Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка. Служба Благовещению Пресвятой Богородицы в Неделю четвертую Великого поста (текст) Особый чин богослужения на благовещение

25 марта 2017 года христиане отмечает светлый праздник - Благовещение Пресвятой Богородицы, связанный с благой вестью о рождении Спасителя.

В этот день Архангел Гавриил известил Деву Марию, что она родит Иисуса Христа. Как правило, Благовещение приходится на середину пасхального поста, однако в этот день разрешены рыбные блюда.

На Благовещение считалось дурной приметой выйти из дома без монеты в кармане. Верующие полагали, что если ты в этот день при деньгах, то весь год тебя будет преследовать удача. Также по народному поверью, в этот день любая рана заживает чрезвычайно быстро, поэтому на Благовещение принято прокалывать уши молодым девушкам и девочкам.

С давних времен Благовещение вызывало настоящий трепет среди христиан. Ведь этот праздник символизирует предание о возвращении вести от архангела Гавриила матери Иисуса, когда она узнала о скором рождении Сына Божьего. По сегодняшний день этот праздник считается одним из самых великих и почитаемых. Верующие люди на Благовещение Божьей Матери радуются пришествию благостного времени, читают молитвы, очищаются от грехов и предсказывают погоду на ближайшие дни.

Благовещение - суть праздника - сотвори доброе дело

Праздник Благовещение Богородицы считается одним из самых радостных и светлых дней в православном христианском мире. По традиции даже во времена русских царей было принято в государских палатах накрывать стол с сытными и вкусными блюдами, за который были приглашены все бедные люди.

Данная традиция и по сегодняшний день поддерживается некоторыми Благотворительными фондами. Православные Батюшки рекомендуют в этот праздник посетить детские дома или больницы, чтобы совершить хоть один добрый поступок или раздать милостыню.

В христианском мире этот праздник отмечается 7 апреля и дата его не изменятся. У католиков этот день отмечается 25 марта. Было даже время, когда некоторые государства в этот день встречали Новый год, поскольку он был символом начала новой жизни. Тогда проводился целый ряд традиций и обычаев, посвященных исключительно Благовещению Божьей Матери.

Одной из самых красивых считалось выпускание на волю птиц. Также считали, что люди, ушедшие в другой мир, в этот день не попадали в ад, а грешников в аду в этот праздник не наказывали. Также всегда следовали обычаю никогда не притрагиваться к работе в святой церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

  • делать добрые дела;
  • помогать нуждающимся;
  • не совершать плохих поступков;
  • одаривать окружающих своей улыбкой.

Благовещение поведает, каким будет лето и урожай

Раньше ежегодно крестьяне собирались в этот праздник для того, чтобы обсудить все народные приметы и поверья. Чаще всего так делали перед закатом возле мельниц. Все обсуждают предстоящие земельные работы и весенние условия, в которые придётся работать. На протяжении всего праздника становится понятно, какая будет пахота, погодные условия в летний период и щедрость урожая.

Обычно этот день радует всех земледельцев, ведь именно сегодня земля хорошо насыщена водой, снега больше нет и можно смело начинать полевые работы.

Однако, нужно помнить, что в сам праздник к работе приступать нельзя. Потому что, нарушив правило, нельзя избежать беды или скудного урожая, как повествуют предания. Но согласно народной мудрости лучшим днем для начала посева является следующий день после Благовещения - 8 апреля.

Любое явление в этот день говорит о предстоящих изменениях. Например:

  • лето выдастся хорошим, если день будет красным;
  • плохой урожай, если пасмурный день;
  • дождливый день принесет хороший урожай рожи;
  • сильная гроза на урожай орехов;
  • изобилие грехов будет при повышенной сырости в этот праздник;
  • хороший улов предстоит рыбакам, если праздник дождливый;
  • стоит ждать холодов, если ласточки еще не прилетели.

Благовещение Пресвятой Богородицы - народные суеверия

В нашем народе за последние годы накопилось огромное количество примет и суеверий в этот праздник.

Главным, конечно, является не совершать никаких работ, даже мелких по дому. Говорят, что даже птицы не вьют гнезда в этот благой день.
Также не советуют в Благовещение устраивать громкие застолья или гуляния. Можно только «закликать весну», водить хороводы вокруг костра, петь веснянки.

Также в этот день или накануне не рекомендуется что-то жечь или зажигать. Работа с огнём также считается грехом. Как наказание будет плохой урожай пшеницы или она будет болеть, пчелы будут ленивыми.
Но удача будет за тем, кто на Благовещение пережигает соль в печи. Можно сжечь даже небольшую щепотку. Благовещенская соль имеет огромную целительную силу. Ее в народной медицине часто применяли при лихорадках или горячках.

Еще многие женщины пережигали соль в печи, чтобы излечивать ею болеющий скот. Эту соль они добавляют в хлебное тесто и пекут из него небольшие булочки - бяшки, которые впоследствии скармливаются животным.

Благовещение в церкви

Утром на божественной литургии необходимо вкусить по одной просфоре на одного человека семьи и заказать молитву о здравии. В храм можно прийти с белыми лилиями. Они в этот день символизируют появление архангела Гавриила. Со службы можно забрать просфоры домой и принимать их каждое утро натощак со святой водой, при этом читая молитву Пресвятой Божьей Матери.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы . Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке.

В древности Благовещание называлось днем Воплощения и праздновался как Господский праздник. Сейчас он воспринимается как чисто Богородичный праздник.

Богослужение сконцентрировано на диалоге арх.Гаврииила с пресвятой Богородицей (Лк.1.26-38). Наиболее ярко этот диалог присутствует в каноне (Творение свт.Феофана, мтп. Никейского 9в., однако в стихирах и др. случаях так же звучит эта тема.)

Каждый год служба на благовещение является неповторимой, т.к. праздник может попасть на любой день от четверга 3-й седмицы В.П. – до среды святой седмицы.

Для каждого случая праздник имеет особый вид, который подробно описан в Типиконе (см. Типикон на Благовещание 25 марта.)

Особенности богослужения . По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но так как часто совпадает с днями Великого поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства или отдание праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то не имеет попразднства. А если Благовещение бывает в неделю Ваий или в Страстную или Светлую седмицы, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ иногда начинается великим повечерием (как в праздник Р.Х.), иногда великой вечерней, а иногда – сразу утреней.

1. Великим повечерием всенощное бдение праздника начинается тогда, когда в канун его (т.е. 24 марта) была совершена днем вечерня (со входом и паремиями) особо или в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (если праздник случается во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу св. Четыредесятницы и во вторник, среду и четверг Страстной седмицы) .

2. Великой вечерней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Неделю (воскресения) и в понедельники Великого поста и во все дни Светлой седмицы.

