Значение флагов на русском военном паруснике. Что означают флажки на кораблях? Дополнительные и специальные сигналы

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок


    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

Вы наверняка могли заметить внушительное количество флагов на различных лодках. Они предназначены вовсе не для украшения, а представляют собой Международный кодекс сигналов, основная цель которого заключается в том, чтобы обеспечить различные способы связи в различных ситуациях на воде.

Первый Международный свод сигналов был создан в 1855 году и опубликован в 1857 году. За него отвечал Британский совет по торговле, в нем насчитывалось 70 тысяч сигналов, 18 флагов и использовались общепринятые и международные сигналы. Последующие изменения были внесены во время Международной конференцией по радиотелеграфной связи, состоявшейся в Мадриде в 1932 г. Было добавлено еще шесть флагов для разных языков, включая французский, итальянский, немецкий, японский, норвежский и испанский. В 1969 году были добавлены дополнительные флаги для греческого и русского языков. Каждому буквенно-цифровому сигнальному флагу было присвоено значение в соответствии с Международным кодом.

То, что начиналось как ограниченная система связи, на протяжении веков превратилось во всеобъемлющую, международную сигнальную систему, функционирующую в военных и мирных целях. Сегодня морскими флагами пользуются и прогулочные суда, и чартерные яхты. Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. Все, кто находится на борту, обязаны подчиняться законам той страны, под флагом которой зарегистрирована лодка. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны и не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт.

Флаги сигнализируют о вашем статусе, предупреждении или необходимости судна. Каждый флаг в группе разноцветных и фигурных флагов имеет свое собственное значение. Морские флаги могут использоваться в сочетании с другим флагом или в одиночку. В случае опасности или сбоев в системах связи, флаги и знание их значений могут быть весьма полезными и ценными.

Alfa

У меня спущен водолаз; держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом.

Bravo

Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз.

Charlie

Утвердительный ДА или «Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме».

Парусная регата: смена курса.

Delta

Держитесь в стороне от меня; я управляюсь с трудом.

Echo

Я изменяю свой курс вправо.

Foxtrot

Я не управляюсь; держите связь со мной.

Авианосцы: выполняются полеты.

Golf

Мне нужен лоцман.

Рыболовные суда: я выбираю сети.

Hotel

У меня есть на борту лоцман.

India

Международный код: я изменяю свой курс влево.

Код военно-морского флота: иду рядом.

Парусная регата: заканчиваем стартовое правило.

Juliett

У меня пожар и я имею на борту опасный груз; держитесь в стороне от меня.

Kilo

Я хочу связаться с вами.

Lima

Международный код: немедленно остановите ваше судно.

Парусная регата: проходи на расстоянии слышимости голоса или следуй за мной.

Mike

Международный код: моё судно остановлено и не имеет хода относительно воды.

Парусная регата: отметка отсутствует.

November

Международный код: отрицательный НЕТ или «Значение предыдущей группы должно читаться в отрицательной форме».

Парусная регата: оставить и отплыть.

Oscar

Человек за бортом.

Papa

В гавани: Судно собирается в море: всем доложить о прибытии.

В море: Может быть использован рыболовными судами в значении «Мои сети зацепились за препятствие».

Quebec

Международный код: судно соответствует санитарным нормам; запросить разрешение в порт.

Код военно-морского флота: отзыв лодки; все лодки возвращаются на корабль.

Romeo

Международный код: нет.

Код военно-морского флота: подготовка к пополнению (в море).

Готовый дежурный корабль (в порту).

Sierra

Международный код: мои движители работают на задний ход.

Парусная регата: сократить курс.

Yankee

Международный код: меня дрейфует на якоре / я поднимаю якорь.

Код военно-морского флота: судно имеет визуальную связь.

Парусная регата: надеть спасательные жилеты.

Zulu

Мне нужен буксир.

Рыболовные суда: я вымётываю сети.

Парусная регата: 20% штрафных очков.

Сигнальные флаги на корабле

Сигнальные флаги - комплект флагов установленных размеров, формы, рисунков и расцветки, предназначенный для осуществления зрительной связи между кораблями и кораблей с берегом.

Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.

В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.

Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.

Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.

