачи вступительных экзаменов. Причем наиболее распространенным способом подготовки является посещение платных курсов при вузах (более 40% абитуриентов), и более 20% занимаются с платными репетиторами из вузов. С учётом того, что в России законодательно гарантируется бесплатность образования, обществом такая ситуация воспринимается как скрытая, практически «узаконенная» коррупция.

Недофинансирование системы образования в течение длительного времени привело к расслоению образовательных учреждений на элитные и обычные, так называемые «массовые». Дефицит качественных образовательных услуг создаёт благоприятную почву для коррупции. Недофинансирование также стало причиной того, что в образовательных учреждениях получили широкое распространение случаи сбора денег с учащихся на нужды образовательного учреждения. При этом, следует отметить, что формально такие поборы считаются инициативой самих учеников и их родителей.

Опасность самой коррупции в образовании заключается в том, что происходит дезориентация участвующих в данном процессе граждан, в результате автоматически складывается нецивилизованный формат общения, служащий благодатной почвой для последующего коррупционного беспредела, а также деградации во всех остальных отраслях и сферах жизнедеятельности общества.

В самых общих чертах механизм воздействия такой коррупции на общественные, политические и социально-экономические связи можно представить в виде нижеприведенной последовательной цепочки:

1. В сознании человека с детских лет формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью и перед властью;

2. В обществе уменьшается доверие к власти, растет отчуждение от нее;

3. Дискредитируется право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В свою очередь, это способствует укреплению организованной преступности, которая усиливаясь, стремится захватить не только экономику, но и политику;

4. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие государственные институты разрушаются;

Таким образом, коррупция, в системе образования разрушая нравственные устои общества, представляет серьезную угрозу не просто социально-экономическому положению страны, но и национальным интересам страны, безопасности государства.

В статье 43 Конституции РФ «гарантируется каждому гражданину право на образование, устанавливая при этом обязательность основного среднего образования, его общедоступность и бесплатность в государственном или муниципальном образовательном учреждении, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении». Коррупция в сфере образования постепенно отменяет действие данной статьи.

Но при этом, преодоление коррупции в Российской Федерации усложняется тем, что в системе образования коррупция стала нормой существования, а в некоторых случаях и единственной возможностью приобрести номинально бесплатные услуги, которые государство должно предоставлять своим гражданам.

Бейсембаева Н.А. отмечает, что «коррупционные проявления в сфере образования можно встретить на всех ступенях российского образования - от дошкольного до послевузовского. К основным формам проявления коррупции в образовании можно отнести: нецелевое использование бюджетных средств; взятки при аккредитации учебных учреждений; незаконное получение свидетельств и документов об образовании; неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса; вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов); давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки); давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и другие».

Юхачев С.П. в своей работе характеризует следующим образом: «коррупция в системе образования имеет более опасные социальные последствия, чем, например, в политике или бизнесе. Учебное заведение, получившее аккредитацию за счет дачи взятки, будет выпускать специалистов низко - профессионального уровня. Совершая мошенничество, вузы обманывают общество, так как они получают незаконную ренту и совершают преступления в стенах учреждения, которое было создано на справедливой и объективной основе».

На сегодняшний день коррупции в наиболее крупных масштабах распространена в тех сферах, где происходит выделение бюджетных средств на развитие системы образования. К уголовной ответственности привлекаются проректоры, помощники ректора, заведующие кафедрами, преподаватели и директора школ.

Изучив данное явление в системе образования можно разграничить его на две ступени: первичную и вторичную. Коррупция на первичной ступени проявляется непосредственно в процессе обучения: прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и другие. Коррупция на вторичной ступени связана с системой аккредитации, лицензирования образовательных учреждений и, также, с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.

В работе Стефана Р. Хайнема «Образование и коррупция» содержится обоснование системы образования, свободной от коррупции. Он пишет: «равенство доступа к получению образования; честность при распределении учебных программ и материалов; честность при проведении аккредитации, в которой все учебные заведения равно оцениваются по системе стандартов, открытых для общественной огласки; честность и прозрачность критериев выбора высшего образования; честность при получении образовательных услуг и товаров; поддержание системы профессиональных стандартов теми, кто возглавляет учебные учреждения, кто осуществляет преподавательскую деятельность, независимо от форм собственности учреждения». Но, к сожалению, на сегодняшний день такой нашу систему образования описать нельзя.

Согласно данным опроса, 39% опрошенных граждан ответили, что давали деньги и подарки работникам образования. Для сравнения: 57% - работникам медицины, 41%- инспекторам ОБ ДПС ГИБДД. Можно сделать вывод, что образование входит в тройку наиболее подверженных коррупции сфер.

Одним из способов борьбы с коррупцией было введение ЕГЭ. Но в итоге по результатам работы случаи получения и дачи взяток усилилось почти в два раза. Такие показатели выставили процедуру ЕГЭ не в лучшем свете, т.к. главным ее лозунгом все-таки была борьба с коррупцией.

Удивительные итоги показала данная процедура. Средний балл оказался выше на многих национальных окраинах (Чечня, Ингушетия, Калмыкия). В соответствии с такими данными ЕГЭ, в таких районах математику и русский язык знают лучше, чем в признанных образовательных центрах, таких как Москва или Санкт - Петербург.

Всего правоохранительными органами было зафиксировано 3117 правонарушений, включая взятки. Помимо этого, выявлено 1343 факта служебного подлога, более 300 фактов злоупотребления должностными полномочиями, 74 - превышения должностных полномочий, 33 - нецелевого расходования бюджетных средств.

