Эссе Каждый мой ученик – мой учитель. Эссе. Мои ученики — мои учителя

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №9

пр. Ленина, д.33, Екатеринбург,

тел.371-81-32, Екатеринбург, 620014

Верх-Исетский район

Лохнева Юлия Александровна

Учитель истории и обществознания

Эссе на тему: «Я и мои ученики»

Екатеринбург

2010

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь».
В. О. Ключевский

Известно, что процесс обучения – это взаимодействия двух субъектов: учителя и ученика. Нередко, говоря о педагогической концепции, учителя подразумевают ответы на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?» и «Как учить?». А мне хочется определиться с вопросом «Кто учит?». Каким же я должна быть учителем…..

Почему я выбрала этот жизненный путь, эту непростую профессию? Мне кажется, что учителем надо просто родится и ощущать себя учителем не только с того момента, когда ты, переступив порог класса и впервые взглянув детям в глаза, поняла, что начинается совсем другая жизнь, совершенно не похожая на ту, которая была до этого, а понимать и ощущать себя учителем гораздо ранее – возможно в школе, институте….Так о себе могу сказать, что «учительствовать» я начала лет в 10, когда рассаживала за импровизированные парты своих друзей, и начинала уроки…..Закончив школу, не для меня не было диллемы, куда поступать, выбор был сделан давно – Педагогический университет.

После окончания университета я была уверена, что кроме этой профессии я больше никем себя не представляю. И придя в школу, удостоверилась в этом. Впоследствии мне важно было понять, какой мне быть в своей профессии. Начался поиск своего «я» как педагога.

Вот те направления, на которых строится моя педагогическая деятельность.

Во-первых, учитель должен знать свой предмет, владеть его методикой. Важно хорошо проработать программу, ознакомиться с каждым разделом учебника, для того чтобы мысленно поставить себя на место ученика, взглянуть на материал с его точки зрения. На своих уроках я тщательно готовлюсь к теории: разрабатываю презентации, ищу интересную информацию, придумываю творческие домашние задания.

Включить ученика в урок – это все устроить таким образом, чтобы тот на время забыл, что это урок и он на уроке. « Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» , - сказал русский историк В.О. Ключевский. В моей педагогической работе «разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой исторической проблеме – является основным. Почему я акцентирую внимание именно на этом? Потому что начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает именно тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Современные психологи называют это мозговым штурмом. Используя это прием, я предлагаю ученикам разрешить проблему. Ученики же при этом могут высказывать любые мнения и точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Так у школьников развивается нестандартное мышление. Именно проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Во-вторых, учитель должен быть эрудированным человеком. Когда его кругозор неизмеримо шире школьной программы, лишь тогда он подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса.

Предметы «История» и «Обществознание» связаны со многими науками – литературой, правом, социологией, психологией, экономикой, географией и т.д. этот список, на мой взгляд, можно продолжать до бесконечности. Как можно преподавать эти предметы, если вы не знаете хотя бы основ социологии и права, не разбираетесь в политическом устройстве прошлой и современной России?

Часто приходится объяснять ту или иную тему, например, «Устройство Римской республики» не только с точки зрения истории, но и права, потому что на этом уроке необходимо познакомить учащимися с такими определениями, как республика, закон, сенат и т.д.

В-третьих, я считаю, что учитель должен обладать педагогическим тактом, коммуникативными навыками, ораторским искусством.

Очень важно, как учитель ведет себя на уроке, как выглядит, как излагает учебный материал. Мне кажется, что педагог должен быть прекрасным во всем.

Но все-таки, главной основой педагогического труда, на мой взгляд, является любовь к своему делу и любовь к детям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя.

Терпение, недопустимость грубого отношения и вымещения на детях своих личных проблем, обращение внимания не только на сильных учеников, современное общение с учащимися – важнейшие профессиональные качества педагога.

В каждом ребенке я вижу наше будущее и, воспитывая их, мне бы хотелось видеть их счастливыми, уверенными в себе, твердо идущими к поставленной цели, умеющими самореализоваться, отлично знать историю родного государства и других стран, и быть подготовленными к жизни в современном обществе.


