Киргизская шапка. Основные виды кыргызского мужского костюма. Они окуривают рынки дымом от сглаза

Калпак — киргизский национальный головной убор, который не теряет своей популярности и в настоящее время. Его можно назвать визитной карточкой Кыргызстана. Парадная форма киргизских спортсменов на международных соревнованиях обязательно включает в себя белый калпак. В 2011 году в стране был учрежден День калпака, который теперь ежегодно отмечается 5 марта. К этому головному убору издревле было особое отношение: свой калпак нельзя передаривать, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, снимать следует только двумя руками, класть на специальное место или рядом с собой. А того, кто потерял калпак, обязательно ждут неприятности.

Kalpak is a Kyrgyz national hat, which is still quite popular. It might be called the hallmark of the Kyrgyzstan. Uniform of Kyrgyz athletes in international competitions includes white kalpak as essential element. In 2011 Kalpak’s Day was established in the country and celebrated annually on March 5. From ancient times there was a special attitude toward this headdress: kalpak cannot be regiven, it should always be clean, it cannot be thrown, it should be taken off only with two hands and put on a special place. There is a legend everyone who lost kalpak is expected to get in trouble.

However, to find real kalpak made from felt in the Kyrgyzstan today is very difficult but kalpaks made from Chinese synthetics are sold at every step. As it turned out, it is unprofitable for people or they are too lazy to work for the production of quality headdress. To receive good felt people have to grow certain breeds of sheep, shear the wool, process into felt and sew kalpak. It is much faster and cheaper to buy Chinese synthetic felt and sew hundreds of cheap kalpaks. Moreover, the population tends to not only wear the forgery, but also gives it as a present to foreigners or during visits to other countries.

Правда, чтобы найти сегодня в Киргизии настоящий калпак — из натурального войлока — придется обойти немало лавок и магазинов, зато калпаки из китайской синтетики продаются на каждом шагу. Как оказалось, людям нерентабельно или лень работать для производства качественного головного убора. Гораздо быстрее и намного выгоднее купить китайского синтетического войлока и сшить сотни дешевых колпаков. Тем более, что население не только само носит подделку, но и дарит ее иностранцам или во время визитов в другие страны.

Как-то вместе с итальянским журналистом мы гуляли по красочному базару города Оша.

— Какой сувенир мне обязательно надо купить в Кыргызстане? — неожиданно спросил мой спутник.

— Купи себе калпак – киргизский мужской головной убор, — ответила я, не раздумывая. И мы отправились в сувенирные ряды.

Здесь меня ждало большое разочарование: мы обходили лавку за лавкой и никак не могли найти настоящий войлочный калпак («калпак» — тюркское написание названия национального головного убора, формой напоминающего колпак) . Везде продавали его подделку из китайской синтетики по 150 сомов (чуть больше $2). Наконец, в крайнем ряду мы нашли две лавки с настоящими калпаками — 1200-1600 сомов (примерно $17-22).

— Почему так дорого? — спросила я продавца.

— В стране нет войлока, — услышала в ответ.

— Как нет войлока? Овцы, что ли, перевелись? — не унималась я. Продавец лишь улыбнулся. Продал нам настоящий киргизский калпак, не уступив даже 50 сомов. А я решила узнать не только об истории этого головного убора, но и его современном производстве.

По этой ссылке доступны особенности кыргызской национальной игры кок-бору (козлодрание)

Калпак – символ гор

Ак-калпак — это головной убор, сделанный из белого войлока с черными бархатными отворотами. В народном фольклоре его форму связывают со снежной вершиной. Слово «ак», которое переводится как «белый», киргизы используют в нескольких смыслах, кроме обозначения цвета: чистый, честный, священный. В отношении калпака используются, скорее всего, два смысла — белый и священный.

К этому головному убору издревле было особое отношение: свой калпак нельзя передаривать — только передавать из поколения в поколение, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, вертеть, снимать нужно только двумя руками, класть на специальное место или рядом с собой. А того, кто потерял калпак, обязательно ждут неприятности.

Возможно, приставка «ак» используется также для самоидентификации киргизов, потому что родов и племен у народа много, а название «белокалпачные киргизы» — как бы одно на всех (тут вспоминаются имеющие автономную республику в Узбекистане каракалпаки, в переводе это слово означает «черные шапки»). В крупнейшем национальном эпосе «Манас» говорится, что «киргизы – это народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шанских гор, а основание — темное, как их подножия».