3. Утреней начинается всенощное бдение, если Благовещение случится в Великий Пяток (вечерня была накануне, в четверг пред литургией св. Василия Великого) и в Великую Субботу (вечерня совершалась особо накануне, в Пятницу).


На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4-й): «Днесь спасения нашего главизна …». На утрени: полиелей и величание: «Арангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою?» Евангелие (Лк. зач. 4-е). Канон праздника по обычаю читается двумя чтецами (до 9-й песни): один читает тропари Ангела, другой Богородицы. Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор. По 8-й песни канона «Честнейшую», как правило, не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели (воскресения) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую». Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключением суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй» нас, Боже» и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). ИСКЛЮЧЕНИЕ:

1) Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха ), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на «Слава» и затем на «И ныне» поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3).

2) Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели Ваий (единожды), после полиелея – величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели Ваий, «Воскресение Христово» не поем. «Слава: Днесь Христос входит во град Вифанию...», «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже...».

3) Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных («Страстных») Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка.

Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресение) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные – в остальные дни Четыредесятницы и Страстной Седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (тоже по 3 великих поклона).

Если Благовещение случится в Великий Пяток или на Пасхальной седмице, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно Великие часы и Пасхальные).

В самый день Благовещения совершается вечерня. Она начинается литургийным возгласом и совершается пред литургией (непосредственно соединяясь с ней) в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), а также в Четверг, Пятницу и Субботу Страстной седмицы. Вечерня совершается после литургии, в свое время – вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста и на Пасхальной седмице.

ЛИТУРГИЯ в праздник Благовещения всегда совершается по чинопоследованию св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого. Литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается. Литургия св. Василия Великого совершается в том случае, когда праздник случится в Недели (воскресения) Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия св. Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На литургии в праздник Благовещения вместо «Достойно» поется Задостойник праздника. Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии св. Василия Великого поется Задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг – «Странствия Владычня», в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати»). Если же храм Благовещению, то поется Задостойник праздника.

Практическое отправление службы праздника . Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24 числа с литургией Преждеосвященных Даров (а среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник и четверг). И это потому, что вечерня в дни Великого поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню. Кроме того, в Типиконе под 24 и 25 числами нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг без часов немыслим. Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются «Блаженны». Псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа...» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа...» опускаются, и хор сразу поет «Во Царствии Твоем...». Все остальные стихи поются с припевом: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем по прочтении «Честнейшую» священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: «Всесвятая Троице...». По окончании ее священник произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» до середины. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у престола: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже очисти грехи моя, и помилуй мя. Создавый мя Господи, помилуй. Без числа согреших Господи, прости мя». Затем священник произносит литургийный возглас: «Благословенно Царство...», начертывая крест Евангелием над антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня со слов: «Приидите, поклонимся...» и т.д. Если праздник случится в Великий пост, то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10: Триоди – 2, подобны – 3 и праздника – 3 (2 из них повторяются), «Слава, и ныне» – праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): 1. Быт. гл. 28, 2. Иезек. гл. 43-44, 3. Притч. гл. 9. Затем «Да исправится молитва моя», великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на «Господи, воззвах» – стихиры на 8: Триоди – 3 и праздника – 5, «Слава, и ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исход, гл. 3 (о купине) и 2) Притчей, гл. 8 (о вечном бытии Сына Божия). Затем «Сподоби, Господи». На стиховне – самогласная стихира дня (дважды) и мученичен, «Слава, и ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника, ектения, три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина и отпуст. Всенощное бдение начинается по Уставу с великого повечерия. После прочтения славословия совершается лития. Поются стихиры праздника 3, гл. 1. (В субботу и Неделю – на «Слава» – «Да веселятся небеса»). «Стихиры на стиховне праздника, с их припевами, т.е. «Благословите день от дне спасение Бога нашего». На благословении хлебов – тропарь праздника (трижды). «Буди имя Господне» и Пс. 33. На утрени: на «Бог Господь» тропарь праздника (трижды). По кафизме – седальны праздника. Полиелей, седален праздника, степенны – 1-й антифон 4 гл. Прокимен гл. 4: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», «Воспойте Господеви песнь нову». Евангелие от Луки, зач. 4. Затем «Слава: Молитвами Богородицы», на «И ныне» – то жеи «Помилуй мя, Боже». Стихира праздника. Канон – праздника, гл. 4, ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия – праздника. Но в тех песнях канона, где совпадают трипеснцы, т.е. в понедельник 1,8,9 и т.д., то канон праздника с ирмосами на 6 и трипеснец на 8. Катавасия – ирмос триоди. По 3-й песни – седальны праздника. По 6-й песни – кондак «Взбранной Воеводе...» и икос. На 9-й песни – припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу» и ирмос: «Яко одушевленному...» Если есть трипеснец, то припев: «Слава тебе, Боже наш, слава Тебе», а затем ирмос Триоди. Светилен праздника «Ангельских сил...» (дважды). «Слава, и ныне» – «Еже от века днесь познавается».

На хвалитех – стихиры на 4, «Слава, и ныне» – «Еже от века таинства». Если праздник случится в субботу или воскресенье, то поем великое славословие, если же в другие дни, то читается вседневное славословие. По прочтении великого славословия произносится ектения: «Исполним утреннюю молитву» Далее поются стихиры на стиховне и читается: «Благо есть...» (единожды). По «Отче наш...» – тропарь праздника, после которого сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...». Затем: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...» Хор: «Аминь». Чтец – молитву: «Небесный Царю...», после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина с тремя поклонами и сразу же читается 1-й час и отпуст. 1-й час с кафизмой, тропарь и кондак праздника. В конце часа, после возгласа: «Боже, ущедри ны...», три великих поклона и молитва «Христе, Свете истинный» и отпуст. Часы 3-й, 6-й и 9-й тоже с кафизмами, но без поклонов. На 6-м часе – паремии Триоди. Затем «Блаженны», но не с начала, т.е. «Благослови, душе моя, Господа...» (Пс. 102), а прямо «Во Царствии Твоем...» и т.д. (скоро, без пения и без поклонов), «Помяни нас, Господи...», «Лик небесный...», «Ослаби, остави...». По «Отче наш...» – кондак праздника, «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую», возглас «Боже, ущедри...» и три великих поклона с молитвой св.Ефрема Сирина и молитва «Всесвятая Троице...». Далее священник на амвоне: «Премудрость». Хор: «Достойно есть»; священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас»... Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови» и бывает полный отпуст, после которого священник молится у престола как обычно перед литургией: «Царю Небесный...». Вечерня начинается возгласам: «Благословено Царство...» Следует отметить, что вечерня, которая предваряет литургию св. Иоанна Златоуста, помещена в Типиконе под 26 числом. Так как служба под 25 марта оканчивается часами с изобразительными. Вечерня. На «Господи, воззвах» – стихиры Триоди 2 и подобны Триоди 3, праздника 3 и архангела 3. В это время совершается проскомидия. Вход с Евангелием. «Свете тихий». Прокимен дня, 4 паремии: 2 дневных и праздника 2: 1) Исход, гл. 3 («Вниде Моисей...»); 2) Притчей, гл. 8 («Господь созда мя начало путей Своих...»). Затем ектения малая и возглас: «Яко свят еси...». Поется «Святый Боже...». Затем прокимен, гл. 4: «Благовестите день от дне...», Апостол к Евр., зач. 306. Евангелие от Луки, зач. 3, и прочее последование литургии св. Иоанна Златоуста. Задостойник: «Благовествуй, земле...», «Яко одушевленному...». Причастен: «Избра Господь Сиона и изволи его в жилище Себе». ОТДАНИЕ праздника Благовещения (26 марта). В самый день праздника – вечером св. Четыредесятницы службу в седмичные дни (кроме субботних и воскресных дней – вечером, т.к. в эти дни служба начинается с вечерни, а затем малое повечерие и утреня) следует начинать с малого повечерия, на котором по прочтении «Честнейшую» произносится молитва св. Ефрема Сирина со всеми поклонами. Отпуст малый: «Христос истинный Бог...».