в росте посеянных им семян.
Дмитрий Менделеев
Учитель – прекрасная профессия, самая древняя и почитаемая. Каждый учитель делает самое важное дело на Земле. Именно учитель формирует личность нового поколения, закладывает основы будущего.

В стенах школы сменяется одно поколение мальчишек и девчонок другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.

Учитель для меня не профессия, не работа, не хобби…. Для меня « учитель» - это моя жизнь. Я не работаю, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Я - учитель биологии. Моя роль как учителя - знакомить детей с жизнью в разных её проявлениях. И я иду на экскурсию в природу, общаюсь с детьми и помогаю им раскрыть тайны окружающего мира, наслаждаться природой и испытывать радость от общения с ней.

Учитель, который любит свою работу, любит и уважает детей, считается с их мнением , учит учиться, помогает человеку стать Человеком. Никакие самые чудесные машины и технологии не смогут заменить живое человеческое общение. Школа – второй дом, и от того, какие в этом доме родители, зависит будущее её обитателей. Школа должна дать ребёнку возможность самовыражаться, самоутверждаться. Учитель должен в каждом ученике увидеть хорошее, помочь поверить в свои силы.

С годами я всё больше и больше понимаю, какая огромная ответственность ложится на плечи учителей. Раньше, когда я была молодым специалистом, мне казалось, что достаточно детям дать глубокие прочные знания, влюбить в свой предмет, заинтересовать, а в дальнейшем они найдут этим знаниям применение. Я следила за новинками методической литературы, сама много читала, применяла нестандартные уроки. Но практика показала, что как бы хорошо учитель не был подготовлен в теоретическом и методическом плане, этого не достаточно для успешного выполнения задач, стоящих перед современной школой. Учитель не только преподаватель, учитель – это ещё и воспитатель. Чтобы шагать в ногу со временем, сегодня мало сформировать гармонично развитую личность: здоровую физически, с определённой учебной базой, со сводом правил нравственного поведения. Главная задача современной школы – научить детей жить в постоянно меняющемся мире. Задача учителя – помочь ребёнку найти самого себя в этой жизни, свою «нишу». Моя цель – это создание условий для развития способностей каждого ученика. Из этой цели вытекает задача: в любом ребёнке увидеть хорошее, развивать его, помочь поверить в свои силы. Именно поэтому я стараюсь создать условия для развития способностей каждого ученика.

Я - учитель, я дарю детям счастье познания, помогаю им познавать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха. И в этом мне помогают идеи развивающего обучения. Развитие ребёнка должно идти через его творческую деятельность. Содержание биологии включает факты, понятия, законы и теории, позволяющие реализовать принципы и концепции развивающего обучения.


«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь»…

На каждом уроке я стараюсь учить ребёнка думать, размышлять, обобщать, анализировать, рассматривать различные варианты решения проблемы. У школьников развивается интуиция , воображение, они учатся прогнозировать. В центре всего учебно-воспитательного процесса должна стоять личность ребёнка, ребёнка, которого мы должны подготовить: гибко адаптирующегося, самостоятельно приобретающего знания, с критическим мышлением, грамотно работающего с информацией, коммуникабельным и коммуникативным.

Для реализации этого, я, современный учитель, должна обладать определённым набором качеств: нести ответственность за себя и за других, быть оригинальной, общительной, доброжелательной, обладать чувством юмора, стремиться к самовыражению. Современного учителя должны отличать способность к креативному мышлению, стремление к профессиональному росту, стремление к общей и педагогической культуре, высокий уровень знаний в области преподаваемого предмета.

Считаю, что современный учитель тоже должен внутренне развиваться, шагать в ногу со временем, учиться, искать, узнавать, что - то новое.

Наши школьники искренне хотят учиться. Наше главное - урок. Не состоялся он – не состоялся учитель. По - настоящему учитель открыт только ребятам. Их оценка его работы важнее любых авторитарных мнений.

Главное в уроке не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников.

Любовь и доброта – лучшие помощники учителя в общении с детьми и Природой. Ведь у каждого ребёнка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь говорить школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу «молодец», « умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает уверенность в своих силах, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям. Мои одобряющие слова вселяют в него веру в свои силы, помогают ему твёрдым и крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.

Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной, но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне доверил, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.

Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый ученик имеет право на ошибку, и никто не должен диктовать ему свою волю. Стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира , развитии самого себя. Оценка всегда может быть исправлена – таков мой принцип. «Не стыдно не знать, стыдно - не учиться»

Мне комфортно в школе, мне нравится наблюдать за тем, как вчера ещё робкий и неуверенный в себе человечек совершенствуется и набирает силу с каждым днём, вот он уже уверенно выступает на школьной конференции, ещё один шаг и он - молодой перспективный учёный.

Почему среди всех профессий я выбрала именно профессию учителя?

Наверное, потому что, взяв ребёнка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир биологической науки. Я могу наблюдать, как поднимаясь по лестнице знаний, растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствую своё умение и я. Нельзя не испытать чувство удовлетворения от работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я понимаю, что он может и должен идти дальше самостоятельно.

Сейчас у меня подрастает собственный ребёнок. Дочке 11 лет. Конечно, у меня ещё многое не получается в воспитании дочери, в отношении с моими детьми – учениками, но я знаю, к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни….

Я – учитель! Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг.

И я, маленькая частица Вселенной, дарю им счастье познания и общения, ведь я – человек, учитель, биолог, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь.

МБСОШ №17 г.Орла, Бредихина Н.В. Страница

Я не случайно выбрала эту тему. Жизнь который раз доказывает нам, что в нашей профессии так и бывает. Мы учим детей, даем им знания, и сами невольно становимся их учениками. Конечно, учитель – это всесторонне развитый и образованный человек. А на современном этапе развития образования от него требуется очень многое, так как появилось множество способов передачи и получения информации. И педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. Благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым, я это чувствую, нужна я и которые нужны мне. Это мои коллеги, мои ученики, их родители. Работая с детьми, я стараюсь искать и находить в ребенке все лучшее, что в нем есть, дать толчок развитию его творческих способностей. И в каждом из своих учеников я вижу личность. Учитель – профессия непростая, и не так – то легко решиться посвятить ей жизнь. На мой взгляд, у человека должны быть какие – то определенные способности, задатки, из которых развиваются профессиональные умения и качества. Это ежедневный труд, от которого ты не всегда получаешь отдачу. Но отдавая себя этой работе, думая о детях, об их завтрашнем дне, ты увлекаешься этим процессом. Вот так с годами приходят к тебе и уверенность, и профессионализм, которые предопределяют успех твоей педагогической деятельности. А дети… Они ждут от тебя какого – то особенного отношения к себе. И если ты хочешь быть настоящим педагогом, ты должен знать и уважать интересы своих учеников, должен быть для них другом и помощником. Тогда детям нетрудно будет найти дорогу в жизни, воплотить мечты в реальность. Мне всегда хотелось и хочется быть для своих учеников интересной, значимой, нужной. Стараюсь пробудить в них любознательность, стремление к прекрасному, готовность помочь себе и другим. И прихожу к мысли, что дети как будто чувствуют, что от них требуется, чего должны добиться. Они раскрывают свой внутренний мир, радуются своим успехам, становятся добрее, отзывчивее. Я знаю, что обязана им помогать, направлять их, верить в них, дарить любовь, теплоту сердца. Очень часто я вспоминаю своих учителей. Мой профессиональный выбор определили именно они. Это были прекрасные учителя. Я им благодарна. Помню о них всегда. Жизнь раскидала нас в разные стороны, мы очень редко видимся, но для меня они были и будут самыми хорошими наставниками. Они видели в каждом из нас личность, прилагали все усилия, чтобы воспитать нас настоящими людьми. Когда устроилась на работу в школу, я старалась быть похожей на своих преподавателей, быть любимой учительницей для своих учеников, учиться у них. Но это, оказывается, приходит с годами. Работая с детьми, я понимаю, что многому у них учусь. Учусь находить подход к каждому из них, поддержать, если это необходимо, ребенка советом, наставить на путь истинный. Ведь от нас зависит, каким человек станет тот или иной ребенок. Обучая, воспитывая детей, которых нам доверили, мы отдаем и душу, и энергию этим детям. Оценивая свою работу с учениками, я делаю вывод, что выбрала правильную дорогу в жизни. Мне бывает