Многие эксперты связывают резкий рост показателей по выявлению правонарушений в сфере образования в связи с ужесточением проверок.

Широкомасштабные проверки объясняются повышенным внимание со стороны общества к ЕГЭ. Кроме того, Рособрнадзор предпринял выборочную переоценку 100-бальных работ из нескольких регионов, которая показала, что результаты экзамена были завышены в 25% случаев.

В ходе исследования было обращено внимание на практику применения ЕГЭ, пересмотреть систему, либо дополнить ее промежуточными экзаменами. На мой взгляд, экзамен - это умение мыслить, анализировать, сопоставлять, а ЕГЭ этому не учит.

60% принятых по результатам ЕГЭ студентов не обладают элементарными школьными знаниями, а это означает, что коррупционный рынок в вузах будет расти.

Предлагаю рассмотреть виды вузовской коррупции.

Первый такой вид - это коррупция в связи с поступлением абитуриентов в вуз. Данный вид предполагает плату за получение необходимых баллов по ЕГЭ, плату за получение нужных оценок на олимпиадах, дающих право поступления в вузы без экзаменов, репетиторство для сдачи дополнительных экзаменов, которые устанавливают наиболее престижные вузы для контроля качества оценок, полученных в результате ЕГЭ.

Второй вид проявляется непосредственно в процессе обучения студентов. Здесь подразумевается вымогательство взятки у студентов во время сессии или навязывание им платных консультаций.

Третий вид - покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника. По некоторым данным в России ежегодно продается около 100 поддельных дипломов. Кроме того, 10 тысяч кандидатских степеней и до 5 тысяч дипломов доктора наук.

Следующий вид - нецелевое использование федеральных средств. Выделенные денежные средства используют на другую цель «в нужные карманы».

Еще один вид, такой как взятка проверяющему органу в процессе лицензирования или аккредитации университета.

Балезина И.В. выделяет несколько групп коррупционных практик. Она указывает: «Использование связей. Под данными практиками понимается обращение за помощью к администрации вуза и ее подразделениям (деканат, ректорат), авторитетным преподавателям с целью получения определенных преференций (зачет, экзамен).

Денежные практики. Под данными практиками понимается получение преподавателем денег в обмен на зачет или оценку на экзамен, покупка бюджетного места в вузе, платные курсы, вымогательство денег преподавателями, предоставление возможности студентам альтернативной сдачи экзамена, покупка диплома.

Бартерные практики. Под ними понимаются: вымогательство подарков, дарение подарков».

Существует много причин, которые могут заставить студента прибегнуть к коррупционным практикам. Что касается преподавателей, то у них причинами является желание хорошо жить, а также отсутствие моральных принципов и на мой взгляд одной из основных причин - попытка повысить свой материальный статус.

Таким образом, профессиональные навыки приобретаются в процессе обучения, формирование личности происходит в стенах учебных заведений. И именно образование является фундаментом для построения успешного государства.

Борьба с коррупцией, укрепление законности, надежная защита прав и свобод граждан и борьба с бюрократическим произволом остаются основными задачами прокуратуры. От эффективности прокуратуры и всей правоохранительной системы зависит стабильное и уверенное развитие общества и России, как правового, экономически сильного, социально - ориентированного государства.

В современном обществе информация об ужесточении мер по борьбе с коррупцией в ВУЗах, школах и других учреждениях звучат с экранов телевизоров довольно регулярно. Чиновники придумывают все новые и новые способы борьбы с данным явлением. Но многие подобные меры оказываются абсолютно не эффективными, и коррупция в учебных заведениях развивается все больше и больше.

Рассматривая коррупционные явления в ВУЗах, можно сделать вывод о том, что учреждения образования являются прекрасной кормушкой для многих преподавателей и работников ВУЗов. Многие студенты рассказывают о том, что они сталкиваются со случаями коррупционных действий. Многих такое положение устраивает, но другие не готовы платить и категорически против различных поборов.

Например, в городе N прокуратурой города была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд одного из ВУЗов. Установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность с нарушением требований действующего законодательства, а именно невыполнение работ по ремонту душевых, замене сантехнического оборудования в спорткомплексе.

Или, например, в городе N возбуждено уголовное дело в отношении преподавателя, который за определенную сумму предложил выполнить дипломный проект студента и покровительство при защите на положительную оценку комиссии, в состав в которой преподаватель входит.

Способы обогащения самые различные. А начинаются они с момента знакомства абитуриента с учебными заведениями. Абитуриентам предлагают заплатить за вступление, особенно на популярные специальности. Затем идет череда сборов за сдачу экзаменов, зачетов, курсовых, дипломов и т.д. Кроме того, много случаев продажи различных должностей и научных степеней. Существует практика создания должности или целой кафедры под конкретного человека. Главное, чтобы он смог обеспечить достаточную финансовую мотивацию. Таким образом, многие влиятельные политики или бизнесмены могут стать образовательной элитой. Каждый ВУЗ располагает определенной материально - технической базой, поэтому и возможны махинации с ремонтом, строительством, закупкой мебели, оборудования и т.д.

Я бы выделила разнообразные формы коррупции, которые постоянно видоизменяются и совершенствуются. Рассмотрим наиболее распространенные. Злоупотребление должностными полномочиями. «Российские государственные образовательные и научные учреждения владеют изрядной недвижимостью - земля, здания, инфраструктура. Всевозможные действия различных должностных лиц, направленные на незаконное использование данного имущества в собственных корыстных интересах и составляют основу данного вида преступления».