Калпак шьют из четырех клиньев, расширяющихся книзу. Узоры традиционно вышивают шелковыми нитями, поля чаще всего оторачивают черным бархатом, верх украшается кисточкой, которая свисает спереди.

Калпак имеет много разновидностей, раньше по высоте и оформлению головного убора можно было немало узнать о человеке. Например, представители знати или артисты носили калпаки выше тех, что надевали простые люди. Калпаки «на выход» изготавливались из дорогого тонкого войлока и хорошего бархата и украшались особыми узорами. На свадебном калпаке жениха вышивались белые узоры.

Это универсальный головной убор, в котором не жарко летом и тепло зимой, изготавливают с разрезами спереди или по бокам. В ненастные дни можно опустить заднюю часть, чтобы дождь не попадал за воротник, а в жару — переднюю, чтобы получился козырек для защиты от солнца.

Калпаком в Кыргызстане очень гордятся. В виде этого головного убора делают автобусные остановки, калпаки надевает олимпийская сборная страны, в 2008 году даже была выпущена почтовая марка с его изображением — достоинством в 6 сомов, а в 2011 году учрежден День калпака.

Кыргызская почтовая марка с изображением ак-калпака

Сшит калпак, да не по-калпаковски

О том, что калпак до сих пор остается неотъемлемым атрибутом одежды мужчин в Кыргызстане, свидетельствует огромное количество носящих его людей. Но все чаще предпочтение отдается «китайскому» калпаку, качество которого заметно отличается от настоящего. Я специально отсмотрела десятки фотографий, сделанных СМИ во время различных мероприятий: участники празднеств в честь Дня калпака, олимпийская сборная, даже некоторые депутаты — в китайской синтетике.

Олимпийская сборная Кыргызстана также носит синтетические калпаки (с) Sputnik.kg

Что произошло с этим популярным культурным атрибутом, почему его заменяет более дешевый синтетический аналог? Все просто: нерентабельно или лень производить качественный головной убор. Чтобы получить хороший войлок, надо выращивать определенные породы овец, состригать с них шерсть, перерабатывать ее в войлок и шить калпаки. Гораздо быстрее и намного выгоднее закупить китайский синтетический войлок и сшить сотни дешевых калпаков. Тем более что население не только само носит подделку, но и дарит ее иностранцам.

По этим ссылкам можно прочесть про различные блюда стран региона из рубрики Кухня Центральной Азии : Ошская тандырная самса , Каракольское ашлямфу , тандырная лепешка , бешбармак , таджикский курутоб , курут — киргизский сухой сыр, национальный напиток кумыс .

Население Кыргызстана носит «китай»

…Вернувшись в Бишкек, я позвонила в национальное объединение народных художественных промыслов «Кыял», о котором в одном из постановлений киргизского парламента говорится, что «это единственное предприятие, занимающееся производством и популяризацией киргизского народного прикладного искусства». «Там точно должны шить настоящие калпаки», — в этой уверенности я взялась за телефон. Меня перекидывали с одного номера на другой, «гоняли» по цехам: «Мы уже давно не шьем калпаки», «Звоните в другой цех, там точно шьют». И так раз за разом, пока я не поняла, что в «Кыяле» калпаки не производят. Расспросив знакомых, я получила номер женщины, которая занимается этими головными уборами, — руководителя Общественного фонда «Мин кыял» Айдай Асангуловой . Встречу она назначила мне как раз в «Кыяле», который, как оказалось, давно разделен на небольшие помещения, сдающиеся в аренду.

Калпаки, которые отшивали на предприятии «Кыял», 1976 год

Я приехала пораньше, чтобы до начала встречи успеть пройтись по сувенирным рядам Ошского рынка Бишкека. Такая же картина, что и на базаре в Оше — калпаки, коврики и прочие изделия из китайской синтетики. Видела и несколько вещей из натурального войлока. «Китайский» калпак можно купить за 150 сомов (чуть больше $2), цена войлочного начинается от 700 сомов ($10). Торговцы отвечали, что население чаще всего покупает синтетические калпаки. «Особенно много их берут в подарок иностранцам, потому что те не знают разницы», — откровенно сказала одна продавщица.

