Скачать презентацию культура руси 12 13 века. Презентация - Культура Киевской Руси в X-XII веке. Письменность, грамотность, школы

Cлайд 1

Культура Руси в 10 – 13 веках. Интерактивное занятие по истории.

Cлайд 2

Культура Руси в 10 – 13 веках. План. 1.Главные особенности древнерусской культуры. 2. Грамотность и образование. 3.Письменная культура: А) религиозная литература; Б) историческая литература; В) светские произведения. 4. Зодчество и живопись. 5. Фольклор. 6. Быт и повседневность.

Cлайд 3

Что такое культура? Культура – с латинского – возделывание, обрабатывание. Культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т.д. Культура – это не только произведения искусства, но и определенные идеи, представления, идеалы, стереотипы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык.

Cлайд 4

Этапы в культуре Древней Руси: 1.Культура восточного славянства – традиции язычества. 2. Культура Киевской Руси – синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии. 3. Культура периода раздробленности – на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Cлайд 5

Особенности древнерусской культуры: Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру; Русь складывалась как равнинное государство, открытое воздействие тех народов, которые проживали на русских землях в процессе их освоения; Византийская церковная и религиозная культура была сначала предметом освоения, затем – образцом для подражания.

Cлайд 6

Образование и грамотность: Первые школы открыты при церквях, монастырях. Обучение ограничивалось чтением, реже – письмом и счетом. С 11в. в богатых семьях обучение детей.

Cлайд 7

Необходимость письменности и ее появление: Развитие частной собственности и торговли; Государственные акты и договоры; Потребность в письменной истории; Появилась из Болгарии (2пол.9в.Кирил и Мефодий) с принятием христианства в 10 веке.

Cлайд 8

Общественно-политическая литература: Летопись –историческое произведение, в котором повествование велось по годам: «Повесть временных лет» монаха Нестора (12в),(события 860-1110гг.); «Слово о законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона (11в) (проповедь – речь религиозно-назидательного содержания); Жития Бориса и Глеба (11в); Владимир Мономах «Поучение к детям».

Cлайд 9

Художественная и светская литература: «Хождение игумена Даниила в святые места» (описал свое паломничество в Иерусалим, 12в); «Моление» Даниила Заточника (12в); «Слово о полку Игореве» (1185г.)(о походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев).

Cлайд 10

Церкви сооружались по образцу крестово – купольного храма греков Храмы такого типа представляли собой прямоугольник, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма возвышался купол.

Cлайд 11

Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве Каменная церковь Успения Богородицы в Киеве была заложена в 989 году, сразу после Корсуньского похода и крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Строительство было завершено в 996 году. Церковь была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего церковь получила известность под названием "Десятинная". Киевская церковь Успения Богородицы, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя..

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

«Золотые ворота» во Владимире «Золотые ворота" во Владимире были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом. В те времена на противоположной стороне владимирской крепости возвышались, вероятно, столь же мощные и парадные "Серебряные ворота". В 1469 году русский зодчий Василий Дмитриевич Ермолин подновил надвратную церковь "Золотых ворот". Позднее храм был перестроен.

Cлайд 15

Архитектура периода раздробленности. С распадом Руси поток национального искусства не иссяк, а разбился на множество рукавов. Со 2-й пол.12в.большинство храмов однокупольные, строились из плинфы. Плинфа-от греч. «плинтос» - кирпич.

Cлайд 16

Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены.

Cлайд 17

Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова В 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали.

Cлайд 18

Дмитриевский собор во Владимире Построен в 1194-1197 годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени.

Cлайд 19

Успенский собор во Владимире Построен в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. В настоящее время собор пятиглавый. Внутреннее убранство храма сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного.

Cлайд 20

Живопись. Фреска. Фреска- техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Cлайд 21

Живопись. Икона – от греч. «эйкон» - изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. Икона "Владимирская Богоматерь", написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Греции и до 1155 года находилась в Киеве.

Cлайд 22

Фольклор. Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были составной частью древнерусской культуры. Ювелирное искусство. Чернь-черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов т. н. черневым сплавом (из серебра, меди и др.). Зернь - разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени. Выводы: Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в развитии литературного языка, в национальном самоощущении единства народа, в формировании общей культуры. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплетались христианство и язычество.