  • Евангельское событие праздника.
  • Традиции праздника.
  • Календарные заметки.
  • Богослужебные указания.
  • Скачать наряду текст богослужения.
  • Перевод богослужения.
  • Расписание богослужения в нашем храме

И хронологически, и по существу Новозаветная история начинается не с Рождества Иисуса Христа, а с Его Матери - Пресвятой Девы Марии.

Древние письменные источники о Ее жизни неизвестны, и все сведения о Деве Марии почерпнуты из устного предания, существовавшего в

первых христианских общинах. Это предание утверждает, что Дева Мария происходила из рода Давидова и являлась дочерью благочестивых Иоакима и Анны. Девочка была поздним ребенком, дарованным им Господом в весьма преклонные лета по их горячим молитвам, и потому Ее рождение родители восприняли как великое чудо и милость Божию. Следуя иудейскому обычаю, они решили посвятить Ее Богу. В те времена многие дети воспитывались при храме, а подрастая, несли здесь определенные обязанности и послушания. В трехлетнем возрасте младенец Мария взошла по ступеням Иерусалимского храма, поручая Себя милости Божией.

События рождества Девы Марии и введения Ее в храм имеют для христиан большое значение, и потому Церковь почтила их особо торжественным празднованием. Как известно, церковный год начинается 1 сентября, и первым большим праздником новолетия является Рождество Пресвятой Богородицы (по новому стилю 21 сентября). А 4 декабря (по новому стилю) празднуется Введение Пресвятой Богородицы во храм.

Мы ничего не знаем о раннем периоде жизни Девы Марии. Достигнув известного возраста, Она была обручена с пожилым человеком по имени Иосиф, плотником из галилейского города Назарета. Иосиф был не мужем Марии, но обручником и хранителем Ее девства, ибо посвященной Богу девушке надлежало пребывать в чистоте и целомудрии.

Говоря о том, что для спасения рода человеческого Бог избрал особое средство - Богочеловечество, мы ранее уже подчеркивали, что в этом средстве как бы соединяются два начала. Прежде всего это Божественное присутствие и Божественное всемогущество, ибо только во власти Творца было положить предел действию первородного греха, возвратив человечеству благодать, исходящую от Отца Небесного. Другой составляющей спасения является свободная воля самого человека, ибо без его действенного соучастия в деле искупления греха спасение не имело бы достоинства добровольного выбора. Было чрезвычайно важно, чтобы потомки Адама и Евы сердцем откликнулись на призыв Бога, ответив Ему: мы согласны на то, чтобы обрести спасение, дарованное Тобою, и готовы вместе с Тобой участвовать в этой тайне. Такое согласие от имени рода человеческого произнесла Дева Мария.

Это событие именуется Благовещением - по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть». Вот что рассказывает об обстоятельствах Благовещения Евангелие от Луки:

«Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 26–38).

Эти слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» - не только выражают кроткую готовность Девы Марии принять возвещенное ей Ангелом, но и являются формулой согласия рода человеческого на соработничество Богу в деле спасения.

Это согласие Девы Марии не следует воспринимать как ограничение свободы людей Ее личным произволением. Действительно, Дева Мария выступает перед Богом от имени всего человеческого рода. Однако данное Ею согласие не может рассматриваться как покушение на чью-то свободу, ибо каждый, кто свободно принимает Христа, становится соучастником спасительного Божественного действия лично, по своей воле и через собственное усилие. Таким образом, в событии Благовещения реализуется наша собственная свобода выбора.

Известно также скептическое отношение иных людей к чуду бессеменного зачатия неискусомужной Девой. С точки зрения науки и нашего человеческого опыта бессеменное зачатие представляется невозможным. Но ведь Бог есть Творец мира с его физическими законами, и потому невозможное для нас не является невозможным для Него. В этом смысле наши знания и представления носят условный характер: когда мы говорим, что чего-то не может быть, то исходим из представлений и реальности, соприродных нашему, человеческому миру. Но, как прекрасно выразился святой Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне, «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет» (Богородичен 4-й Песни).

Наше отношение к Благовещению, к непорочному зачатию Пресвятой Девой Сына Божия должно характеризоваться одним словом: благоговение. Нам следует благоговейно веровать в то, что Божия Матерь, по словам святого Амвросия Медиоланского, и после того, как зачала во чреве, осталась Девой, и после того, как родила, осталась Девой. Такова вера Церкви. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы… не из человеческого семени, но… неизъяснимо исткав в ней Зародыш, словно некую ткань, для спасения людей».

Сокрытая здесь великая Божественная тайна не обнаруживает себя ни в человеческом разуме, ни в знаниях, ни в воображении. Стать сопричастником ее возможно только силой веры, ибо содержание, значение и реальность этой тайны открываются нам в религиозном опыте.

В древности у праздника Благовещение Пресвятой Богородицы было несколько названий: День Приветствия, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, День Благовещения, Праздник Благовещения… Современное название Благовещение Пресвятой Богородицы стало употребительным только в 7-ом веке новой эры. Кроме того, существует восточная традиция праздника (перечисленные названия) и западная (в католическом Риме праздник назывался так: Благовещение святой Марии о зачатии, Приветствие Марии, Благовещение о Христе и др.). Русская Православная Церковь официально именует этот день следующим образом: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». В католических странах теперь этот праздник называется «Благовещение Господа Иисуса Христа». На византийском Востоке праздник стал официальным с 6-го века, на римском Западе – с 7-го.