Пройдя по этим ссылкам можно прочитать материалы о Советском наследии Кыргызстана Часть I - про Ош и Часть II - про 10 признаков Нового года в СССР, Часть III — про столичный телеграф, его бомбоубежище и куранты, Часть IV — про бишкекский музей Ленина.

Синтетические калпаки на Ошском рынке Бишкека

Новая концепция

Настало время интервью, мы устроились в небольшой мастерской, где клиент, манасчы (сказитель киргизского эпоса о богатыре Манасе) из Таласа, заказывал себе индивидуальный калпак, а две девушки отшивали заказы.

Настоящие войлочные калпаки

«Около десяти лет назад на рынке Кыргызстана возникли проблемы с войлочными калпаками, и базары заполнились синтетическими изделиями, — начала свой рассказ Айдай Асангулова. — Раньше киргизский калпак изготавливался вручную, во времена СССР его начали массово и по единому стандарту производить на предприятии «Кыял». Калпак всегда бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Вроде люди знают про калпак и уважают его, но вдруг перешли на синтетическую подделку, которую стали дарить всем подряд, и этот национальный головной убор стал утрачивать свою ценность.

Свое детство я провела вместе с бабушкой. Все, что было связано с головой, в том числе шапки, она считала очень ценным. И в киргизском фольклоре сказано, что свой головной убор нельзя дарить, кидать, крутить, оставлять на полу. Сторона невесты никогда не дарит жениху калпак на свадьбу: мол, и так отдаем целую невесту, так еще и «голову» отдавать — не положено.

Белые калпаки, 1980-е годы

Калпак — важная часть национального наследия, и я решила изучить его историю. Мы написали проект, получили грант и начали ездить по регионам, встречаться с этнографами и художниками, собирать фотографии из Госархива, смотреть старые фильмы. Много интересного о киргизской национальной одежде нам рассказывали носители традиционных знаний, старожилы деревень. К сожалению, с каждым днем их становится все меньше, с ними уходит и наша культура.

Так вот, раньше киргизы никогда не праздновали день рождения каждый год, они отмечали 12-летний цикл жизни – муча л. В 2011 году мы предложили современную концепцию калпака, основываясь на знаниях стариков, — головные уборы, символизирующие каждые 12 лет жизни человека каймой определенного цвета и особенным узором.

На 12-летие ребенка мы предлагаем калпак с зеленой каймой — цвета молодой травы — и узором в виде рогов барана, который символизирует начало превращения мальчика в мужчину. На 24-летие – калпак с голубой каймой и узором тундука (верхней основы юрты) , что означает, что мужчина начинает думать о создании своего очага. В 36 лет — коричневый цвет: мужчина-патриот и думает о своей земле. На калпаке вышит беркут, что означает, что человек смотрит на все сверху — с высоты лет. Кайма калпака для 48-летнего мужчины – бежевая, вышит барс: мужчина уже умен и может дать совет подрастающему поколению. Цвет каймы калпака для 60-летних – черно-белый. Такие шапки носили аксакалы, которые уже могли отличать черное от белого, то есть плохое от хорошего. В качестве узора мы решили использовать изображение оленя с ветвистыми рогами, что означает разветвление рода, потомство.

Современная концепция калпаков

В 2011 году мы написали книгу о калпаке и вместе с Историческим музеем организовали выставку, на которой представили более 100 головных уборов – не только калпаки новой концепции, но и калпаки из фондов музея, Кыргызфильма, предприятия «Кыял» и даже изготовленные к «Олимпиаде-80». Некоторые старинные калпаки нам одолжили люди, другие мы получили в обмен на новые головные уборы во время наших полевых исследований».

Разновидности калпаков, 1080-е годы

Главная проблема –отсутствие войлока

В цехе предприятия «Кыял», где я брала интервью, калпаки вместе с двумя девушками отшивает директор объединения «Кыргыз Калпагы муундан-муунга» («Киргизский калпак из поколения в поколение») Клара Асангулова . Она рассказала, что раньше, когда эти шапки изготавливали вручную, каждый стежок на них что-то означал: защиту от сглаза или хвори. Сейчас люди просят изготовить калпаки с индивидуальным рисунком, некоторые — с лейблом своей компании и определенной высоты. Часто просят не слишком высокие, чтобы в калпаке можно было сесть в машину.