Cлайд 27

Домашнее задание: Сообщения на следующие темы: 1.«Монахи Киево-Печерского монастыря» (Нестор, Антоний, Феодосий) – рассказать об известных фактах жизни этих монахов, об их вкладе в религиозную и культурную жизнь Руси. 2. «Русский героический эпос. Его особенности». (рассказать об истории русских былин, выделить основные отличия былин от сказок). 3. «Наставление государя. Представления о грехах и добродетелях русского князя» (рассказать о главных, с точки зрения автора, событиях его жизни и о его заветах своим детям). 4. «Архитектура Древней Руси в 12-13вв» (рассказать о наиболее значительных памятниках зодчества в различных княжествах, описать их особенности).

Слайд 2

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры периода политической раздробленности

Слайд 3

План изучения новой темы: Особенности русской культуры XII-XIII вв 2. Образование и наука 3. Литература 4. Архитектура 5. Иконопись

Слайд 4

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена земля Русская…»

Слайд 5

Особенности культуры XII-XIII вв. Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Крупные политические центры: Великий Новгород * Псков Владимир-на-Клязьме * Галич. Отличительные черты развития культуры: Новгород и Псков - в культурном развитии этих центров проявились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения. Владимиро-Суздальская земля – это образец пышности, торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение владимирских князей.

Слайд 6

Образование и наука Центрами науки и образования в XII-XIIIвв. были города и монастыри. Почему? Горожане занимались торговлей, в том числе и с зарубежными странами. Купцы вели учет проданных и купленных товаров, они должны были уметь писать и считать. Купцы приносили на Русь сведения о жизни в других странах. Самый высокий уровень грамотности на Руси был в Новгороде. В школах учились мальчики и девочки. Основным материалом для письма была береста.

Слайд 7

От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце (прислать слугу с жеребцом)… Да пришли сороцицю (рубаху)… Поклон от Марине к сыну к моему Григорью. Купи ми Зендянцу добру. А куны яз дала Давыду Прибыше… Тексты берестяных грамот

Слайд 8

Монахи, духовенство должны были знать грамоту, Чтобы служить в церкви, ведь церковная служба ведется по книгам. Монахи вели летописи. Они записывали не только события политической жизни, но и фиксировали такие явления природы, как: затмения, кометы, бури, засухи и т.д. Князьям и боярам образование было нужно, чтобы знать законы, издавать их и правильно применять. Школы в большинстве русских земель существовали при монастырях. Земля Школы/ предметы Кто учился Уровень грамотности Новгородская Светские/ грамота, счет, молитвы, торговый учет Большинство детей горожан Высокий Все остальные княжества Монастырские/ грамота, молитвы, счет Дети духовенства и феодалов Низкий

Слайд 9

Путешествия купцов Палом- ничество Ведение летописей Военные походы Накопление научных знаний География Астрономия Биология Описание других стран и различных природных явлений Описание комет, затмений Описание эпидемий, болезней Развитие науки

Слайд 10

Литература Новые жанры Земельные особенности Поучение «Поучение Владимира Мономаха детям» Хождение «Хождение игумена Даниила в Иерусалим» Слово Моление Новгород- Северская земля Владимиро- Суздальская земля «Слово о полку Игореве» «Моление» Даниила Заточника Призыв к единству Русской земли перед лицом внешней угрозы Размышления об идеальном правителе Политическая раздробленность

Слайд 11

Политическая раздробленность Архитектура Новгородская земля Владимиро-Суздальская земля Скромность убранства, небольшие размеры церквей Пышность убранства, большие размеры церквей Кирпич Белый камень известняк, каменная резьба

Слайд 12

Церковь святого Георгия на Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. Новгород

Слайд 13

Дмитриевский собор сооружен князем Всеволодом III как дворцовый храм. (1194-1197 гг) Резьба на стене Владимир

Слайд 14

При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры – неповторимый по своей утонченности Храм Покрова на Нерли XIIв. .

Слайд 15

Боголюбовский монастырь XIIв.