На данный момент Военно-Морским Флотов РФ применяются несколько различных сводов - своды военно-морских сигналов и Шлюпочная сигнальная книга. Комплект свода военно-морских сигналов насчитывает 59 различных сигнальных флагов (32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных), а Шлюпочной сигнальной книги - 54 флага. Кроме этого, по форме они делятся на прямоугольные (38 шт.), прямоугольные с косицами (4 шт.), треугольные (15 шт.) и вымпельные (2 шт.).

Все флаги сделаны из специальной ткани - флагдука, на которые нанесена особо стойкая краска. Используется пять различных цветов - красный, желтый, синий, черный и белый.

Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.

Размеры сигнальных флагов различных комплектов

Свернутый сигнальный флаг

Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.

Хранение сигнальных флагов производится в свернутом виде в специальных ящиках на больших кораблях и в брезентовых мешках - на малых кораблях. Каждый флаг располагается в отдельной ячейке. Свертывают флаги в определенном порядке и затягивают петлей, что позволяет флагу самому развернуться во время подъема «до места». Это позволяет подымать сигнальные флаги при сильном ветре или с сигнального мостика очень малых размеров.

Находясь на разного рода судах и дабы не обидеть членов команды корабля, принято общаться, используя морские слова и выражения. А для дайвера знание и использование морской терминологии это как признак хорошего тона.

Баркас – грузовой катер на корабле, предназначенный для перевозки личного состава и грузов.

Бак – нос корабля.

Бакборт – левый борт судна. Бакборт принято подсвечивать красным светом.

Банка – скамейка в катере. Еще банками называют табуретки в кубрике. А еще банкой может быть мель или отмель в какой-нибудь акватории или фарватере.

Бербаза – береговая база, комплекс снабжения для кораблей, находящихся на стоянке у берега.

БЗЖ – борьба за живучесть.

Буруны – волна с пенистым гребнем над подводными камнями, у скал. По этому признаку моряки узнают о имеющихся рифах и отмелях.

Бухта – кроме энциклопедического понятия, так называют еще и моток веревки, каната, стального троса или кабеля.

Выбрать слабину – если буквально, то натянуть трос или канат.

Водоизмещение – характеристика размеров судна.

Гальюн – туалет.
Галс – направление движения корабля.
Гюйс – носовой флаг судна.

Дрейф – отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения, снос судна в сторону при стоянке на якоре.

Завернуть ласты – умереть.

Кабельтов – единица длины, равная185,2 метра 1/10 часть морской мили.

Кают-компания – столовая и место отдыха командного состава корабля.

Кессонка – кессонная болезнь, которая может возникнуть у водолазов вследствие неправильного всплытия с глубины.

Кильватер – след оставленный кораблем (идти в кильватере – идти следом) (идти в кильватерной струе – следовать по пятам, дышать в затылок).

Килевание – наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды (для ремонта, очистки или покраски подводной части судна). Наказание в эпоху парусного флота, заключавшееся в протаскивании человека с борта на борт под днищем корабля. Данное наказание часто приводило к смерти.

Кингстон – отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приёма или удаления воды.

Клизьмоставы – корабельные медики.

Клюз – отверстие в борту для якорной цепи.

Коробка – ласковое название корабля моряками.

Корма – задняя оконечность судна.

Кранец – приспособление, которое служит для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно. Сейчас моряками часто вместо кранцев используются негодные автомобильные покрышки.

Креньгование – килевание с меньшим углом наклонения (без выхода киля из воды). Применяется на малых рыболовных судах для очистки подводной части от обрастаний и для мелкого ремонта обшивки корпуса. Чаще всего делается в тропических широтах.

КЭП – командир корабля.

Камбуз – кухня.

Кок – повар.

Конец – неметаллический трос, канат.

Кнехт – тяжелая чугунная тумба на причале, пирсе, к которой крепится корабельный конец. Шутливо еще кнехтом называют голову боцмана. Потому и говорится, что на кнехте сидеть нельзя.

Кубрик (кубарь) – жилое помещение для команды.

Лаг – прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.

Леер – по сути это туго натянутый трос, его используют для привязки парусов, стягивания тентов, но чаще он служит как ограждение по борту корабля (штормовые леера). Трос, закреплённый на бортах спасательной шлюпки, называют Спасательным леером.