«Пока у меня четыре точки сбыта калпаков в Бишкеке и еще две — в Оше. Клиентура растет: люди начинают понимать, что такое хороший калпак. Но есть проблема дефицита хорошего войлока. После развала СССР исчезли овцы с полутонкой шерстью, той самой, из которой получается хороший войлок. Мы пытались делать войлок сами, но его количества хватило лишь на десять калпаков, а вот для ста единиц его надо заготавливать промышленными масштабами. Сейчас мы закупаем войлок у частных предпринимателей, которые в 1990-х купили станки у промышленных заводов. Войлока не хватает, и приходится неделями стоять в очереди, — посетовала Клара Асангулова. — Конечно, калпак надо возрождать, но делать это следует на государственном уровне, начиная от разведения нужной породы овец и заканчивая созданием завода по изготовлению войлока и пошиву калпаков. Вот тогда страна массово сможет сменить синтетику на традиционный головной убор».

Калпаки из архива киностудии «Кыргызфильм»

Элечек (кимишек, бас орау) - головной убор замужних женщин у некоторых тюркских народов (кыргызы, қазақи, каракалпаки, ногаи - весьма близкие друг к другу по языку и генеалогии-санжыре народы). Сегодня, когда идет возрождение собственных культурных ценностей, очень важно не замкнуться в своих национальных квартирках и искать различия между близкородственными народами. Гораздо важнее находить общее и восстанавливать богатое наследие собственных общих предков без всяких споров о том, что есть, например, кыргызское или қазақское, и у кого оно появилось вначале. Как можно разделять что-то на свое и чужое, если мы происходим от одних предков? Поэтому здесь представлены все виды элечеков, которые могли быть или будут у кыргызов, так как они были и есть у других братских нам народов. Параллельно я попытаюсь дать объяснения тем или иным деталям элечека, естественно, в своей интерпретации, а правильность выводов на выбор читателя - я всего лишь выражаю свое мнение.

Собственно говоря, элечек - это тюрбан, который весьма распространен у многих народов, ориентализованый (образ Востока в глазах Запада) образ которого связан с образом роскоши и дворцово-гаремной сексуальности. Однако у тюркских народов, тюрбан-элечек, напротив, связан с образом чистоты женской и материнской порядочности. Уже в древности в Центральной Азии символически тюрбан был связан больше с женским началом и женским циклом, зачастую условно привязываемым к лунному, что отражало способность к деторождению.

Реконструкция женского головного убора, выполненная на основании стенной росписи Пенджикента (VII в.), изображающей богиню Луны

Что именно считать элечеком и чем он отличается от тюрбана? Элечек должен состоять минимум из двух (трех) частей, (1) тюрбана (собственно элечек), (2) хвостика от тюрбана, прикрывающей косы и (3) ткани, прикрывающей щеки и шею). Иногда для сохранения формы элечека ее наворачивают на тюбетейку.

Элечек предохранял замужних женщин не только от дурного глаза, но и от солнечных лучей. Недаром поэтическими эпитетами молодых невесток и жен (келин-жеӊе) стали «белые щечки» и/или «белая шейка», так как в отличие от девичьей шапки, элечек предохранял кожу женщины от загара. Необязательно элечек мог быть из белого материала, например, у каракалпаков молодые жены носили кимишек из красного материала, а более пожилые - белые.

Красный и белый кимишеки каракалпаков

Слово кимишек (у қазақов и каракалпаков), возможно, это сокращение от «кийим элечек» - по крайней мере, так называли кыргызы элечек қазақских женщин. Другой женский головной убор каракалпаков дает возможное объяснение одной из деталей элечека. У каракалпаков женщины на тюбетейке носят «попек» - дополнительное украшение в виде кистевого шарика или кисти - причем незамужние девушки и девочки носят попек на левой стороне, а замужние - на правой стороне тюбетейки.

Попек на тюбетейках каракалпакских женщин

Это наводит на мысль о том, что попек показывал принадлежность женщины той или иной стороне - вспомним, что юрта делится на женскую и мужскую половины и тюркский эл в древности также делился на каганский (условно мужской) и катунский (условно женский) крылья. Попек на той или иной стороне тюбетейки также символизировал принадлежность женщины самой себе (к левой стороне, к которой еще можно ходить) или принадлежность какому-либо мужчине. Точно так же часть материала элечека загибалась в ту или иную сторону, что дополнительно (помимо самого элечека) символизировало то, что женщина уже принадлежит тому или иному мужчине, впрочем, как и он ей.