Слайд 16

Успенский собор. Архитектурный памятник XIIв.

Слайд 17

Слайд 18

IАлтарь: II Средняя часть: - престол 6. -северные врата 11. - солея -жертвенник 7. -южные врата 12. - амвон -горнее место 8. -икона Богоматери 13. – аналой с иконой -Иконостас 9. -икона Спасителя праздника -Царские врата 10. –храмовая икона 14. – клирос (место для хора) 15. – канун III. Притвор IV. Паперть Схема православного храма

Слайд 19

Храм Покрова на Нерли Дмитриевский собор Сравните оба храма. Найдите общее и черты различия.

Слайд 20

Иконопись Русская иконопись в XII-XIII вв. все больше приобретает самобытные черты. Изначально иконы на Руси писали приглашенные из Болгарии и Византии художники. В начале XIII в. после половецких набегов и разгрома крестоносцами Византийской империи приток художников из-за рубежа на Русь прекратился. Возникла русская школа иконописи. От византийской она отличалась более яркими красками и очеловеченными образами святых.

Слайд 21

Иконопись Ангел Златые Власы. икона XII в. Дмитрий Солунский. икона XII в.

Слайд 22

Вывод: В XII-XIII вв. появились местные культурные традиции, возникли местные школы архитектуры и живописи.

Посмотреть все слайды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок истории в 6 классе по теме КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ в XII – XIII веках. Казиев Казим Зейнудинович учитель истории МКОУ «Дружбинская СОШ».

2 слайд

Описание слайда:

1. Рассмотреть особенности культуры русских княжеств. 2. Охарактеризовать главную идею литературного творчества. 3. Познакомить с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи XII-XIII вв. 4. Определить влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру.

3 слайд

Описание слайда:

1. Особенности культуры XII-XIII вв. 2. Научные знания. 3. Литература. 4. Зодчество. 5. Живопись. 6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

4 слайд

Описание слайда:

Вопрос: Какое влияние, на ваш взгляд оказала раздробленность на культурное развитие русских земель? Вычленение отдельных княжеств не только не приостановило развитие культуры, но и содействовало её дальнейшему расцвету. Каждый князь был заинтересован в развитии своего княжества, в увековечивании своего имени. Появились местные культурные центры – в них складываются собственные культурные традиции. Крупные культурные центры XII-XIII веков – НОВГОРОД, ПСКОВ, ВЛАДИМИР, ГАЛИЧ.

5 слайд

Описание слайда:

Новгород, Псков - черты, соответствующие духу вечевых порядков и высокой активности городского населения. Владимиро-Суздальское княжество – образцы торжественности и пышности, подчёркивает силу и значение владимирских князей. Несмотря на пестроту местных школ, стиле, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей системе. Наиболее совершенные памятники искусства и литературы Древней Руси были созданы в этот период.

6 слайд

Описание слайда:

Большое место продолжала занимать церковная переводная литература. Но идёт накопление фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Факты, свидетельствующие о накоплении научных знаний: начинают переводить произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории; применение в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи сведений по математике, механике, астрономии, географии; обогащение географических знаний русских людей (торговые связи, военные походы, путешествия); появление врачевателей – лечьци (лекари). Самый знаменитый лекарь монах Киево-Печёрского монастыря АГАПИТ.

7 слайд

Описание слайда:

До распада государства и до монгольского нашествия литература следовала тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках. С XII века начинается новый период в истории русского летописания: Летописи ведутся в каждом крупном княжестве. Летописцы сосредотачивают внимание на местных событиях, рассматривая история своих земель как продолжение истории Русского государства. Появляются родовые княжеские летописи, жизнеописания отдельных князей. Составителями их были бояре, дружинники, князья. Это усиливало светское направление в летописании.

8 слайд

Описание слайда:

Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины. Возникают новые жанры литературы: ПОУЧЕНИЯ – Владимир Мономах «Поучение детям» – любимое произведение русских людей раннего Средневековья, центральная идея – укрепление единства Древнерусского государства. СЛОВО - произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью; автор Даниил Заточник «СЛОВО» («МОЛЕНИЕ»). Ряд исследователей считает, что это произведение является образцом смеховой литературы XII века – это сочинение просительного послания, похвального и одновременно обличительного слова. “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”, выдающееся произведение древнерусской поэзии (XII в.), свидетельствующее о высоком уровне культуры, национального сознания и патриотизма русского народа той эпохи.