Линь – длинная тонкая веревка.

Лот – груз, служащий для измерения глубины.

Машина – машинное отделение.

Миля – единица длины на море, равная1,852 км.

МСС – международный свод сигналов.

Найтовы – (это понятие осталось еще из парусного флота) корабельные веревки, которыми крепили груз, привязывая его к чему-либо.

Принайтовить – привязать, закрепить.

Нактоуз – ящик или шкалик, на котором укреплён компас.

Обшивка – внешняя оболочка корпуса судна, обеспечивающая водонепроницаемость.

Отсеки – внутренние помещения на судне, разделённые между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми переборками.

ППС – подручные плавсредства.

Рейд – часть акватории порта для якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн, внутренний рейд защищён естественными или искусственными преградами от ветра и волн.

Рында – корабельный колокол.

Склянки – отбитие сигналов в рынду. На флоте склянкой называют получасовой промежуток времени. Количество склянок показывает время. Счет их начинается с полудня. Восемь склянок обозначают четыре часа. Через каждые четыре часа счет начинается снова. Например, в 2 часа 30 минут били 4 склянки (2 двойных удара – в оба края колокола и 1 простой – в один край). А еще склянку били , когда якорная цепь разматывалась каждые25 метров.

Скула – часть борта в непосредственной близости к носу корабля.

С бака плюнул – за ютом упало! ” – (смешливо) так говорят о корабле малого водоизмещения и скромных размеров.

Салага – молодой матрос.

Самовар – теплообменник или более распространенное корабельная водоопреснительная установка.

Самотоп – корабль или судно с сомнительными морскими качествами и непредсказуемым состоянием технических средств.

Селедка – уставной форменный галстук на резинке.

Сняться – уйти с прежнего места, начать движение.

Сопливчик – матросский форменный галстук.

Срубить – убрать, снять, уничтожить.

Стасик – корабельный таракан.

Стенка – стационарный причал, оборудованный швартовыми палами и битенгами, резиновыми кранцами и т.д., бетонный причальный фронт гавани.

Степени опьянения (издревле) – Под триселями – слегка выпивши. Под зарифленными марселями – серьезнее, слегка покачиваясь. Отдал якорь – все свалился.

Стаколизм – обмывание в тесной компании чего-либо.

Сухая стирка – вынужденный выбор из несвежих рубашек наименее грязной при отсутствии условий стирки или в затянувшейся командировке.

Сухарь – название гражданского судна-сухогруза.

Сход – уход с корабля на отдых или домой.

Тетка – женщина, жена, подруга.

Травить – врать, болтать, рассказывать истории. Также так говорят, когда происходит проявление рвотного рефлекса (рвет). Третье значение – это ослаблять (натяжение).

Палуба – горизонтальный ярус корабля.

Пластырь – устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой.

Потравить – дать слабину, дать возможность отдыха.

Полубак – носовая надстройка на баке корабля.

Табанить – грести веслами против обычного хода, чтобы шлюпка двигалась кормой вперед.

Траверз , ”Стоять на траверзе ” – быть напротив какого-то места или постоянного ориентира.

Трап – лестница на корабле.

Три сестры – это три последовательные, самые большие волны во время шторма, урагана. Первая волна вскидывает, вторая подбрасывает и резко швыряет под третью, третья накрывает.

Трюм – внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.

Трюмвейн – ”не вино, а полное г-но”.

Тюлькин флот – маломерные корабли и суда, также малые рыболовецкие суда.

Узкость – вход в залив, пролив, закрытая акватория.

Узел – скорость корабля, равная одной морской миле в час.

Уйти под горизонт ” – утонуть.

Утюг – большой тяжелый корабль.

Ус – береговой узел связи.

Фальшборт — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку со специальными вырезами для стока воды, швартовки и прочего.

Фланка – форменная рубаха из фланели.

Флот – правильно надо говорить служить на флоте, а не во флоте.

Флотский еврей – штурман, боцман, танкерман, докмейстер. Так называют эти специальности за схожесть звучания с соответствующими фамилиями.

Хвастаться ужином, обедом, завтраком – проявление рвотного рефлекса вследствие качки.

Ходить – правильно сказать ходить, а не плавать в море.