Элечек, завернутый направо (қазақи и каракалпаки)

И здесь необходимо небольшое пояснение, почему одни элечеки завернуты влево, а другие вправо. Возможно, это связано с тем, что в древности у тюрков (условно) мужским главенствующим крылом считалось левое крыло, но позже (возможно, в постмонгольский период) главным (условно) стало правое крыло, поэтому в символическом обозначении принадлежность к мужскому немного спуталась. А возможно, просто женщины одного рода-племени заворачивали элечек в одну сторону только потому, что женщины другого рода-племени заворачивали его в противоположную сторону (здесь уместно добавить фразу, которую использовали мусульманские историки: «Аллах знает лучше», особенно, если это касается женской одежды).

Элечек, завернутый налево (кыргызы, қазақи)

Разновидность элечеков варьируется не только от принадлежности тому или иному роду-племени, но и от статуса женщины в семье. Так, например, вдовы носили черный элечек, а женщины статусом выше носили элечек больших размеров или выше, или и выше, и больше. Например, на этом фото поклона новоиспеченного қазақа-жениха матери и родственницам невесты понятно сразу, кому именно в первую очередь адресован поклон, который, кстати, сегодня қазақские джигиты отказываются делать, в отличие, например, от кыргызов-женихов.

Между тем, количество разновидностей қазақского кимишека достойно поклонения.

Некоторые разновидности қазақского кимишека

Впрочем, как и у любого другого тюркского народа, замужние женщины которого надевают элечек. Некоторые элечеки были с выступом вперед, что очень похоже на копирование сакского калпака.

Қазақи (Сырдарья)

Кроме всего прочего, возможно, в элечеках может присутствовать два хвостика, так как замужняя женщина заплетала две косы (у нас используется один широкий), как видим на этих половецких изваяниях.

Однако возникает вопрос, как работали женщины в таких больших головных уборах? Опять-таки, скорее всего, количество материала элечека и, соответственно, его вес и комфортность для работы зависели от статуса и возраста женщины в семье. Кроме того, женщины могли работать не только в небольших элечеках, но и платках, как, например, эти две қазақские молодухи, которым предстояло работать за пятерых.

Зависимость размера тюрбана от положения женщины в целом, возможно, прослеживается в тюрбанах других этнических групп, статус которых был неравен статусу господствующей тюрко-мусульманской верхушки. Так, например, тюрбаны и кимишеки цыган, чала-қазақов и евреев был намного меньше в размерах и в весе, как и вес этих групп в тогдашнем обществе.

Цыганка, чала-казашка, еврейка

Поэтому, возможно, следует учитывать зависимость размеров элечека от статуса женщины в роду и ее возраста. Очень даже возможен облегченный вариант элечека, который, судя по всему, существовал. На этой миниатюре из Шах-наме, написанной в XVI веке для турецкого султана и хранящейся в Топкапы в Стамбуле, видны женщины с небольшими тюрбанчиками (судя по кругам на головном уборе материя завернута несколько раз вокруг головы, как и элечек) и накосниками.

Афганские кыргызские женщины используют облегченный вариант элечека, который весьма удобен для повседневной жизни.

Скорее всего, мы привыкли к большим элечекам из-за того, что в начале 20 века, когда делались фотографии кыргызских женщин в элечеках или своим собственным воспоминаниям, и их носили в основном женщины старшего возраста, которым и полагалось носить на голове больше материала по статусу. Сегодня, когда удобство повседневной одежды является определяющим для выбора женщин, вполне возможно рекомендовать носить по случаю элечеки и меньших размеров. Возрождение национально-культурных ценностей может идти не только по сохранившейся этнографической истории конца XIX-начала ХХ вв., можно пойти гораздо дальше и разнообразить гардероб наших женщин, чему они и сами будут рады.

Следите за нашими новостями на

"Радио Азаттык" — киргизская редакция "Радио Свобода" только что сообщило, что депутаты Киргизии подготовили проект закона, обязывающий президента, премьер-министра и спикера парламента надевать во время официальных приемов и зарубежных визитов национальный головной убор ак калпак (белый колпак). Проект закона также обязывает спортсменов носить национальный головной убор на международных соревнованиях. По мнению авторов документа, это необходимо для "духовного развития и сохранения многовековой традиции киргизского народа" и для того, чтобы "повысить узнаваемость народа Киргизии". Законопроект приравнивает ак калпак к государственному флагу, гербу и гимну.