Взятки в образовании: «Взятки в образовании являются основной возможностью для решения практически любых вопросов. Их берут и дают за все: за устройство ребенка в детский сад (школу, ВУЗ), за хорошую оценку, за «особое» отношение к ребенку и т.д. В основном используется денежная форма взятки, в том числе так называемые «благотворительные взносы» (на охрану, уборку, техническое оснащение школы и класса и т.д.)» 59. С виду оформляется все официально, но на деле деньги не идут по назначению, а расходуются по усмотрению руководителей образовательных учреждений. Завуалированной формой взятки являются: плата за репетиторство, приобретение учебных пособий, оборудования, подарки ко всем возможным праздникам, оказание трудовых услуг.

Поводом для возбуждения уголовных дел о взяточничество в образовании в 70% случаев являются заявления студентов, их родителей, законных представителей.

Изготовление и сбыт поддельных документов об образовании - торговля всевозможными документами: аттестатами, дипломами, справками. Ежегодно по данным Рособнадзора покупается до 5000 тысяч дипломов о высшем образовании.

Мошенничество. Преступники выстраивают целые схемы запутанных взаимоотношений с участием образовательных учреждений, позволяющих извлекать личную выгоду путем мошеннических действий.

Один из видов мошенничества - это создание фиктивного коммерческого образовательного учреждения, которое существует только «на бумаге», а на практике не ведет никакой образовательной деятельности.

Также исследования показали, что 29% граждан считают деятельность правоохранительных органов по пресечению и выявлению коррупционных преступлений эффективной. Исходя из этого можно сделать вывод, что необходимо шире освещать антикоррупционную деятельность, тем самым повышать интерес граждан к данной проблематике.

Необходимо укреплять межведомственное взаимодействие и принимать дополнительные профилактические и превентивные меры, а также крайне внимательно вести правовую статистику.

Кроме того, я считаю, что необходимо надлежащим образом контролировать вопросы обеспечения социальных гарантий, более эффективно отстаивать права населения, следить за соблюдением законодательства.

Рассматривая более подробно такое явление, как коррупция, необходимо обратить внимание на источники информации. Один из главных источников информации коррупционных проявлений - народ, использующий свое положение для достижения своих личных и групповых целей.

Другой источник - карманы граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и противоправные актуальные потребности, и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников.

Полагаю, что существует необходимость привлечения общественных организаций к полноценному сотрудничеству при решении данной проблемы. Привлекая общественные организации, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, что есть шанс на достижение поставленных целей. Для этого необходимо укрепить обеспечение эффективного доступа населения к информации, проведение мероприятий по информированию, способствующих созданию нетерпимости в отношении коррупции, уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространение информации о коррупции.

Многие специалисты считают, что многое зависит от умения властей выстраивать диалог с обществом, как в целом, так и в отдельных его сферах. С точки зрения В. Козлова, часто случается, что создание новых законодательных норм, которые направлены на противодействие коррупции, сопровождается появлением лишней бюрократии в сферах, где подобного рода явления нежелательны. Например, в области образования. Противодействие коррупции в школе или детском саду - это явления, которые не всегда уместно ставить в один ряд с политикой превентивных мер в отношении органов власти, связанных, например, с бюджетно-распорядительными задачами.

В. Козлов предлагает несколько вариантов решения указанной проблемы: «Во-первых, отслеживание любой прямой или косвенной заинтересованности чиновника в распределении бюджетных средств какой-либо определенной организации (исключение родственной связи между чиновником и работником издательства);

Во-вторых, выборочная экспертиза выпускаемой литературы на предмет соответствия указанной цены продукта его качеству;

Третий путь - ограничение срока приобретения исключительных прав на издание;

Четвертый - совершенствование процедуры открытых конкурсов на издание школьной и профессиональной литературы за счет бюджетных средств;

Пятый - возможное ограничение предельной рентабельности изданий за счет бюджетных средств».

Таким образом, в сфере образования фиксируется весьма высокий уровень коррупционных проявлений. Эту сферу отличает наличие стимулов к даче взяток, убежденность в невозможности или крайней трудности получения должной услуги, желание застраховаться на случай неудачи. Особую тревожность вызывает то, что сегодня значительная часть общества не только знает о случаях взяточничества в сфере образования, но и не скрывает своей склонности решать возникающие проблемы коррупционным путем.

Воспитание, пропаганда и образование - комплекс мер, который должен реализовываться в следующих направлениях: популяризация примеров успешных антикоррупционных программ в других странах; борьба в СМИ с мнением о том, что Россия обречена на коррупцию; стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную информацию; создание системы «локальной гласности» для информирования населения о действиях наиболее распространенной коррупции; изучение в рамках образовательных программ (в школах, вузах) такого явления, как коррупция, ее опасности, причины и условия, а также меры противодействия и предупреждения.

Чем эффективнее и крепче будет контроль институтов гражданского общества, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах.

Коррупция в высшем образовании : причины,
последствия, механизмы противодействия

Две вещи наполняют душу

сильным удивлением и благого-

вением: звездное небо надо мной

и нравственный закон во мне.

Иммануил Кант

В статье раскрывается сущность явления коррупции в высшем образовании: дается понятие этого явления в категориях экономической и правовой оценки. Проведен причинно-следственный анализ проблемы. Разработаны подходы к снижению масштабов коррупционных явлений в вузах.

Специфика коррупции в образовании в том, что данное определение не подходит под деятельность некоторых коррупционных схем. Например, при поступлении в вузы деньги нередко берут посредники, которые вообще не имеют полномочий по содействию в приеме. Часто методисты кафедр выступают посредниками при передаче финансовых средств за экзамен или за зачет.