приятно, когда ученики невольно повторяют мои же слова и выражения, подражая мне. Я всегда радуюсь, когда дети ко мне подходят за советом, за помощью. Я замечаю, что рядом со мной они уверенны, спокойны. А это значит, что дети видят во мне не только учителя, но и друга. Если мне удалось хоть немного помочь им, поддержать их в трудную минуту, я радуюсь. Такими были мои учителя, и очень часто я ловлю себя на мысли, что многое в своей работе унаследовала от них. В окружении своих учеников я убеждаюсь в том, что в каждом ребенке есть своя изюминка, ее надо найти. Это главная задача педагога. И тут учителями для нас становятся именно ученики. Это действительно так. Какие бы трудности не встречались в жизни, меня всегда радуют глаза детей, добрые, любопытные, ожидающие от тебя чего – то нового, что до сих пор не изведали. Поэтому моя работа – постоянный процесс познания, общения. А мои ученики – мои учителя, помогающие мне в нахождении правильного пути в обучении и воспитании. Я не только учу детей, но и сама учусь у своих учеников. Это они заставляют меня двигаться вперед, идти в ногу со временем. Они – мой стимул, моя радость. Каждый новый день выдвигает новые требования. И ты стараешься приложить максимум усилий, чтобы дети шли к тебе на урок с радостью. Главное в работе педагога - учить детей мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить заботиться о своём здоровье, учить смотреть и видеть, говорить и высказываться, стремиться научить детей самостоятельности, ответственности. Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку. Напротив, я сумею в его высказывании найти какие – то стороны правильного мышления. Чтобы детям было комфортно на моих уроках, стараюсь создавать спокойную, доброжелательную атмосферу. Я никогда не жалела о том, что выбрала профессию педагога, всегда помнила о том, что я – учитель, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. На протяжении всей педагогической деятельности я стремилась быть примером для своих учеников, зная, что каждый шаг, каждое сказанное слово впитывают их неокрепшие души. В общении с детьми всегда стараюсь быть честной, искренней, ведь любая фальшь может разочаровать и ранить их. Я дорожу доверием детей, верю в каждого из них. Стремлюсь найти в ребенке и отметить положительное, раскрыть его творческий потенциал, поощрить даже маленькие успехи, воодушевить и ободрить, чтобы он гордился своими достижениями, поверил в себя, свои силы, проявил еще больший интерес к русскому языку и испытал удовольствие и радость от результатов своей деятельности. А когда чувствуешь отдачу от детей, на душе радостно… Хочется найти для них что – то интересное, нужное, чтобы повысить активность на уроке, стремление получить еще больше сведений по той или иной теме. В этом и заключается основа профессии учителя. Учитель – это творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда. Профессию учителя, мне кажется, можно любить и ценить только за то, что она позволяет нам видеть духовный рост своих учеников и любоваться ими, через годы встречаться с этими уже взрослыми людьми. Это уникальное свойство профессии педагога. Встречаясь с выпускниками, которые нашли свое призвание, ты гордишься ими и убеждаешься в том, что твой труд не был напрасным. А когда они произносят добрые слова в твой адрес, ты становишься самым счастливым человеком, знаешь, что твоя жизнь, прожитая вместе с учениками, не прошла бесследно.

Васильева Е. В., учитель

истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 7 г. Кировска»

Эссе «Мой идеальный ученик»

Мои педагогические таланты стали проявляться с пятого класса, когда я, самостоятельно изучая учебник математики 6 класса, объясняла старшей сестре, как решать задачи. Чем старше я становилась, тем груз педагогической ответственности становился тяжелее. Мне на воспитание оставляли младшего брата, двух племянников и парочку их друзей. И ведь никого не смущало, что у новоявленного воспитателя была сломана нога. «Катя, мы в тебя верим!» - говорили мамы-папы и удалялись на работу. Перейдя в десятый класс, я активно участвовала в днях самоуправления, правда всегда была учителем географии. Меня настолько увлекал сам процесс преподавания, что я умудрялась дать ученикам материала больше, чем настоящий учитель.

Успешно сдав все экзамены, я, сама от себя такого не ожидая, стала историком. Когда я училась на пятом курсе университета, один из преподавателей спросил у нас: «А кто из вас планирует быть учителем?» Из 25 однокурсников подняли руки только двое: я и моя подруга. На тот момент времени я уже работала в детском саду воспитателем.