На Руси существовал обычай выпускать в Благовещение голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья - одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.

Русский поэт, писатель, журналист Аполлон Коринфский в 1901 году так описывал эту древнюю русскую традицию: «С незапамятных пор ведётся на Руси добрый обычай выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по сёлам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <…> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!“».

В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрождён в 1995 году, и сегодня при многих храмах после литургии в небо выпускают белых голубей.

Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня голубей, которых выпускает патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в стайки и возвращаются в свои питомники.

Страстна́я седмица. Великий Вторник. Благове́щение Пресвятой Богородицы.

Преставле́ние свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября).

Служба совершается по 13-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «О то́мже пра́зднице [Благове́щения], а́ще случи́тся в Вели́кий Вто́рник».

Календарные заметки:

На трапезе разрешается елей.
Служба совершается по 13-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «О томже празднице [Благовещения], аще случится в Великий Вторник».

Порядок чтений, согласно календарю:

Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 1-м но́щи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся тяжкая .

Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие . Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

По 1-м Трисвятом – тропарь Благовещения, глас 4-й.

По 2-м Трисвятом – кондак Благовещения, глас 8-й.

По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.

Примечание. О трипеснце Триоди прп. Андрея Критского (глас 8-й; песни 2-я, 8-я и 9-я), положенном на повечерии в Великий Понедельник вечером, см. примечание ниже.

На литии стихиры Благовещения, глас 1-й. «Слава , и ныне» – Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитвы литии.

На стиховне стихиры Благовещения, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Днесь ра́дость…».

«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш…» (на благословении хлебов) – тропарь Благовещения, глас 4-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Благовещения, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 9-я, 10-я и 11-я.

По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 4-й: «Жениха́, бра́тие…» (см. по 1-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Сове́т, Спа́се, беззако́нный…» (см. по 2-м стихословии).

По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Иу́да ра́зумом сребролю́бствует…» (см. по 3-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 3-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Твоя́ держа́ва…», или: «Яко Благ и Человеколю́бец…». Седален Благовещения, глас 1-й: «Вели́кий воево́да…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется…» (см. по 3-м стихословии).

Полиелей. Величание Благовещения: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Ектения малая, возглас: «Яко благослови́ся И́мя Твое́…». Седален Благовещения по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие Благовещения – Лк., зач. 4 . По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я ­песни – канон Благовещения со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – Благовещения (ирмосы праздничного канона).

8-я и 9-я песни – канон Благовещения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и двупеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й, на 8. Катавасия – ирмос двупеснца.

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвят а́́я Богор о́́дице, спас и́́ нас»; к тропарям двупеснца – припев: «Сл а́́ва Теб е́́, Б о́́же наш, сл а́́ва Теб е́́» ; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благослов и́́м Отц а́́, и С ы́́на, и Свят а́́го Д у́́ха, Г о́́спода»), к последнему – «И ныне».

По 3-й песни – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши…», и икос, глас тот же: «Что уныва́еши, душе́ моя́…»; седален Благовещения, глас 8-й: «Сло́во Бо́жие…». «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть…».

По 6-й песни – кондак и икос Благовещения, глас 8-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву» . К тропарям двупеснца припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́» . В конце 9-й песни: ирмос двупеснца Триоди; припев праздника Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию…», и ирмос канона Благовещения: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен Благовещения: «А́нгельских сил Архистрати́г…». «Слава» – ексапостиларий Триоди: «Черто́г Твой…», «И ныне» – ин светилен Благовещения: «Е́же от ве́ка днесь…».

Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафи́змы, и без покло́нов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Прииди́те, поклони́мся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й, глас 2-й, глас 4-й и глас 6-й – 5; и Благовещения, глас 4-й – 5 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером; первые две стихиры – дважды) 17 . «Слава» – Триоди, глас 7-й: «Се тебе́ тала́нт…», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «По́слан бысть…».

Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляется один Агнец – для Великой Среды .

* дата в скобках - по новому стилю

Историко-экзегетическое описание праздника.

Праздник Благовещения посвящен воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии (Лук. 1:26-38). У древних христиан он носил различные названия: “Зачатие Христа,” “Благовещение о Христе,” “Начало искупления,” “Благовещение Ангела Марии,” - и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование “Благовещения Пресвятыя Богородицы.” Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Святой Афанасий (IV века) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей. В V и VI вв. по причине ересей, унижавших лицо Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника. За это время Богослужение праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения сына Божия и величие Богоматери. В VIII в. святые Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили на этот праздник канон, поющийся и доселе. По объяснению древних христианских писателей, в основании обычая праздновать праздник 25 марта лежит предание Церкви, что в этот день совершилось воплощение; к тому же этот день стоит в естественном соответствии с 25 декабря.

Молитвословия праздника.

Тропарь , гл. 4.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует: темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак , гл. 8.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная.

Величание .

Архангелький глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Богослужебные указания

Изложениe порядка службы праздника находится в Уст. 25 мар. и начинается со слов: “При часе же 1-м нощи ударяет в великий кампан,” и дальше излагается порядок всенощного бдения. Порядок вечерни и литургии в самый день Благовещения излагается в Уст. 26 марта с.с. (8 апрелян.с.)

Праздник Благовещения - дванадесятый . Он бывает в промежуток времени с четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Святой недели, а потому он имеет только один день предпразднства и один попразднственный день отдания, иногда же предпразднства и отдания не бывает и он празднуется всего только один день (см. 24 и 26 пар.). По особенностям Богослужения Благовещение приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления, и никогда не оставляется, в какой бы день церновного года он ни случился.

Всенощное бдение на Благовещение начинается или великой вечерней (в понедельники, воскресенья Четыредесятницы и во все дни Светлой седмицы), или великим повечерием (в прочие дни Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверг Страстной седмицы), или даже утреней (в Великие пятницу и субботу).

На утрени в Благовещение всегда полагается праздничное Евангелие, кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этой недели, с полиелеем и величанием; после 50 псалма поется на “Слава” “Молитвами Богородицы,” на “И ныне” - тоже, но в нед. Ваий “поем: Слава, Днесь Христос, И ныне, тойже;” “Честнейшую” по 8 песни канона поется только в недели 3, 4 и 5 Великого поста; во все прочие дни, до недели Ваий, - припевы и ирмос одного праздника, а с недели Ваий вместе с припевом и ирмосом Триоди.

Великое славословие на Благовещение в субботы и недели Великого поста - поется, в прочие дни - читается (тогда в конце утрени ектения: “Помилуй нас Боже,” а “Господи помилуй” 40 раз не читается), в Пасхальную седмицу вовсе не полагается.