Циркулировать – поворачивать, менять курс или ходить кругами, ходить вокруг чего-либо.

Чалки – швартовы, швартовые концы. Бросить чалки – ошвартоваться.

Чемергес – напиток из спирта, настоянный на фруктах и ягодах, травах, корешках и др.

Чепа или Чапа – аварийный генератор, дизель малой мощности.

Чумичка – половник из набора посуды на матросском столе.

Шило – спирт.

Шир-Дыр – широта-долгота, географические координаты места корабля или искомого места.

Шильдик – номерок на двери с названием помещения на судне.

Шпигат – отверстие в палубе для слива скопившейся воды за борт.

Шланговать – бездельничать, уклоняться от работы.

Штормтрап – веревочная лестница, которую сбрасывают с борта корабля при необходимости.

Штирборт – правый борт корабля. Его принято подсвечивать зеленым цветом.

Яшка – якорь. Например, встать на яшку, бросить яшку, отдать яшку.

Флаги в МСС международный свод сигналов .

А - буквенное значение флага «Альфа». Сигнал этого флага сообщает: «У меня спущен водолаз; держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом».

Б - буквенное значение флага «Браво» (в латинском алфавите буква В). Значение сигнала: «Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз».

В - буквенное значение флага «Уиски» (в латинском алфавите буква W). Означает: «Мне требуется медицинская помощь».

Русское буквенное обозначение флага «Викта» (латинская буква этого флага V). Сигнал флага «Викта» говорит о какой-то неприятности: «Мне требуется помощь».

Г - буквенное значение флага «Голф» (латинское обозначение - буква G). Сигнал флага: «Мне нужен лоцман». Но если этот флаг поднят рыболовным судном в районе лова, то он означает, что судно выбирает сети.

Д - буквенное значение флага «Дэлта» (латинское обозначение - буква D). Сигнал означает: «Держитесь в стороне от меня, я управляюсь с трудом».

Буквенное обозначение флага «Джулиэт» (латинская буква J). Сигнал тревожный: «У меня пожар, и я имею на борту опасный груз, держитесь в стороне от меня».

Е (Э) - буквенное значение флага «Эко» (латинское обозначение - буква Е). Сигнал означает: «Я меняю свой курс вправо». Особо полезен в гаванях, где суда должны знать друг про друга: какое куда собирается пойти.

З - обозначение флага «Зулу» (латинская буква Z). Сигнал повествует: «Мне нужно буксирное судно». А рыболовные суда в районе промысла поднимают этот флаг, когда выметывают сети.

И - буквенное обозначение флага «Индиа» (латинская буква I). Поднятый флаг означает: «Я меняю свой курс влево».

К - буквенное обозначение флага «Кило» (латинская буква К). Сигнал говорит: «Я хочу установить с вами связь».

Буквенное обозначение флага «Кэбэк» (латинская буква Q). Сигнал флага сообщает: «Мое судно незараженное, прошу предоставить мне свободную практику».

Л - буквеннное обозначение флага «Лима» (латинская буква L). Сигнал этого флага требует: «Остановите немедленно свое судно».

М - буквенное обозначение флага «Майк» (латинская буква М). Сигнал означает: «Мое судно остановлено и не имеет хода относительно воды». Это значит, что судно обездвижено, но оно может быть снесено течением или волнами в сторону.

Н - буквенное обозначение флага «Новэмбэр» (латинская буква N). Сигнал этого флага носит отрицательный характер: «Нет». Или он может быть отрицанием предыдущего сигнала.

О - буквенное обозначение флага «Оска» (латинская буква О). Сигнал очень тревожный: «Человек за бортом».

П - буквенное обозначение флага «Папа» (латинская буква Р). Сигнал: «Все должны быть на борту, так как судно скоро снимается».

Р - буквенное обозначение «Роумио» (латинская буква R). Своего сигнала у этого флага нет. Иногда его воспринимают как «Принято».

С - буквенное обозначение флага «Сиэра» (латинская буква S). Сигнал: «Мои машины работают на задний ход».

Т - буквенное обозначение флага «Тангоу» (латинская буква Т). Сигнал: «Держитесь в стороне от меня; я произвожу парное траление». Речь идет о вылавливании или обезвреживании мин также о рыболовном промысле, когда трал тянут за собой два судна.