Рассмотрим основные формы коррупции в высшем образовании:

Дача взятки проверяющему органу при аккредитации университета;

Нецелевое использование федеральных средств;

Покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника;

Вымогательство педагогов во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов, зачетов);

Навязывание платных консультаций, покупки собственных книг, методических пособий студентам;

Давление студентов, не желающих учить предмет, на педагогов (навязывание взятки);

Давление на педагогов со стороны коллег или руководства с целью получения экзамена или зачета .

Отличительными чертами коррупции в образовании является то, что задействованными являются практически все уровни распространения коррупционных отношений (от методистов и лаборантов до старшего руководящего состава министерств и ведомств).

1. Отсутствие академического вознаграждения у педагогов.

В западной экономической традиции принято полагать, что вознаграждение преподавателя складывается из финансового вознаграждения и академического вознаграждения (удовольствия от преподавания, свободного графика, возможности работать в нескольких местах, заниматься творческим трудом и т. д.). В России академическое вознаграждение значительно уменьшено, так как преподаватель вынужден нести огромное бремя бюрократической нагрузки. На Западе академичекое вознаграждение компенсирует разрыв в зарплатах. У нас в стране – нет.

2. Низкий уровень оплаты труда педагогов .

Из данных официальной статистики по Калининградской области :

В 2008 году осуществлено повышение заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы на 10% . В то же время по данным официальной статистики, уровень инфляции в 2008 году – более 13%. А по товарам первой необходимости – около 18% .

3. Подорвана система академических статусов .

Академическая иерархизация в настоящий момент перестала выстраиваться по академическим принципам. Большинство академических статусов присваивается теми, у кого имеются административные и финансовые ресурсы. Ценность академических же ресурсов значительно занижена.

4. Снижен статус педагога в обществе .

Труд педагога и его социальный статус давно уже не имеют никакого уважения в обществе. Более того, существует мнение, что преподавателями становятся те, кому «не нашлось места» в коммерческих структурах или в сфере государственного управления .

5. Высокая степень специфичности активов преподавателя .

Рынок образовательных услуг специфичен в том, что покупатель (студент) абсолютно бесправен, а продавец (педагог) имеет абсолютную власть. Усугубляется эта ситуация нейтральным отношением к коррупции со стороны руководства вузов и самих учащихся.

6. Сложившийся порядок, согласно которому сформированы определенные схемы получения зачета или экзамена по тому или иному предмету .

Нежелание педагога потворствовать этим схемам может вызвать негативное отношение коллег. Эту закономерность можно назвать «коррупционной спиралью»: информация о сложившемся порядке передается из уст в уста студентами старших курсов – младшим. Таким образом, раз установившийся порядок постоянно поддерживается.

7. Общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах .

К сожалению, взяткополучателей и тем более – взяткодателей общество не порицает. Более того, умение дать взятку в некоторых случаях поощряется и ставится в заслугу человеку.

8. Появление большого количества псевдо-студентов .

В последнее время из-за различных факторов в массовой среде студенчества сложился значительный слой псведо-студентов. Во-первых, этому благоприятствует безработица . Не имея возможности найти приемлемую работу, молодежь устремилась в высшие учебные заведения. Во-вторых, в вузы приходит большое количество юношей, не желающих служить в армии.

9. Низкая заинтересованность российского общества в качественном образовании .

Во многих слоях общества существует фундаментальное непонимание важности и действенности образованности, глубоких и разносторонних знаний. Это, в частности, выражается в формальности требований учреждений, организаций и даже частных фирм к уровню образования своих служащих и работников. Даже губернаторов и мэров ловят на покупке фальшивых дипломов.

10. Усиление экономического давления на вузы .

Государства во всем мире сокращают финансовую поддержку высшей школы . Даже самые престижные университеты заняты увеличением экономической эффективности своей деятельности. Коммерческие соображения становятся ведущими в академических делах. И поскольку лишь немногим учреждениям удается обеспечить адекватный доход в новых условиях, большинство оказывается в сетях коррупции.

11. Снижение квалификации профессорско-педагогического состава вузов.

Снижение заработной платы педагогов, низкий социальный статус приводят к тому, что в вузы приходят неквалифицированные кадры. Такие сотрудники не способны адаптировать базовые ценности традиционного университетского образования.

Распространение коррупционных явлений в образовании приводит к таким последствиям:

1. Подрыв конституционного принципа равных возможностей. Этот принцип обычно называют «бесплатным образованием». То есть, стартовые возможности оказываются изначально не равными для тех, кто может дать взятку, и для тех, кто не может этого сделать.

2. Духовная деградация общества.

3. Утрата вузами принципов объективности, неподкупности и высоких этических стандартов лишает институт высшего образования общественной поддержки. Рост коррупции дискредитирует саму сущность университетского образования.

4. Снижение уровня знаний, отсюда ухудшение качества человеческого капитала общества.

Серьезность рассмотренных негативных тенденций приводит к необходимости разработки мер противодействия. Ректор МГУ считает, что высокий уровень образования и реальная требовательность к студентам сами по себе снимают возможность коррупции . Очевидно, что это мнение не в полной мере отражает реальность. отмечает, что «нет непременной связи между обстоятельствами поступления абитуриента в вуз и уровнем последующего прилежания студента» .

Меры по противодействию коррупции в вузе, по мнению авторов, можно подразделить на две части:

Государственный уровень,

Уровень вуза.