Великие поклоны на утрени в Благовещение только в те дни бывают, в кои они положены в посту (бывает только 3 поклона с молитвою “Господи и Владыко живота,” после ектении “Помилуй нас Боже”).

Часы поются или вседневные (в субботы и недели Четыредесятницы, в четверток и субботу Страстной, причем в эту субботу 3, 6 и 9 часы совершаются вместе и после них бывает отпуст), или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы), причем на великопостных часах в дни Четыредесятницы поклоны только на 1 часе и в конце изобразительных (на часах же 3, 6 и 9 поклонов не полагается), а в Страстную - на каждом часе; на Крестопоклонной седмице в понедельник, среду (на 1 часе) и пятницу (по отпусте часов) бывает поклонеиие Кресту; в Страстную седмицу на часах читается Евангелие; на Благовещение в Великий пяток часы - те же, что полагаются в Великий пяток, а в Пасхальную седмицу - пасхальные часы.

Когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверток, пяток и субботу Страстной, - в эти дни вечерня совершается перед литургией; в субботы и недели 3, 4, 5 и 6 седмиц Четыредесятницы и в Пасхальную седмицу вечерня бывает после литургии. Литургия, в какой бы день ни случился праздник Благовещения, всегда совершается полная - Иоанна Златоустого, или Василия Великого, если праздник случится в тот день, когда по Уставу положена сия последняя (см. ниже, о Литургии); вместо “Достойно” поем ирмос праздника (см. 8 сентября с.с. – 21 сентября н.с.), кроме нед. Ваий, Великих четвертка и субботы, когда этот ирмос поется только в храмах Благовещения (а в прочих - ирмос Триоди), и кроме дней Пасхи, когда поется припев и ирмос Пасхи.

В день Благовещения после литургии, вечером, или отправляется вечерня и малое повечерие (если в этот день вечерня не совершалась до лигургии), или одно повечерие (если в этот день вечерня была до литургии). Если 26 марта с.с. (8 апреля н.с.) полагаются великие поклоны: то эти поклоны бывают и на вечерне и на повечерии 25 марта с.с. (7 апреля н.с.); затем на утрени поется “Аллилуиа” с троичными гласа.

В частности:

1) когда Благовещение случится во вторник, среду, четверг и пятницу Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверг Страстной седмицы, то накануне праздника вечерня следует непосредственно за чтением часов (3-го, 6-го и 9-го) и изобразительных. На вечерне к стихирам Триоди - на “Господи воззвах” присоединяются стихиры праздника, кроме того на этой вечерне бывает вход, читаются паремии дне (Tpиоди) и праздника (три). В среду и пяток после паремий следует “Да исправится,” и поклоны 3 великия, и прочая Преждеосвященных, а в прочие дни после паремий - “Сподоби Господи,” стихиры “на стиховне” - Триоди, “Слава, и ныне” - праздника, по “Ныне отпущаеши” - тропарь праздника. В дальнейшем последовании вечерня совершается как вседневная, заканчиваясь сугубой ектенией и молитвой св. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами.

Всенощное бдение начинается великим повечерием, за которым следует утреня. В начале великого повечерия полагается каждение и пение “С нами Бог,” по 1-м “Трисвятом” - поется тропарь праздника, по 2-м “Трисвятом” - кондак праздника, после чтения: “Слава в вышних Богу,” - следует лития, с пением стихир литии праздника; далее идет праздничный порядок службы, кончая каноном, кроме той особенности, что на утрени читаются 3 кафизмы, причем по 1-й кафизме ектении не бывает и седальны читаются из Триоди; а такте к канону праздника присоединяется и трипеснец Триоди (тропари трипеснца читаются с припевом: “Слава Тебе, Боже наш”) и на 9-й песне канона “Величит душа моя” не поется (как это бывает во все двунадесятые праздники), припевы же праздника поются; светилен, хвалитные стихиры положены праздничные. Конец утрени удерживает характер вседневной: “Славословие” читается, после просительной ектении положены стихиры на стиховне из Триоди (но на “И ныне” стихира праздника); заканчивается утреня сугубой ектенией и молитвой св. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами.

На первом чacе полагается кафизма, а в конце его - молитва святого Ефрема Сирина. В день праздника на часах 3-м, 6-м и 9-м полагается чтоние рядовых кафизм, на 6-м часе читается обычная паремия (Триоди), после 9-го часа следует чтение изобразительных, заканчивающихся молитвой святого Ефрема Сирина, затем - молитва “Всесвятая Троице” и отпуст часов, как перед литургией Преждеосвященных Даров.

Литургия (святого Иоанна Златоуста) начинается вечерней; на вечерне кафизма не читается, к стихирам Триоди присоединяются стихиры праздника, по входе (с Евангелием) читаются две паремии дня и две праздника, затем следуютъ: малая ектения, возглас “Трисвятого,” а далее отправляется обычно литургия святого Иоанна Златоуста.

2) Если Благовещение случится в один из субботних дней 3 и 4 седмиц Великого поста, тогда всенощное бдение тоже состоит из великого повечерия и утрени и великое повечерие отправляется так же, как сказано выше (см. 1). Но на утрени “бывает служба вся праздника, ниже четверопеснец (который поется в четверток), ни ино что субботное поется, но все праздника, поем же (а не читаем) и славословие великое.” “Такожде и на литургии (святого Иоанна Златоуста) все праздника.” Литургия предваряется совершением обычных трехпсалмных часов 3-го и 6-го и “изобразительные” не полагаются.

3) Если Благовещение случится в понедельник какой-либо седмицы Великого поста (не исключая и понедельника Страстной седмицы), тогда накануне праздника отправляется малая вечерня с малым повечерием; всенощное бдение состоит из великой вечерни в соединении с утреней. Великая вечерня начинается пением предначинательного псалма и 1-го антифона “Блажен муж;” на “Господи воззвах” поются стихиры Триоди и праздника, вход, прокимен дня, паремии праздника 3, ектения: “Рцем вси,” “Сподоби Господи,” ектения: “Исполним вечернюю,” обычные возгласы и затем лития; вообще вечерня в эти дни имеет характер совершенно праздничный.

Утреня и литургия совершаются с указанными выше (см. 1) особенностями; причем если Благовещение случится в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, то на литургии читается один Апостол (праздника), а Евангелий - два (“праздника и дне”).

4) Когда Благовещение случится в один из воскресных дней Великого поста, - Богослужение представляет обычное соединение воскресной службы с Богородичной по общему правилу (см. Уст. 8 сент.), с той особенностью, что в неделю Крестопоклонную не оставляются стихиры, тропарь и канон Креста и на утрени - по славословии великом бывает поклонение Кресту.