Калпак - это кыргызский национальный мужской головной убор. Его называют “ак калпак” (белый колпак), так как шьется в основном из белого войлока.

Ак калпак мужчины начали носить в Средней Азии в древние времена, c XIII векa. Eго надевали от хана до бедняка, от молодых джигитов до аксакалов. Какой народ и кто именно изобрел этот головной убор, сейчас уже не узнать, но почти с уверенностью можно сказать, что кыргызы - единственные, кто до сих пор носит его в массовом порядке.

Калпак не только дополнял традиционную мужскую одежду, состоящую из войлочного или овчинного пальто и сапог, но и был главным атрибутом в установлении социальной принадлежности его носителя. Богатый человек носил калпак повыше - тот как бы прибавлял роста и делал человека более импозантным. Всаднику же калпак придавал мужественность благодаря устремленным вперед изогнутым углам. И именно в нем исторически выработался стойкий художественный вкус, уходящий своими корнями в глубину веков.

Для калпачного войлока служит вымытая, вычищенная, вычесанная, нигде не использованная белая тонкорунная шерсть. После изготовления войлока, его художественно кроят, а потом вырезают.

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления калпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Каждый элемент калпака не случаен. Этот старинный национальный головной убор шьется из четырех клиньев, расширяющихся книзу, по бокам клинья до конца не сшивают, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца высокогорья.
На макушке калпака пересекаются 4 линии окантовки:
1.Олицетворение солнца.
2.Символ жизни, бытия и существования.

Верх обязательно украшает кисточка. Она должна всегда находиться спереди: кисточка символизирует арчу, которая у кыргызов ассоциируется с вечностью.
Кисточки на макушке:
1. Олицетворение потомства и пускание глубоких корней.
2. Символ мир, достатка и сытой жизни.
3.Олицетворяет радостную молодость и почтенную старость.

Разновидность колпака — ай калпай, была без разрезных полей. А уж об орнаментах, украшающих белый войлок калпака, сложены сотни легенд.

Существует около 80 видов калпака. Делятся они по форме, сложности изготовления, значению и, конечно же, цвету. Точнее сам ак калпак, на то и “ак”, что всегда традиционно должен оставаться белым, а вот окантовка меняется в зависимости от возраста.

Зеленая или красная окантовка - детский калпак. Его надевали мальчики. Зеленый цвет - символ молодости, и он показывал, что они находятся в начале своего жизненного пути и должны всему учиться


Синяя или голубая окантовка - юношеский ак калпак. В таком цвете ходили молодые люди после 20 лет. Цвет неба говорил о росте и взрослении.


Калпак с коричневым кантом надевали мужчины за 30, когда уже росла семья, главы семей накопили достаточно жизненного опыта и могли приносить пользу своей родине.

Коричневый на бежевый цвет окантовки мужчины меняли уже в зрелом возрасте, после сорока. Когда могли подавать пример другим, подрастающему поколению.

Черный кант появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. Черная линия на белом фоне означает мудрость. А вот если пожилой вдовец надевал белый калпак с каймой из черного войлока, это означало: повзрослевшие дети разрешили ему жениться во второй раз.

Самый почетный полностью белый калпак - головной убор старейшин, аксакалов. Дарят его только в знак признания лидерства человека.

Парадная форма кыргызстанцев на различных официальных мероприятиях, спортсменов из КР на международных соревнованиях обязательно включает в себя именно белый калпак. При назначении на должность либо избрании чиновников их обязательно чествуют белым калпаком: традиция дарения калпака в суверенном Кыргызстане вошла даже в государственный этикет!

Считается, что парламентскому государству как нельзя лучше соответствует именно калпак, как самый демократичный головной убор. Также его называют и самым мобильным, и самым практичным: калпак благодаря окаймленным клиньям можно сложить вчетверо без ущерба для его формы; можно вывернуть наизнанку, ведь изготавливается он из мягкого войлока; в непогоду калпак не пропускает дождь и снег и согревает, а в жаркие дни - охлаждает.

В эпосе “Манас” кыргызский народ характеризуется как “народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шаньских гор, а основание темное, как подножие гор”.

B 2011 году даже учредили специальный национальный праздник с целью популяризации национального головного убора. Празднуют его 5 марта.