Прошел месяц после получения диплома, и мне позвонили из школы и спросили, действительно ли я хочу работать учителем истории? Приехав на собеседование к В. М. Диденко, я не переживала. Однако, увидев с каким вниманием, она изучает мой диплом, я затряслась от страха.

Alea jacta est? ( лат . - Жребий брошен? ) - спросила она.

- Ave Caesar, morituri te salutant! ( лат. - Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!) – ответила я. На этом собеседование закончилось. Через два дня Валентина Михайловна перезвонила и сказала: «Срочно увольняйтесь! С понедельника Вы работаете в школе № 7!» Так я стала учителем.

Здравствуйте, ребята, садитесь, – так начинается каждый мой урок, каждый мой рабочий день, каждый учебный год. Когда стоишь перед классом и видишь глаза детей, которые сморят на тебя с радостью, интересом, со страхом, понимаешь, что эти ребята хотят узнать что-то новое, такое, чего они еще не знают. Поэтому на каждый урок я стараюсь приготовить увлекательную легенду или найти удивительный факт, например: «А вы знаете, что, когда Чингисхан родился, в его кулачке был зажат сгусток крови? Это предвещало ему стать великим правителем».

Чем больше узнаешь учеников, тем интереснее с ними становиться общаться. Чем больше общаешься, тем больше понимаешь ребенка. А когда понимаешь человека, общение становится более доверительным. Ведь д оверие – это залог того, что ребенок в будущем будет развиваться гармонично и спокойно.

Своих учеников я называю «мои дети», потому что люблю их, уважаю, ценю, иногда ругаю, но при этом всегда стараюсь прийти на выручку. Однажды, отчитав свой класс за какую-то шалость, я отвернулась к доске, чтобы сделать необходимые записи. Но тут же услышала шепот: «Она же все равно сейчас будет улыбаться, ведь она нас любит».

Все мои дети абсолютно разные, и это дает возможность искать к ним подходы. Одни любят упорно доказывать свою точку зрения, не желая слушать оппонентов, другие послушно принимают чужое мнение, отказываясь от своего, а третьи вообще предпочитают работать письменно, чтобы никто не знал, о чем они думают.

Как-то раз после уроков ко мне подошла коллега и, увидев тетрадь одного ученика, где стояли только отличные оценки, заметила: «Хороший мальчик, идеальный ученик. Мне бы такого!»

А идеальный для Вас – это какой? – спросила я.

Ну, он не опаздывает, выполняет домашние работы, не нарушает дисциплину. Чем не идеал? – удивленно ответила она.

А для меня такой ученик будет, скорее удобным, чем идеальным. Он будет каким-то бесцветным.

А, действительно, идеальный ученик – какой он? Какими качествами он должен обладать?

    Он обладает способностью доверять. С одной стороны, это может сделать его ранимым, но с другой стороны, он будет открыт и честен при общении.

    У него должно быть чувство юмора, ведь смех сближает людей.

    Он креативный, поскольку в современном мире это одно из жизненно необходимых качеств.

    Он гибкий ко всем внешним воздействиям. Это необходимо для того, чтобы его не сгибало малейшее отступление от намеченного плана.

    Он пунктуальный. А это значит, что ценит не только своё время, но и время своего друга/учителя/родителя/ партнера.

    Он активный. Ведь активная жизненная позиция позволяет быть в центре событий.

    Он трудолюбивый, поскольку понимает, чтобы чему-то научиться, сначала надо потрудиться.

    Он обладает пытливым умом, постоянно изучает и узнает что-то новое.

    Он готов к сотрудничеству, потому что умеет и может работать в команде.

    Он коммуникабельный. В современном мире без такого умения не обойтись.

    Он творческий. Он может петь, танцевать, рисовать, писать, создавать – в общем, выражать свои мысли творчески.

Все эти качества необходимы для развития личности, для существования её в гармонии с собой и окружающим миром. Все эти качества можно развивать у себя в течение жизни, постоянно их совершенствуя.

А зачем тогда педагог?