5) Когда, Благовещение случится в один из последних дней Страстной седмицы, Богослужение видоизменяется соответственно службе, в тот или другой день Страстной седмицы.

Так, если Благовещение случится в Великую пятницу, вечерня совершается в Великий четверг в соединении с литургией святого Василия Великого, повечерие читается малое (с трипеснцем Триоди). Всенощное бдение состоит из одного утреннего богослужения с чтением 12-ти Евангелий страстей Господних и с пением особых Великого пятка 15 антифонов, при чем на “Бог Господь” поется тропарь праздника дважды, “Славаи ныне” - дня (“Егда славнии”), - по прочтении 7-го Евангелия страстей поются степенны антифоны 4 гласа и читается Евангелие праздника и 8-е страстей; канон праздника соединяется с трипеснцем Триоди; славословие читается и конец утрени - вседневной, как в Великую пятницу. В самый праздник отправляются царские часы; затем литургия святого Иоанна Златоуста предваряется вечерней. (О выносе плащаницы см. ниже, в Триодионе).

Если Благовещение случится в Великую субботу, - накануне в Великую пятницу вечерня великая отправляется отдельно от утрени с чтением Апостола и Евангелия, по уставу Великой пятница. В самый день праздника всенощное бдение, как и в Beликую пятницу пятницу, начинается утренним богослужением, при чем на “Бог Господь” поется тропарь дня “Благообразный Иосиф” и на “И ныне” тропарь праздника, далее следует пение “непорочных” (разделенных на 3 статьи) с каждением, оканчивающееся пением тропарей “Ангельский Собор;” после сего поется полиелей праздника “Хвалите имя Господне” и величание “Архангельский глас,” пение степенных антифонов 4 гл., чтение Евангелия праздника и прочее праздничной утрени; к канону присоединяется канон дня; славословие великое поется, по великом славословии совершается крестный ход с плащаницей, по окончании которого чтение паремии, апостола и евангелия, согласно уставу Великой субботы. Литургия св. Василия Великого соединяется с вечерней.

6) Когда Благовещение случится в праздник Пасхи, то

а) в первый день Пасхи к пасхальному канону присоединяется канон Благовещения, по 6-й песни канона читается Евангелие праздника, к стихирам хвалитным воскресным присоединяются стихиры Благовещения; на литургии, по входе, на “Слава” тропарь Благовещения, прокимен, Апостол, Аллилуиа и Евангелие читается прежде Пасхи, потом Благовещения; причастен Пасхи и Благовещения; в остальном богослужение удерживает характер богослужения пасхального;

б) - во 2-й или 3-й день Пасхи, - накануне отправляется малая вечерня и затем всенощное бдение, состоящее из великой вечерни и утрени с особенностями пасхального богослужения: предначинательный псалом заменяется пением “Христос Воскресе” со стихами “Да воскреснет Бог,” к стихирам на стиховне присоединяются стихиры Пасхи с припевом “Да воскреснет Бог,” по окончании их тропарь Благовещения трижды, благословение хлебов, затем - утреня, на которой вместо шестопсалмия, по благословении священника, - “Христос воскресе” со стихами “Да воскреснет Бог;” после великой ектении - полиелей праздника, степенны антифоны 4 гл., чтение Евангелия и прочее - праздничной утрени до канона; канон Пасхи в соединении с каноном праздника; вместо славословия великого - по стихирах на хвалитех воскресных и праздника - стихиры Пасхи со стихами “Да воскреснет Бог;” заканчивается утреня двумя ектениями и пасхальным отпустом. Часы отправляются пасхальные. На литургии, по входе, после “Христос воскресе” (3-жды), тропарь Благовещения, на “И ныне” кондак Благовещения; прокимен, Апостол , Аллилуиа и Евангелие - прежде Благовещения, потом Пасхи; причастен - Пасхи и Благовещения; все остальное - пасхальное.

Паремия . 1) Быт. 28:10-17; 2) Иезек. 43:27 ; 44:1-4 ; 3) Прит. 9:1-11.

Эти паремии в Великий пост читаются накануне вечером, в праздник же на литургии положены следующие : 1) Исх. 3:1-8; 2) Прит. 8:22-30.

Утреннее Евангелие . Лук. 1:39-49, 56; 4 зач.

Апостол . Евр. 2:11-18; 306 зач.

Евангелие . Лук. 1:24-38; 3 зач.

Маркова глава в Типиконе и Минее.

Если случится Благовещение: 1) в суботу 3, 4 нед.; 2) в 3 нед.; 3) в понедельник 4, 5, 6 нед.; 4) среду 3 нед.; 5) в 4, 5 нед.; 6) в среду 5 нед.; 7) в четверг 5 нед.; 8) в субботу 5 нед.; 9) в субботу 6 нед.; 10) в 6 нед.; 11) в Великий понедельник; 12) в Великий вторник; 13) в Великую среду; 14) в Великий четверг; 15) в Великую пятницу; 16) в Великую субботу; 17) в воскресенье Пасхи; 18) в понедельник, вторник, среду Светлой Семицы.

С. В. Булгаков, Неперемещаемые праздники. Настольная книга для священнослужителей.

Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится Всенощное бдение, а утром – Литургия Иоанна Златоуста.

В 2019 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Неделей четвертой Великого поста.Служба совершается по 5-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «А́ще ли случи́тся Благове́щение в Неде́лю 4-ю, или 5-ю посто́в».

Примечание. По причине совпадения в текущем году Недели 4-й Великого поста с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, служба прп. Иоа́нна Ле́ствичника (из Триоди) переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 24 марта).

Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии Архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Неё Иисуса Христа, Спасителя міра.

По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Мария – хотя и неохотно – оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу Обручнику, или хранителю девства Её. происходил из одного с Ней колена и взял Её к себе, чтобы под видом супружества быть Её защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.

Спустя четыре месяца по обручении, во время Её молитвенных размышлений, предстал пред Ней Архангел Гавриил и произнёс: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между жёнами». Явление Архангела не устрашило Марии, но его приветствие смутило своей необычностью. Желая успокоить Марию и уверить в истине своего приветствия, Архангел Гавриил сообщил Ей, что Своим глубоким смиренномудрием Она обрела величайшую благодать у Бога – быть Материю Сына Божия.

Для большего удостоверения Пречистой Девы Архангел возвестил Ей тайну воплощения Сына Божия теми же словами, в каких предсказал об этом событии Исаия: «И вот зачнёшь, во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария не усомнилась в словах Божественного посланника, но выказала недоумение, как может родиться сын у той, которая обрекла себя на девство. В разъяснение Её смиренного недоумения Архангел открыл Ей истину, которую он принёс от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Песнопения праздника:

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Перевод: В сей день спасения нашего начало / и предвечного таинства явление: / Сын Божий Сыном Девы становится / и Гавриил о благодати благовествует. / Потому и мы с ним Богородице возгласим: / “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!”