У - буквенное обозначение флага «Юниформ» («Унифром») (латинская буква U). Сигнал: «Вы идете к опасности».

Ф - буквенное обозначение флага «Фокстрот» (латинская буква F). Сигнал означает: «Я не управляюсь, держите связь со мной».

Х - буквенное обозначение флага «Хотэл» (латинская буква Н). Сигнал: «У меня на борту есть лоцман».

Ц - буквенное значение флага «Чарли» (латинская буква С). Сигнал этого флага означает просто: «Да». А вместе с «отрицательным» флагом «Новэмбэр» «Чарли» составляет самый серьезный сигнал - сигнал бедствия.

Ы - буквенное обозначение флага «Янки» (латинская буква Y) Сигнал этого флага «Меня дрейфует на якоре». То есть вы отдали якорь, но он держится за грунт плохо, вас сносит ветром или течением.

Ь - буквенное значение флага «Эксрэй» (латинская буква Х (экс)). Означает флаг «Приостановите выполнение ваших намерений и наблюдайте за моими сигналами».

Навеял сам себе одним из предыдущих постов и занырнул в историю флажного свода.

Итак, система морской флажной сигнализации была внедрена французами во второй половине XVIII века, а потом подхвачена моряками всех флотов. Сперва пользовались только цифровыми флагами, но уже через полвека был основан Международный Свод сигналов, состоящий из 26 буквенных флагов, 10 цифровых вымпелов и нескольких специальных флагов, с помощью которых можно было подать сигнал и даже составить сложное сообщение. Вот как выглядел знаменитый сигнал Нельстона перед Трафальгарской битвой 21 октября 1805 года. Это реконструкция сигнала на корабле Нельсона Victory в честь 200-летия битвы. Как мы видим, всю фразу даже не смогли разместить. Утеряны навыки, увы...

Вообще же для того, чтобы тебя понимали, в передаче сигнала нужно было проявлять быстроту и смекалку. Количество одинаковых флагов на борту было ограничено, поэтому были введены заменяющие флаги, которые в зависимости от места могли заменять любой из уже использованных. 1-й заменяющий читается как верхний в группе, второй - как на один ниже и т. д.


Техника набора флагов в группу тоже совершенствовалась. Связывание узлов затрудняла работу сигнальщика, особенно с мокрыми и обледенелыми фалами. В 1888 г. Эдвард Инглефилд, флаг-лейтенант командующего английской эскадрой изобрёл специальную скобу, значительно упрощавшую набор. Его корабль моментально стал победителем всех сигнальных соревнований и с 1900 года это нехитрое приспособление используется на флоте.

На корабле флаги хранились в специальном сигнальном ящике с ячейками, сложенными специальным образом. Набранный трёхфлажный сигнал поднимался на мачте до места в сложенном состоянии, а потом одним рывком все флаги разворачивались.
Помимо Международного Свода сигналов каждый военно-морской флот имел свой свод и один флаг мог иметь в них разное значение. Сигальщикам военных кораблей приходилось учить по два свода. Флоты стран НАТО унифицировали свои коды, свод ВМФ РФ до сих пор особый, впрочем как и алфавит.

Как же управляли маневрами кораблей при помощи флагов? Допустим, корабли идут в строю кильватера и флагман подаёт команду: "Повернуть всем вдруг вправо на 90°". Для этого он поднимает на мачте сигнал (здесь и далее все сигналы из свода британских ВМС).


Корабли соединения поднимают ответный вымпел до половины, когда видят сигнал и до места, когда сигнал разобран. Если дальние мателоты не могут разобрать сигнал флагмана, промежуточные корабли его репетуют.


Когда все корабли разобрали сигнал, флагман быстро спускает флаги, что является моментом начала исполнения маневра.
Нередки были и досадные оплошности, когда сигнальщик упускал фал и весь комплект флагов нечитаемо развевался по ветру. Тогда сигнал быстро перенабирался на фале другого борта, а упущенные флаги ловили специальным приспособлением.


Отсюда ясно насколько важным элементом боевой подготовки была тренировка сигнальщиков. Поэтому их действия отрабатывали до автоматизма на суше, прежде чем допустить до сигнального мостика.