В этот день в школах и лицеях традиционно проходят классные часы на тему о калпаке, в музеях и театрах - презентации на тему исторических корней происхождения калпака, в столице организуются всевозможные флешмобы, активисты молодежных движений даже выходят на праздничный парад, учащиеся школ и студенты вузов устраивают различные национальные игры на центральной площади, исполняют танец кочевников “Кара жорго”.

Огромный, специально изготовленный к этому случаю, 3-метровый калпак традиционно проносят по центру Бишкека и мимо столичной мэрии, а на площади Ала-Тоо уже несколько лет подряд организуется праздничный концерт.

По данным пресс-службы мэрии Бишкека, самый крупный в мире ак калпак - это точная копия традиционного головного убора, изготовленная в соответствии со всеми традициями из естественных материалов.

И ак калпак идет всем. Узнаете знаменитостей?

Элечек - женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего - чалма из белой материи. У разных родоплеменных групп Кыргызии женская чалма имела различные формы - от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику. В Кыргызии чалма получила большое распространение.

Её называли калёк, но у южных и северных киргизов - элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: "Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы". Это было пожелание долгого семейного счастья.
Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

В северной Кыргызии головной убор женщины состоял из небольшой, облегающей голову шапочки с полосой, спускавшейся на спину, и повязанного поверх нее тюрбана. На тюрбан шла тонкая белая ткань или кисея. В зависимости от формы тюрбана, а также украшений шапочки различались четыре типа женского головного убора.

Иссык-кульские, чуйские и тянь-шаньские кыргызки ткань для тюрбана наматывали спиралью, образуя идущие кверху от головы ровные выступы; сам тюрбан имел цилиндрическою форму, конец его заворачивали на левую сторону.

В долине Таласа и в районах северной части современной Ошской области, которые были населены родоплеменными группами саруу, кытай, кутчу, джетиген и багыш, носили тюрбан круглой или овальной формы; он был очень широким в верхней части (без отворота) и имел сравнительно небольшой налобный выступ.

В восточных районах современной Ошской области, а также у кыргызок из племен мундуз и басыз тюрбан имел большие размеры и сильно нависающий над лбом выступ. Шапочку, имевшую шлемовидную форму, искусно расшивали цветным шелком очень тонким швом; вышивали части, прилегающие ко лбу и щекам, и полосу, спускающуюся на спину. К шапочке прикрепляли очень длинные, спускавшиеся на грудь подвески из снизок кораллов, скрепленных серебряными пластинками.

В юго-западных районах Ошской области, где жили группы под названием ичкилик, тюрбан имел более округлую форму и был довольно высоким, шапочка же была аналогична предыдущей. Иногда на тюрбан накидывали нарядный платок, угол которого, спадавший на спину, украшали вышивкой и бахромой.

Тюрбан украшали по-разному: вышитыми полосками, перекрещивающимися спереди, шелковой тесьмой, серебряными украшениями, кораллами, монетами, жемчугом.

В Прииссыккулье, в Чуйской долине элечек уже очень редко можно встретить на старухе или пожилой женщине, на Тянь-Шане он встречается несколько чаще. В Таласской же долине старинный головной убор - илеки распространен значительно шире, его можно увидеть и на женщинах среднего возраста. К югу этот головной убор встречается реже, а в южной части Ошской области он совершенно вышел из употребления. У кыргызов, живущих в Джиргаталъском районе Таджикистана, старинный головной убор сохранился только как свадебный наряд.

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей киргизов, которые могут показаться жителям России удивительными и немного странными.

Они меряют статус по высоте шапки

Людей в войлочных головных уборах можно увидеть на улице Бишкека или Оша как в удушающую жару летом, так и лютым холодом зимой. А все потому, что здесь до сих пор жива традиция определять статус мужчины по его колпаку. Простые люди традиционно носили низкие колпаки, а представители высших слоев - более вытянутые. Люди старшего возраста и имеющие особый статус по традиции носят «бакай калпак»: головной убор из белого войлока с черными пересекающимися окантовками и ручной вышивкой.

Они играют в поло тушей козла

Самая популярная национальная игра кок-бору чем-то напоминает поло, где вместо мяча используется туша козла или ее муляж. Основная цель - забросить козла на специальное сооружение на территории команды-противника или доскакать с ней до ранее оговоренного места где-нибудь на вершине горы. В начале сентября 2016 года в Киргизии прошли вторые Всемирные игры кочевников, призванные сохранять боевые искусства и игры кочевых народов и возрождать к ним интерес. Помимо кок-бору в программу игр вошли разные виды борьбы, в том числе на поясах, конные скачки, стрельба из лука и комплексные охотничьи игры.