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая!

На стиховне стихиры самогласны, глас 4:

В шестый месяц послан бысть Архангел / к Деве Чистей / и, радоватися Ей прирек, / благовести из Нея Избавителю проити. / Темже, приемши целование, / зачат Тя, Превечнаго Бога, / несказанно благоволившаго вочеловечитися / во спасение душ наших.

Стих: Благовестите день от дне / спасение Бога нашего.

Языка, егоже не ведяше, / услыша Богородица: / глаголаше бо к Ней Архангел Благовещения глаголы, / отонудуже верно, приимше целование, / зачат Тя Превечнаго Бога. / Темже и мы, радующеся, вопием Ти: / из Нея воплотивыйся непреложно Боже, / мир мирови даруй / и душам нашим велию милость.

Стих: Воспойте Господеви песнь нову, / воспойте Господеви, вся земля.

Се воззвание ныне явися нам: / паче слова Бог человеком соединяется, / Архангеловым гласом прелесть отгоняется. / Дева бо приемлет радость, / земная быша Небо, / мир разрешися первыя клятвы. / Да радуется тварь и гласы да воспоет: / Творче и Избавителю наш, / Господи, слава Тебе.

Слава, и ныне, глас тойже. Андрея Иеросолимиты:

Днесь радость благовещения, / девственное торжество, / нижняя с Вышними совокупляются. / обновляется, / и Ева первыя печали свобождается, / и сень нашего существа, / обожением приемшаго смешение, / Церковь Божия бысть. / О, ! Образ истощания неведомь, / богатство благости несказанно: / Ангел служит чудеси, / Девича утроба Сына приемлет, / Дух Святый низпосылается, / Отец свыше благоволит, / и изменение общим творится советом, / в немже и имже спасшеся, / вкупе с Гавриилом к Деве возопиим: / радуйся, Обрадованная, / из Неяже спасение – Христос Бог наш, / еже по нам прием естество, / к Себе возведе. / Того моли спастися душам нашим.

Перевод:

Стих: Благовествуйте день за днём / спасение Бога нашего.

Стих: Воспойте Господу песнь новую, / воспойте Господу, вся земля!

Слава, и ныне, глас тот же, Андрея Иерусалимского:

В сей день радости благовестие, девства торжество, / дольнее с горним соединяется. / Адам обновляется, / Ева от прежней скорби освобождается, / и скиния нашего естества / через обожение воспринятого состава / храмом Божиим соделалась. / О таинство! / Образ умаления неведом, / образ зачатия неизречен: / Ангел служит чуду, / чрево Девы Сына принимает, / Дух Святой ниспосылается, / Отец свыше благоволит / и примирение по общей воле совершается. / Получив его и им спасенные, / вместе с Гавриилом к Деве воззовем: / “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / из Тебя спасение – Христос Бог наш: / приняв природу нашу, Он к Себе её возвел. / Моли Его о спасении душ наших!”

Величание:

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Перевод:

Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Стихира по 50-м псалме глас 2. Самогласна:

Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся, Неневестная Мати, и Неискусобрачная. Не удивляйся странному моему зраку, ни ужасайся, архангел бо eсмь. Змий прельсти Eву иногда: ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая.

Перевод: В сей день Гавриил благовествует Благодатной: / “Радуйся, Отроковица безбрачная и мужа не познавшая! / Не поражайся необычному моему облику, / и не страшись, ибо я – Архангел. / Змей некогда Еву обольстил, / ныне же я благовествую Тебе радость, / и Ты пребудешь непорочной, / и родишь Господа, Пречистая!”.

Стихиры на хвалитех глас 1. Подобен: Небесных чинов:

С небесных кругов слетев Гавриил в Назарет, прииде к Деве Марии, вопия Eй: радуйся, зачнеши Сына, Адама древнейшаго Творца веков и Избавителя вопиющих Тебе: радуйся, Чистая.

Соприсносущное Слово пребезначальнаго Oтца, не разлучився горних, ныне предста дольним, ради крайняго благоутробия, милость прием, eже на ны поползновения и Адамову нищету восприем, вообразися в чуждее.

Гавриил Деве благовестие с небесе принес, вопияше: радуйся, зачнеши во чреве Твоем Тобою вместимаго, невместимаго же всеми: и рождающая явишися, от Oтца прежде денницы Возсиявшаго.

Пресущественное Слово, плотию вселився в Тя, Отчим советом, Богородице Дево, назда род иже по нам, падший от древния клятвы. Тем еже радуйся Тебе вси, Мати Христова, со ангелом вопием верно.

Слава, и ныне, глас 2, самогласен:

[Феофаново:] Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий, Сын Человечь бывает: да хуждшее восприем, подаст ми лучшее, солгася древле Адам, и бог возжелев быти не бысть: Человек бывает Бог, да бога Адама соделает. Да веселится тварь, да ликовствует естество, яко архангел Деве со страхом предстоит, и еже радуйся приносит, печали сопротивное: за милосердие милости вочеловечивыйся, Боже наш, слава Тебе.

Перевод:

С небесных сводов слетев в Назарет, / Гавриил предстал Деве Марии, / взывая Ей: “Радуйся! / Ты зачнешь Сына, Который древнее Адама, / Творца всего и Искупителя взывающих Тебе: / Радуйся, Чистая!”

Совечное Слово Пребезначального Отца, / не разлучившись от Горних, / ныне предстало дольним, по крайнему милосердию, / исполнившись сострадания о нашем преткновении, / и, Адамову нищету приняв, / облеклось в чуждый Себе образ.
Гавриил, принеся Деве благовестие с небес, взывал: / “Радуйся! Ты зачнешь во чреве Твоем / Тобою Вмещаемого и не вмещаемого миром, / и явишься носящей в Себе / от Отца прежде утренней звезды Воссиявшего!”

Сверх-существенное Слово, / плотию вселившись в Тебя / по замыслу Отца, Богородица Дева, / воссоздало род наш, / падший от древнего проклятия. / Потому – “Радуйся!” – Тебе, Матерь Христова, / со Ангелом мы все взываем с верою.*

Слава, и ныне, глас 2, Феофана Начертанного, епископа Никейского

От века сокрытая тайна сегодня открывается / и Сын Божий Сыном человеческим становится, / чтобы худшее приняв, преподать мне лучшее. / Был обманут в древности Адам / и, возжелав стать Богом, не стал; / человеком становится Бог, / чтобы богом Адама соделать. / Да радуется творение, да ликует природа, / ибо Архангел Деве со страхом предстоит / и приветствие “Радуйся!” приносит Ей взамен печали. / По сострадательной милости Своей вочеловечившийся, / Боже наш, слава Тебе!