Педагог - в переводе с греческого «ведущий ребенка». Педагог, это тот, кто поможет открыть в себе какие-то неизвестные до этого способности, умения. Педагог на своем примере показывает, каким надо быть человеком и на кого равняться. Два месяца назад моя выпускница, которая сейчас учится на первом курсе, написала мне: «Я рада, что моим учителем были Вы. Вы показали мне, как правильно надо ставить цели и как их добиваться. Вы научили меня не огорчаться по пустякам и с улыбкою смотреть вперед. Вы научили меня искать в людях только хорошее. Спасибо Вам. Я Вас люблю». Для меня такие слова – не пустой звук.

В курсе «Обществознания» есть урок, который посвящен идеалу. На нём мы говорим о том, что идеал – это совершенство, это то, к чему надо стремиться и то, на что надо равняться, но достичь этого практически невозможно. Поэтому идеальный ученик – это миф.

Я предлагаю каждому педагогу не забывать искать в каждом своем ученике его собственную «идеалинку», которая сделает его непохожим ни на кого другого. Пусть это будет прекрасный почерк или умение выходить из различных ситуаций, пусть это будет талант к исполнению песен или способность попадать в нелепые ситуации. Пусть это будет что угодно, что делает этого ученика особенным…идеальным для вас. Постарайтесь найти на это время, ведь это то, что действительно важно!