Тем не менее случались трагические аварии, причём по вине не только сигнальщиков, но и адмиралов. В 1893 году британский средиземноморский флот действовал под командованием вице-адмирала Джоржа Трайона.
Адмирал был великим изобретателем, умудрённым в маневрировании и любил устравиать проверки своим командирам, а также испытывать на своих кораблях новые идеи. Как и большинство адмиралов того времени он носил бороду, был грозным, решительным и имел непререкаемый авторитет среди подчинённых. Его заместителем был контр-адмирал Маркхам, который командовал вторым дивизионом.
К началу маневра флот шёл в двух кильватерных колоннах подивизионно. Замысел командующего был таков: 1-й дивизион поворачивает последовательно вслед за своим флагманом влево, а 2-й вправо. После того, как флагманы сравняются, обе колонны поворачиваю "все вдруг" влево и становятся на якорь на рейде Триполи. Проблема была в том, что дистанция между кильватерными колоннами была всего 6 кабельтов, а диаметр циркуляции кораблей - около 4 кабельтов. Для того, чтобы безопасно выполнить подобный маневр дистанция должна была быть не менее 10 каб. Подчинённые адмирала пытались робко обратить его внимание на этот факт, но тот отрезал что-то вроде "Я сказал!" После этого все заключили, что жираф большой, ему видней, и на мачту взвились флажные сигналы.

Другие корабли подняли ответные вымпелы до половины. Все они поняли, что маневр невозможен, но как и адмиральский штаб в конце концов заключили, что старший начальник знает, что делает, и подняли вымпел до места. Кроме младшего флагмана, ан котором контр-адмирал Маркхам всё ещё размышлял, что делать. Тогда адмирал Трайон использовал стандартный метод для приведения в чувство зазевавшегося подчинённого. Он передал семафором: "Чего вы ждёте?". После этого Маркхам настолько успокоился, что подтвердил ясность сигнала, и по исполнительной команде корабли начали поворот навстречу своей судьбе.


В конце циркуляции "Кампердаун" протаранил "Викторию", которая затонула через 20 минут, унеся с собой 400 моряков во главе с виновником - адмиралом Тайроном. Говорят, что последними его словами были "Это я во всём виноват". Тем не менее, если бы хотя бы один корабль не поднял ответный вымпел до места, катастрофы не случилось бы.

Одним из знаменитых флажных сигналов был тот, которым начался главный этап знаменитого Ютландского сражения. Гранд Флит в составе 24 линкоров шёл в строю шести кильватерных колонн под командой адмирала Джона Джеллико. Того самого, который, будучи лейтенантом, спасся с утонувшей "Виктории". В 18.14 31 мая 1916 г. он получил доклад от командира эскадры линейных крейсеров Битти: «Заметил линейный флот противника по пеленгу SSW». Прямо по курсу эскадры стояла полоса тумана, а за ней была цель - Хохзеефлит, шедший на северо-восток. Джеллико моментально принял решение перестроиться в одну кильватерную колонну и произвести "охват головы" немецкого строя. Уже через минуту на мачту флагманского линкора «Айрон Дьюк» взвился сигнал всего из 3-х флагов, который точно описал назначенное перестроение. Великолепный манёвр, вошедший в анналы военно-морской истории, дал Гранд Флиту возможность произвести охват головы флота противника и отрезать его главными силами от базы.


Широко использовались сигнальные флаги и для всякого рода шуток. Часто ими передвались номера псалмов или главы из Библии, которые имели отношение к эпизоду.

Справа - брошь, которую подарил шалунишка-король Эдвард VII своей любовнице Алисе Кэппел после их совместного плавания на яхте, где они прилежно изучали флажные сигналы. На ней морским языком передано сообщение:
"Ясно вижу цель, готов выпустить торпеду Уайтхеда (при другом прочтении - белоголовую торпеду) прямо по курсу". История умалчивает о том, как часто надевала девушка королевский подарок, особенно в присутствии морских офицеров.

И, наконец, существует и давняя традиция вывешивать т. н. "вымпел джина" перед открытыми барами. Причём, если в русском языке туда ходят "налево", то англичане выбрали для обозначения злачного места флаг, обозначающий "поворот вправо". Что поделать, между нами и вправду лежит культурологическая пропасть!