На уровне государства проблема коррупции в последнее время озвучивается и понимается, но должные меры пока только планируются. Контроль над качеством образования является лучшим способом борьбы с коррупцией, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его словам, правоохранительные органы не в состоянии в полной степени решить эту проблему. "Когда начинает всерьез контролироваться качество образования, когда человек может или не может получить образование, а преподаватель в зависимости от того, насколько он хорошо подготовил или не подготовил студента, может сохранить или потерять работу, то коррупция волей-неволей уйдет на второй план, а главным станет содержание образования", - сказал А. Фурсенко на пресс-конференции в Ереване 30 октября 2007 года. Он отметил, что качество образования должно быть требованием заинтересованных сторон, в первую очередь - работодателей. "Если мы сумеем наладить систему контроля над качеством образования, то коррупция в значительной степени перестанет быть проблемой системы образования".

На этой же конференции министр просвещения и молодежи республики отметил, что борьба с коррупцией должна быть системной: «В эту борьбу должно быть вовлечено все общество. Профилактика имеет большое значение. Нужно убедить всю страну, что проблема коррупции должна быть решена с их помощью. Кроме того, чем честнее мы будем говорить об этой проблеме, тем большая часть обществ поймет важность борьбы с ней».

Усиление контроля – это действенная мера, но, к сожалению, контрольные органы также задействованы во всеобщей коррупционной системе и также подвержены этому негативному явлению .

Помимо государственных мер по борьбе с коррупцией в вузе необходимы меры, принимаемые на уровне учебного заведения, причем, они должны, по мнению авторов, носить системный характер и иметь двойное направление: сверху вниз и снизу вверх. Противодействие коррупции должно исходить от четко заявленной и проводимой позиции ректора и распространяться на педагогов. С другой стороны, студенты должны быть нацелены в первую очередь на получение твердых академических знаний, на неприятие коррупции.

Противодействие коррупции в вузе должно носить программный характер. Основная цель программы должна быть направлена на устранение причин и условий, порождающих коррупцию. Необходимо разработать мероприятия по мониторингу уровня коррупции.

Гражданское общество студентов также должно стать участником процесса борьбы с коррупцией. Для этого необходимо сформировать независимые студенческие общества и выработать активную гражданскую позицию у учащихся, а также у их родителей.

Кроме того, по мнению авторов, немаловажным фактором в борьбе с коррупцией в вузе является наличие ценностного документа, отражающего базовые морально-нравственные принципы, на которых должна быть построена вся работа вуза. Такой документ, называемый «Кодекс корпоративной культуры» или «Кодекс корпоративного поведения», разработанный и применяемый в ряде крупных российских вузов, призван способствовать соблюдению основных этических принципов на всех уровнях вузовской структуры, начиная со студентов и заканчивая администрацией.

Важно продумать механизм доведения главных этических норм до всех категорий вузовских сотрудников и осуществление контроля исполнения этих норм. Грубое их нарушение должно осуждаться общественным мнением коллектива вуза. В случае особо серьезных нарушений могут применяться административные, дисциплинарные и иные меры наказаний в соответствии с решением руководства вуза.

Антикоррупционная программа на уровне университета может состоять из шести взаимосвязанных блоков (табл. 2).

Таблица 2. Программа по преодолению коррупции в вузе

Основная цель – устранение причин коррупции

Блок 1

Блок 3

Совершенствование нормативной базы

1.1 Принятие «Кодекса корпоративной культуры»

1.2 Внесение дополнительных условий в трудовые договоры

1.3 Регулярное проведение мониторинга коррупции в вузе (анкетирование студентов)

Усиление контрольных функций

руководства

2.1 Более тщательный контроль за деятельностью педагогов со стороны руководства

2.2 Проведение аттестации персонала на должном уровне

Научная

деятельность

3.1 Исследование коррупции внутри вуза и на межвузовском уровне

3.2 Включение специализированной дисциплины в учебный процесс

Кадровая

политика

4.1 Ознакомление педагогов с «Кодексом корпоративной культуры»

4.2 Более тщательный отбор кандидатов на должности преподавателей

4.3 Создание атмосферы неприятия коррупции

4.4 Активное реагирование на факты проявления коррупционных действий со стороны руководства вуза

Развитие гражданского общества студентов

5.1 Создание правовой основы деятельности независимых студенческих объединений

5.2 Обеспечение участия студентов в принятии важных решений деятельности вуза

5.3. Поощрение студентов, которые прилежны в учебе и активно занимаются научной работой

Антикоррупционная

работа со СМИ

6.1 Создание системы информационного противодействия коррупции

6.2 Налаживание системы обратной связи со студентами

Комплексная реализация антикоррупционной программы в российском образовании – важный шаг на пути развития цивилизованного, постиндустриального общества с высоким уровнем инновационных технологий . Игнорирование коррупционных процессов – это движение назад, к стагнации научно-технического развития, снижению человеческого и морально-нравственного потенциала страны.

Выступая 20 марта 2009 года на Совете ректоров России, Его Святейшество, Патриарх всея Руси Кирилл отметил, что «миссия вуза – стать основой морально-нравственного воспитания учащейся молодежи, основой духовного развития молодых людей» .

Считаем, что данный подход должен стать основополагающим, базовым при разработке стратегии развития высшего образования в нашей стране и деятельности каждого отдельно взятого вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 01.01.01 года.

2. Апресян в высшем образовании / // Ведомости Научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 26: Этика образования / под ред. и.- Тюмень: НИИПЭ, 2005.

3. Куликов В. Рейтинг взяточников / В. Куликов // Российская газета.- №13 (4837) от 01.01.2001. - С. 7.