Они окуривают рынки дымом от сглаза

На рынках в Киргизской Республике можно часто увидеть женщин, разгуливающих вдоль рядов с дымящимися ступами и обмахивающих этим кислым пронизывающим дымом каждый второй ларек. В ступах дымится арча (можжевельник), и ее дым считается отличным средством от сглаза и злых духов. Таким образом эти женщины скромно, но все же зарабатывают: без спроса обдувают лавку, и ее хозяин уже оказывается вынужден заплатить небольшую сумму, часто 10–20 сомов (1 рубль = 1,06 сома).

Их юрты могут стоит дороже иномарки

Искусство изготовления киргизских юрт боз-уй недавно вошло в список наследия ЮНЕСКО. Юрта продолжает занимать важное место в жизни киргизов: в них живут семьи во время сезонного перегона скота, для детей кочевников в юртах организованы детские сады, по всей стране юрты используются как временные точки продаж или места общественных встреч. Стоимость юрты варьируется в зависимости от ее размера, вместительности и материалов: самая дешевая будет стоить порядка 80 000 руб., а что касается самой дорогой - совершенству предела нет. На форумах можно увидеть объявления по продаже юрт как за $3000, так и за $15 000. При этом срок службы юрты намного дольше, чем у среднестатистической иномарки, - примерно 25 лет в кочевых условиях.

Они строят юрты для покойников

Юрта занимала и продолжает занимать важное место и в похоронных обрядах. Даже в Бишкеке во дворах между пятиэтажками можно иногда увидеть поминальные юрты. Семья покойника возводит юрту, оставляет усопшего в ней на две ночи и три дня и позволяет таким образом всем родственникам, знакомым и соседям проститься с ним. Близкие родственники ушедшего при этом остаются в юрте круглые сутки.

Они крадут невест

Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего - перешагнуть через него. Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки.

Они строят дачи из грузовых контейнеров

Путешествуя по Киргизии, обращаешь внимание на удивительную привязанность местных жителей к списанным грузовым контейнерам. Из них в Бишкеке по принципу LEGO составлен целый рынок, из них же получаются отличные гаражи и офисные помещения, а два-три контейнера подряд с вырезанными окнами превращаются в дачу. Один контейнер стоит чуть менее $1000, в разы дешевле хорошей юрты, а возводится почти так же быстро. В общем, киргизы не отстают от современных трендов в архитектуре и вовсю следуют принципам вторичного использования.

У них стол - это пол

Путешественники, планирующие поездку в Киргизскую Республику, должны быть готовы к ежедневным гимнастическим увертюрам, которые им придется совершать, садясь за стол. Дело в том, что здесь принято есть, сидя на циновке на полу, а если не на полу - то на приподнятых платформах, имитирующих пол. Если в начале застолья сесть на пол обычно не представляет особого труда, то после обильного пира, продолжающегося не один час, встать из-за стола получится, только держась за соседа.

Они преподносят хвост барана в знак уважения

На особо важные события и праздники в Киргизии принято резать барана. При этом разные его части будут предназначены разным гостям вокруг стола - в зависимости от их положения. Голова барана чаще всего подается самому почетному гостю, хвост - почетной гостье, а подвздошная (тазовая) кость - старейшине. Счастливчик, получивший голову, должен вырезать глаза барана и разрезать их пополам, поделившись деликатесом с другим гостем, которого он бы хотел чаще видеть. Нёбо обычно дарится молодой женщине, в то время как левое ухо остается у хозяина, а правое отдается детям.

У них нельзя вставать без омена из-за стола

Омен перед едой и после еды уже не воспринимается в Киргизии как религиозный обряд, хотя свои корни берет именно в мусульманстве. Поднеся обе ладони к лицу и произнеся «омен», киргизы таким образом благодарят за стол. Обычно омен совершается совместно, включая гостей. В конце любого праздника, успешных переговоров или простого употребления пищи старший из присутствующих или почетный гость произносит благодарственные слова и дает небольшое напутствие, а потом все собравшиеся одновременно совершают омен. После омена брать еду со стола не принято.