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Эссе
Мои ученики – мои учителя.
Учитель учится всю жизнь.
Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»
К.Д.Ушинский
Начать свои размышления о судьбе и миссии учителя мне бы хотелось с обычной истории. Такие истории происходят со многими из нас довольно часто, иногда вызывают улыбку, иногда удивление, иногда заставляют задуматься.
В начале третьей четверти, после урока, ко мне подошел один из моих учеников, шестиклассник Мухлынин Миша:
- Ольга Александровна, вы читали Библию? – и, не дожидаясь моего ответа, продолжил,- Тогда вы знаете, там не указано, что Древом познания Добра и Зла была яблоня?
- Да, конечно, многие богословы склонны считать, что этим деревом была смоковница.
- Вы знаете, меня очень заинтересовал это вопрос, я провел исследование и склонен думать, что это было гранатовое дерево... Далее он рассказал, что гранат напоминает корону царя Соломона, что в гранате шестьсот тринадцать семечек, а это соответствует количеству заповедей Торы и еще много интересного об этом замечательном растении..
А я стояла и думала, вот именно из-за таких детских открытий я и люблю свою работу.
Все девочки мечтают стать учителями. Усаживают своих кукол или младших братьев и сестер на стульчики и начинают преподавать им трудные и непонятные науки; пишут кусочками мела или извести на стенках шкафа, обоях, перевернутых табуретках; в руках обязательно указка, на ногах мамины туфли на каблуке. А в душе такая гордость и чувство собственной значимости. Мечтают все… Становятся единицы.
Мой выбор профессии был предопределен бабушкой. В школу она пошла незадолго до войны, закончила пять классов и через всю жизнь пронесла благодарность и уважение к своим учителям. И когда в девятом классе встал вопрос, куда пойти учиться, бабушка сказала: «Иди в педучилище. Всегда будешь молодой, потому что тебя будут окружать дети, будешь уважаемой, потому что это самая главная профессия в мире и у тебя всегда будут бесплатные свет и дрова». Скажу честно, самое большое впечатление на меня произвела последняя фраза…
Учеба в педагогическом училище – осознание важности профессии, которую ты выбрал, когда еще и не очень-то понимал, кто ты. Главные уроки от мудрых и талантливых преподавателей. «Хочешь получить правильный ответ - задай правильный вопрос», - учила Любовь Федоровна во время педагогической практики. «Учитель не может себе позволить выглядеть плохо, на него всегда смотрят оценивающие глаза детей. Не забывайте - встречают по одежке», - наставляла Тамара Ивановна. «Учителю мало знать предмет. Учитель – это самый талантливый актер. Каждый ваш урок – это ваш премьерный спектакль», - вдохновляла Галина Ивановна.
Первые уроки во время педагогической практики, вот где ты понимаешь, что учитель – это призвание. Ощущение как на сцене, когда в зале аншлаг, понимание того, что сейчас решается, как «твое слово отзовется» в наивных детских душах. И глаза детей: восхищенные, удивленные, насмешливые, требовательные, жаждущие или… равнодушные.
Равнодушные – это самый большой кошмар учителя. Что сделать для того, чтобы в них появились искорки? И вот ты уже ищешь новые подходы, вырезаешь из бумаги зайчиков и мишек, устраиваешь путешествия в сказку или экскурсии по экзотическим странам. Начинаешь читать, спрашивать, применять новые технологии, только бы эти глазки не были равнодушными…
Но откуда же берется детское равнодушие? Самое простое и закономерное - обвинить в нем учителя. Но я точно знаю, что в наших школах работают ответственные, грамотные, талантливые учителя. Помимо того, что они дают знания детям и занимаются воспитательной работой, работой с семьей, они постоянно учатся. Занимаются научной, исследовательской, экспериментальной, краеведческой работой. Искренне любят своих учеников, переживают за них. Может ошибка в самом подходе? Альберт Эйнштейн как-то сказал: « Все мы гении. Но если судить рыбу по ее способности лазить по деревьям, она проживет всю жизнь, считая себя дурой». Сегодня учитель - это герой, которого постоянно упрекают: задает много уроков, чересчур требовательный или наоборот слишком добрый и прочее, прочее, прочее. А мы работаем… Работаем в системе, по программам, зачастую написанными людьми, которые ни дня не работали в школе. Так, нам долгое время навязывали мысль, что знания ученика можно проверить тестом со множеством ответов. А ведь даже Фредерик Келли, автор стандартизированных тестов, отмечал, что они грубые и не отражают реальной действительности. Сейчас государство ставит перед учителем другие задачи, мы живем в эпоху реформирования образования. Но менять школу не значит просто наточить карандаш, который мы уже держим в руке. Реформа школьного образования не может быть успешной, если сосредотачивать ее на простом улучшении того, что от нее требовалось ранее. Современный ученик сам должен осознавать свою индивидуальность, быть креативным, творческим, быть интеллектуалом. А значит, на первый план выходит индивидуальный подход в обучении и воспитании. Учитель, стоя перед классом, должен осознавать, что каждый ученик в классе - это разные потребности, разные запросы, разные таланты - мы все разные. Но задача учителя - достучаться до сердца каждого ребенка, ведь это поможет ему осознать себя настоящей индивидуальностью. Не нужно заставлять «рыбу лазать по деревьям»…
И опять дилемма: как научить всех и не потерять каждого? Как правильно организовать индивидуальную работу на уроке? Как побороть равнодушие в детских глазах?
Во-первых, заглянуть в свое сердце, вспомнить, что ты и сам творческий, креативный интеллектуал, ведь нельзя научить детей тому, во что не веришь сам.
Во-вторых, не забывать, что индивидуальный подход осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Мой опыт показывает, что гораздо лучше эти вопросы решаются через технологии исследовательского обучения. На мой взгляд, данные технологии в большей мере, чем другие, отвечают требованиям, предъявляемым к современному уроку т.к. побуждают учащихся проявлять способности к осмыслению своей деятельности, к целеполаганию, к самообразованию и самоорганизации, к систематизированию, интеграции и обобщению информации из разных источников, к решению учебных и социальных проблем. Сегодня хороший урок тот, на котором интересно. Урок, не теряющий связи с жизнью, урок, на котором педагог работает вместе с учениками, сотрудничает, направляет детей, помогает, учит добывать знания, ставить и решать проблемы, урок, который дает ученику опыт активного участия в решении проблем, в преодолении возникших трудностей, выбора и принятия ответственности.
В-третьих, помнить, что учитель – это тоже ученик, который учится каждый день у своих коллег, у своих учеников, у мудрых педагогов, уже не раз, со времен Древней Греции, задававшихся этим вопросом.
Кстати, о Древе Познания, я так и не знаю, чем угостила Ева Адама, хотя после Мишиных слов перечитала большое количество литературы по этой теме. Зато могу сказать с полной уверенностью, пока наши ученики будут побуждать нас искать ответы на вопросы, пока мы будем неравнодушными и любознательными, мы сможем научить этому наших учеников. Ведь одним из главных качеств учителя по-прежнему остается стремление учиться.