4. «РБК Daily» от 01.01.2001.

5. Карташова Л. Приемная комиссия - $ 30.000. Размеры взяток за поступление в престижные вузы выросли / Л. Карташова, М. Шиц, М. Бровкина, М. Кларисс // Российская газета.- № 000 от 01.01.2001.

6. Комков С. Фальшивое образование / С. Комков // «Природа и человек / XXI век».- №1, 2008.

7. www. eduhelp. ru

8. www. gov.39.ru

10. Газета «Ведомости».- .

CORRUPTION IN HIGHER EDUCATION: THE CAUSES,
EFFECTS AND MECHANISMS OF COUNTERING

L. Senchukova, O. Gegechkori

This article analyzes corruption in education, identify the causes of this phenomenon. The authors propose a mechanism for anti-corruption policies.

  • 7. Понятие и виды взяток. Взяткодатель и взяткополучатель (ст. 290, 291 ук рф)
  • 9. Откат как один из видов коррупции
  • 10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения
  • 11. Коррупция как категория нравственности
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.
  • 13. Бюрократия и коррупция
  • 14. Лоббизм и коррупция
  • 15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование р. Мертона
  • 16. Коррупция и инвестиции. Исследование п. Моро
  • 17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России
  • 18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание
  • 19. Понятие противодействия коррупции: правовые и организационные аспекты
  • 20. Мвд рф: цели, задачи, реформа, функции по противодействию и борьбе с коррупцией
  • 21. Совет при Президенте рф по противодействию коррупции. Его задачи и полномочия
  • 22. Национальный план противодействия коррупции: цели, структуры (разделы), основные задачи его реализации
  • 23. Национальная стратегия противодействия коррупции: цель, задачи, основные приоритеты и положения
  • 24. Участие Общественной палаты, общественных некоммерческих организаций, предпринимательских объединений, экспертных советов, фондов в работе по противодействию коррупции
  • 25. Перечень преступлений коррупционной направленности, определенный Генпрокуратурой и мвд России (апрель 2010 г.)
  • 26. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
  • 27. Пути противодействия коррупции
  • 28. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • 29. Правовые основы противодействия коррупции в России
  • 30. Основные принципы противодействия коррупции
  • 31. Профилактика коррупционных деяний и преступлений: основные направления этой деятельности, организационные и правовые основы
  • 32. Произведения классиков литературы о мздоимстве и взяточничестве (Гоголь, Булгаков, Салтыков-Щедрин)
  • 33. Что такое электронное правительство? Перечень государственных услуг, оказываемых с помощью сетевых (электронных) технологий
  • 34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
  • 35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
  • 36. Гражданское общество как инструмент противодействия коррупции
  • 37. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции
  • 38. Независимые сми как необходимый фактор противодействия коррупции
  • 39. Опыт противодействия коррупции в Великобритании
  • 40. Опыт противодействия коррупции в сша
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае
  • 42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре
  • 43. Генеральная прокуратура рф: задачи, функции и роль в противодействии коррупции
  • 44. Федеральный закон «о противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-фз. Его роль в антикоррупционной политике
  • 45. Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства
  • 46. Коррупциогенные факторы российского законодательства
  • 47. Коррупция в сфере образования
  • 48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах
  • 49. Коррупция в правоохранительных органах
  • 51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
  • 52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
  • 53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
  • 54. Коррупция в судебной системе
  • 55. Коррупция в бизнесе
  • 56. Российские показатели коррупционной ситуации
  • 57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
  • 47. Коррупция в сфере образования

    Коррупция на дошкольном уровне: связана с нехваткой мест, в основном проявляется в взятке за принятие в детский сад, и в разного рада вымогательстве денег из родителей.

    Коррупция в школе: взятка за принятие ребенка в классы с хорошими преподавателями, повышенная плата за обучение в гимназических гласах, деньги на нужды школы.

    Коррупция в высшем образовании: «помощь» в поступлении за деньги, взятки за экзамены, подделка дипломов.

    Коррупция в аспирантуре: «помощь» в поступлении за деньги; сдача кандидатских экзаменов за деньги, при публикации статей в журналах из списка ВАК (для защиты обязательно надо иметь публикации).

    В общем: Наиболее распространенными формами коррупционных преступлений в образовании являются: нецелевое использование и хищение бюджетных средств, злоупотребление и превышение должностных полномочий, получение и дача взятки, изготовление и сбыт поддельных дипломов, использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании, совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях.

    Причины: несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования, недостатки организационно-контрольных механизмов, ряд социально-экономических проблем, не находящих разрешения на протяжении долгого времени.

    Надо сделать: Управление системой образования необходимо привести в соответствие с требованиями современного демократического общества. (В центр образовательного процесса должны быть поставлены учащиеся, а не как сейчас Министерство образования и науки, региональные и территориальные органы управления образованием). Повысить зарплаты преподавателям, и одновременно предъявить к ним более жесткие профессиональные требования. Создать четкую и эффективную нормативную базу.

    48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах

    Таможенные органы - в РФ - правоохранительные органы РФ, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ. В единую систему таможенных органов РФ входят: Государственный Таможенный Комитет РФ, Региональные Таможенные Управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.

    Формы проявления коррупции на таможне:

    Пропуск груза за взятку, «уменьшение» веса груза за взятку (самые распространенные);

    Непосредственное участие должностных лиц таможенных органов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной выгоды;

    "перекачка" гос. средств в «свои» коммерческие структуры и обналичивание денег;

    Предоставление льгот для «своей» компании с отвлечением государственных ресурсов;

    Злоупотребление служебным положением в процессе лицензирования, квотирования экономической деятельности и при осуществлении других форм ведения рыночной экономики.