Стихира на стиховне утрени глас 8:

Да веселятся Небеса, и радуется земля, / ибо Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный, / щедротство прием и человеколюбную милость, / Себе постави во истощание / благоволением и советом Отчим / и во утробу вселися Девичу, предочищенную Духом. / О, чудесе! Бог в человецех, / Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето, / и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно, / и истощание несказанно, и таинство елико. / Бог бо истощавается, и воплощается, и зиждется, / Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу: / радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, / имеяй велию милость.

Перевод:

Да веселятся небеса и радуется земля, / ибо Сын, Вечный и Безначальный, как и Отец, / и сидящий с Ним на одном престоле, / сострадания исполнившись и человеколюбивого милосердия, / умалению Себя подверг / по благоволению и замыслу Отца / и вселился в девственное чрево, предочищенное Духом. / О, чудо! Бог среди людей, / Невместимый во утробе материнской, / Вечный во времени; / и всего преславнее, что и зачатие – без семени, / и умаление – невыразимо, и таинство – столь велико! / Ибо Сам Бог умаляется, и воплощается, и созидается, / когда Ангел Чистой о зачатии возгласил: / “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / имеющий великую милость!”

Стихиры праздника на Господи воззвах самогласны, глас 4:

В шестый месяц послан бысть архангел к Деве Чистей, и радоватися Eй прирек, благовести из Нея Избавителю проити. Темже приимши целование, зачат Тя Превечнаго Бога, несказанно благоволившаго вочеловечитися, во спасение душ наших.

Языка, eгоже не ведяше, услыша Богородица, глаголаше бо к ней архангел благовещения глаголы: отoнудуже верно приимши целование, зачат Тя превечнаго Бога. Темже и мы радующеся вопием Ти: из Нея воплотивыйся непреложно, Боже, мир мирови даруй, и душам нашим велию милость.

Се воззвание ныне явися нам: паче слова Бог человеком соединяется, архангеловым гласом прелестъ отгоняется: Дева бо приемлет радость, земная быша небо, мир разрешися первыя клятвы. Да радуется тварь, и гласы да воспоет: Творче и Избавителю наш, Господи слава Тебе.

Перевод:

В шестой месяц послан был Архангел к Деве Чистой / и “Радуйся!” Ей возгласив, / возвестил благую весть, / что от Неё Искупитель произойдет. / Потому Она, приняв с верою то приветствие, / зачала Тебя, Предвечного Бога, / неизреченно благоволившего вочеловечиться / для спасения душ наших.

Язык, Ей неизвестный, / услышала Богородица: / ведь Архангел возглашал Ей слова благовестия. / Потому Она, приняв с верою его приветствие, / зачала Тебя, Предвечного Бога. / Оттого и мы, радуясь, воззовем Тебе: / “Боже, неизменно воплотившийся от Нее, / мир миру даруй / и душам нашим великую милость!”

Вот, призвание ко спасению ныне явилось нам: / Бог с людьми соединяется превыше разума, / гласом Архангела заблуждение отгоняется. / ибо Дева принимает радость; / земное небом соделалось, / мир освобожден от древнего проклятия. / Да радуется творение и всеми голосами да воспевает: / “Творец и Искупитель наш, / Господи, слава Тебе!”

и Архангела стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы:

Гавриил великий, / ум Боговиднейший, светозарный и спасительный, / Свет Трисолнечный зрит / и поет с Вышними чины / Божественное и страшное пение, / молит даровати душам нашим / мир и велию милость.

Великое таинство, / первее Ангелом неведомое / и прежде век соблюдаемое, / единому уверися тебе, Гаврииле, / и сие единей поведал еси Чистей, в Назарет пришед. / С Неюже моли / даровати душам нашим / мир и велию милость.

К 11-му стиху припев: Творяй Ангелы Своя духи / и слуги Своя пламень огненный.

Света сый исполнь присно, / и творя хотение, / и скончавая повеления Вседержителя, / начальниче Ангелов, / Гаврииле всеизрядне, / любовию тя чтущия спасай, / присно прося / даровати душам нашим / мир и велию милость.

Перевод:

Гавриил величайший ум, / Боговиднейший, светозарный и небесный, / Свет трисолнечный видящий / и созерцающий Его с Горними полками, / Божественное и повергающее в трепет таинство / благовествовал, к Деве прибыв, / и ходатайствует о душах наших.

Великое таинство, / прежде Ангелам неведомое / и от начала веков сокровенное, / одному тебе, Гавриил, было вверено, / и ты поведал его единственно Чистой, прибыв в Назарет. / Моли же вместе с Нею / да будет дарован душам нашим / мир и великая милость.

К 11 стихире припев: Ты творишь Ангелов Своих духами, / и служителей Своих – огнем пылающим.

Света исполненный всегда, / и творя волю и исполняя повеления Вседержителя, / начальник Ангелов, / Гавриил превосходнейший, / с любовью тебя почитающих спасай, / всегда прося / даровать душам нашим / мир и великую милость.

Стихира праздника , глас 6, самогласен [Иоанна монаха]:

Послан бысть с Небесе Гавриил Архангел / благовестити Деве зачатие / и, пришед в Назарет, / помышляше в себе, чудеси удивляяся: / о, како, в Вышних непостижим Сый от Девы раждается! / Имеяй престол Небо и подножие землю / во утробу вмещается Девичу! / На Негоже шестокрилатии и многоочитии зрети не могут, / словом единем от Сея воплотитися благоизволи. / Божие есть слово настоящее. / Что убо стою и не глаголю Деве: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; / радуйся, Чистая Дево; / радуйся, Невесто Неневестная; / радуйся, Мати Живота, / благословен Плод чрева Твоего!

Перевод:

Послан был с неба Гавриил Архангел / предвозвестить Деве зачатие / и, придя в Назарет, / размышлял в себе о чуде, изумляясь тому, / как Всевышний, будучи непостижимым, от Девы рождается? / Имеющий престолом небо и подножием землю / в чрево жены вмещается? / Тот, на Кого шестикрылые и многоокие воззреть не могут, / по одному слову благоволил воплотиться от Неё. / Слово Божие – Тот, Кто здесь является! / Что же я стою и не возглашаю Отроковице: / “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; / радуйся, Чистая Дева; / радуйся, Невеста, брака не познавшая; / радуйся, Матерь Жизни, / благословен Плод чрева Твоего!”

Задостойник праздника – припев:

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу,

и ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных, Богородице, немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Перевод:

Благовествуй, земля, радость великую, / хвалите, небеса, Божию славу.

Ирмос, глас 4: Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / “Истинно выше всех Ты, Дева чистая!”.

Учимся петь: тропарь и кондак Благовещения