    Основные причины: Несовершенство законодательной базы. Неэффективность, непродуманность непосредственно самих показателей эффективности, задаваемых вышестоящим уровнем («неоправданно – высокий» показатель по количеству заведенных административных правонарушений).

    Особенности:

    Данный вид коррупции очень сложно выявить и доказать, из-за незаинтересованности взяткополучателя и взяткодателя в ликвидации сложившихся между ними связей.

    Огромные убытки для государства (в основном «не заплаченные» таможенные пошлины).

    Отрицательное влияние на темпы социального и экономического развития страны и перспективы национального развития.

    Надо сделать:

    1.Должностным лицам представлять сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.

    2. следить за соблюдением кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов.

    3.Формировать в таможенных органах нетерпимость к коррупционному поведению должностных лиц (индивидуальная и групповая работа с должностными лицами).

    Доклад «Коррупция в российском высшем образовании» Елены Денисовой-Шмидт вошёл в 191-й номер Russian Analytical Digest, как и доклад профессора Ивана Куриллы, о котором мы . Денисова-Шмидт подчёркивает, что хотя стратегия правительства в области образования выглядит успешной (российских вузов в различных международных рейтингах стало больше), поставленные цели часто достигаются на фоне распространения коррупции в университетах. К этому ведут упрощение процесса получения высшего образования, гонка университетов за количественными показателями, а также принятие обществом коррупционного поведения в качестве нормы.

    Коррупцией в данном случае называется любое злоупотребление своей властью для получения выгоды, а также действия, направленные на разрушение целостности образовательного процесса. Тем самым, под коррупционное поведение подпадают как дача взятки и плагиат письменных работ для получения высокой оценки, так и мошенничество с бюджетом вуза и фальсификация учёных степеней. Всё это - элементы единой коррупционной системы, развивающейся внутри системы образовательной.

    Елена Денисова-Шмидт

    Профессор кафедры «Культура и общество России» швейцарского университета Санкт-Галлена, специалист в области социологии образования. Неоднократно проводила в России исследования по изучению проблем коррупции в системе образования.

    «Все врут»

    Денисова-Шмидт приводит данные соцопросов российский студентов, которые проводила она сама и её коллеги. Результаты впечатляющие. Например, о взяточничестве в вузе известно большинству студентов. Причём число выпускников, которые знают о случаях взяточничества, на 52% выше числа осведомлённых студентов младших курсов.

    Однако наиболее широко, согласно исследованиям Денисовой-Шмидт, распространена неденежная (или немонетарная) коррупция. Если сравнивать первокурсников и выпускников, то среди последних на 25% больше тех, кто считает нормой списывание на экзамене; на 15% больше тех, кто готов скачивать работы из сети; на 12,5% тех, кто согласен готовые работы покупать.

    Самый свежий из приведённых соцопросов среди студентов показывает, что более 90% признавались в списывании на экзамене; 57,9% скачивали работы из интернета полностью и 92,8% вставляли крупные скопированные куски в свой текст; 42,5% обманывали преподавателей, когда им приходилось объяснять, с чем связаны их проблемы с учёбой.

    Отношение студентов к собственному коррупционному поведению неоднозначно: кто-то признаёт неправильность подобных действий; кто-то оправдывается необходимостью тратить время на работу и необязательностью многих вузовских дисциплин («ненужные предметы», как их называют сами студенты); многие и вовсе не видят в списывании или плагиате ничего плохого. «Так же все делают», - могут сказать эти люди.

    Как отмечает Денисова-Шмидт, склонность к коррупционному поведению наиболее высока как раз у людей, которые лично сталкивались с коррупцией или считают, что она распространена повсеместно.

    Автор доклада также приводит результаты трех международных исследований уровня коррупции. Результаты всех трёх примерно одинаковы: общая ситуация с коррупцией в России в период с 2011 по 2015 год улучшилась лишь незначительно и остаётся примерно на уровне Конго.

    Не хочу учиться, хочу веселиться

    Если вы российский подросток или его родитель, то знаете, что сейчас «без высшего образования нельзя». Неважно, верите вы в это сами или нет - это норма, которая диктуется в обществе отовсюду.

    Получение диплома стало обязательным элементом жизненного пути абстрактного российского гражданина, человек без этого образования среди своих сверстников оказывается в явном меньшинстве.

    Елена Денисова-Шмидт отмечает, что эта доступность высшего образования становится одним из благоприятных условий для развития коррупции.

    «Число студентов, поступающих в российские вузы, достигло критического уровня - порядка 80% молодых людей от 18 до 21 года получает высшее образование. Не все из них готовы к обучению на таком высоком уровне, и университеты всё чаще сталкиваются с «необучаемыми» студентами: с неуспевающими и теми, кто вообще поступил в вуз не для обучения», - пишет автор доклада.

    Морская техника, металлургия, лесное дело, сельское и рыбное хозяйство - это те сферы, где больше всего студентов с плохой успеваемостью , получивших низкие баллы по ЕГЭ. Многие рассматривают возможность поступить туда как самый безопасный путь для получения столь необходимого диплома. А зачастую мотивация молодых людей для поступления в вуз вообще не связана с образованием - многие респонденты Денисовой-Шмидт отвечали, что пошли в университет для участия в универсиадах, Сочинской Олимпиаде, КВН.

    «Один профессор пожаловался мне, что некоторые старшекурсники с программы «Электроэнергетика и электротехника» не могут ответить, что измеряется в вольтах, а что в амперах», - пишет Денисова-Шмидт.

    Однако нельзя просто взять и отчислить таких студентов. Для администрации университета беззаботная молодёжь - ресурс для продвижения вуза. На это накладывается и зависимость вуза от министерства образования. Отчисление студентов грозит университету урезанием бюджета, а значит придётся идти на сокращения в преподавательском коллективе.

    Кроме того, продолжает Денисова-Шмидт, эта ситуация выгодна для государства - в течение четырёх, а то и шести лет молодёжь находится под присмотром вуза, а значит ей меньше угрожают реалии взрослой жизни: безработица, криминализация и алкоголизация.

    Последствия этой нездоровой зависимости от количества, а не качества студентов масштабны и крайне непривлекательны. Среди них, отмечает автор доклада, ухудшение экономического роста самой страны и возможное нежелание зарубежных вузов кооперироваться с российскими.

    «Но главная проблема, впрочем, не коррупция сама по себе, а те функции, которые она выполняет. Качество образования всё больше оценивается по количественным показателям. Это подстрекает школы фокусироваться на задаче достичь хороших результатов ЕГЭ, в то время как университеты заботятся о том, чтобы при очередном мониторинге Минобрнауки признало их эффективными. Студенты в этой гонке всё менее и менее важны. Коррупция оказывается единственным эффективным инструментом для управления системой высшего образования - и для того, чтобы система продолжала работать и получать признание внутри страны и за рубежом», - заключает Денисова-Шмидт.

    Слово автору

    Мы спросили у Елены Денисовой-Шмидт, какие меры, по её мнению, помогут бороться с коррупцией в системе образования. Из уже имеющихся инициатив Минобрнауки она отметила Единый государственный экзамен, формат которого пытается усовершенствовать и нынешняя глава ведомства Ольга Васильева.

    «Да, над содержательным компонентом экзамена еще можно работать и все еще есть некоторые нарушения при проведении ЕГЭ. Но тем не менее я считаю, что ЕГЭ - это достаточно эффективный инструмент противодействия коррупции на уровне поступления в вузы. Более того, ЕГЭ дает возможность подавать документы в пять вузов одновременно - то, чего не было раньше и в большей степени способствует честному конкурсу среди абитуриентов», - отмечает автор доклада.

    Что касается других мер, то, по словам эксперта, одним из методов могут быть антикоррупционные просветительские кампании.

    «Правда, здесь возникает вопрос эффективности таких мероприятий. Например, многолетняя образовательная кампания против наркотиков, проводимая в СМИ США в период с 1998 до 2004 год, послужила своего рода «рекламой» марихуаны среди некоторых респондентов. Или несколько последних реалити-шоу MTV, ставившие цель показать негативные последствия подростковой беременности и раннего материнства, дали обратный эффект: у зрителей сложилось впечатление, что это нормально», - рассказала Денисова-Шмидт.

    По ее словам, как раз сейчас с коллегами она проводит серию экспериментов, чтобы оценить эффекты от некоторых антикоррупционных кампаний среди студенческой молодежи в российских вузах.

    «Думаю, что здесь очень важно разобраться в причинах сложившейся ситуации. Одна из них - это значение высшего образования в обществе».

    Молодым людям без высшего образования очень сложно ориентироваться на рынке труда, двигаться по карьерной лестнице.

    Так, квалифицированному рабочему, даже имеющему опыт руководителя, без высшего образования вряд ли удастся стать начальником цеха на производстве.

    «Может быть, в данном случае необязательно получение высшего образования в классическом смысле этого слова, а достаточно будет, например, участия в тренингах, развивающих лидерские качества и иные компетенции, необходимые управленцу», - считает автор доклада.

    Она рассказала о других исследованиях, касающихся формирования коррупционного поведения у студентов.

    «Некоторые из моих исследований показывают, что студенты из семей с высоким достатком значительно реже списывают, чем их однокурсники из семей со сложной финансовой ситуацией. Тот же тренд я наблюдаю среди студентов, живущих в общежитиях по сравнению со студентами, живущими с родителями или снимающими жилье (студенты, живущие в общежитиях, списывают чаще)».

    О чём это может говорить?

    «Возможно, студенты, живущие в общежитиях, как никто другой осведомлены, о том, как еще можно «учиться». Возможно, у них не у всех комфортабельные условия жизни и есть возможность, чтобы уединиться и спокойно готовиться к занятиям. Также студенты, живущие в общежитиях - это студенты, приехавшие из других городов, где, возможно, недостаточно сильная подготовка в школах».

    Когда же речь идёт о толерантности к коррупционному поведению среди преподавателей, то во многом она оказывается вынужденной.

    «Преподаватель, особенно в массовом вузе, находится в очень жестких рамках. С одной стороны, он должен сохранять контингент студентов, с другой стороны студенческая аудитория не всегда однородна. Не все студенты готовы к учебе в вузе».

    Но педагог, продолжает Денисова-Шмидт, работает с теми, с кем ему приходится работать, адаптируя свои запросы и ожидания.

    Очень сложно бороться с коррупцией в системе высшего образования тогда, когда коррупция во всей стране носит системный характер.

    «Ситуация в российских вузах действительно очень печальная, но эти проблемы носят глобальный характер. Разница только в масштабе, техниках и последствиях. В России действительно большая проблема - это массовизация высшего образования. В других странах это (пока) не так. Как только в других странах будет достигнута такая критическая точка как в России (80%), все будет почти так же».