9 слайд

Описание слайда:

… Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. "Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле".

10 слайд

Описание слайда:

Частный эпизод русско-половецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее - призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Соединив книжные и фольклорные традиции, неизвестный автор создал уникальное произведение лирикоэпического жанра;. В качестве автора исследователи предполагали галицкого книжника Тимофея, "словутного певца" Митусу, сына тысяцкого Рагуила, Кочкаря, "милостника" Святослава киевского, киевского тысяцкого Петра Бориславича и самого князя Игоря (В.Чивилихин). Рукопись "Слова" была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины - графом А.И.Мусиным-Пушкиным (1744-1817+). Подлинная рукопись "Слова" погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения. Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован.

11 слайд

Описание слайда:

Архитектура XII-XIII вв. отличается от предшествующего периода уменьшением объёмов и упрощением внешнего вида каменных зданий. Интерьеры стали более чёткими и почти квадратными и строго подчиненные центральному подкупольному пространству. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой. Многие русские земли, имея собственных строителей всё же продолжали киевскую архитектурную традицию. При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались местные её особенности.

12 слайд

Описание слайда:

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО БОГОЛЮБОВО - первый каменный град Северной Руси, резиденция князя Андрея Боголюбского, который правил в 1157-1174. Боголюбово было построено по распоряжению Андрея Боголюбского. В Лаврентьевской летописи замок носит имя Боголюбое, отсюда князь Боголюбский. Основание Боголюбова связывалось с легендой о явлении Богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея в 1177 Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия татар в 1230-х были разрушены крепостные сооружения.

13 слайд

Описание слайда:

После смерти князя Андрея в 1177 Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия татар в 1230-х были разрушены крепостные сооружения. Частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений. Уцелела часть северной стены с переходом полуциркульных арках к лестничной башне, где был убит князь Андрей Боголюбский в июньскую ночь 1174 Дворцовый собор Боголюбского замка. Слева - лестничная башня. 12 в.

14 слайд

Описание слайда:

Боголюбово собор Рождества Главной святыней собора Рождества Богородицы была икона Боголюбской Богоматери (12 в.) 21 сентября 1164 года в Успенский собор была перенесена величайшая святыня Руси - Чудотворная икона Божией Матери, для коей он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.

15 слайд

Описание слайда:

Успенский собор, собор Успения Пресвятой Богородицы. Всемирно известный памятник древнерусской архитектуры. Собор представляет собой комплекс разновременных построек. Высота – 32 метра. Первоначально собор был построен в 1158-1161 годах при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси.

16 слайд

Описание слайда:

Летописец сообщает, что: «Во Владимир Бог привел мастеров из всех земель», в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада. Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 году стены расписаны искусными греческими изографами.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

После пожара 1185 года при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри обстроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII веку собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар. Собор сложен из белого камня. Внутри его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

После гибели Андрея Боголюбского город-замок опустел. В советское время Боголюбово стало филиалом Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В 1,5 км от Боголюбова - церковь Покрова на Нерли (1165).

22 слайд

Описание слайда:

Лучшим дошедшим до нас сооружением владимиро-суздальской архитектуры эпохи Андрея Боголюбского является церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165г. Церковь была посвящена празднику - Покрову Богоматери. Церковь Покрова полна умиротворенности и чистоты. Она изящна, легка и гармонична. Уединенно стоит церковь на берегу Нерли. Весной, когда воды реки поднимаются, здание оказывается в плену у реки. Это было учтено строителями. Холм для строительства был укреплен сложным фундаментом и обложен белокаменными плитами. Шедевром мировой архитектуры называют храм Покрова на Нерли.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Наиболее интересное творение эпохи Всеволода Большое Гнездо - Дмитриевский собор, посвященный святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен. Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация. На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон. Вокруг него группируются изображения растений, зверей, птиц, грифонов. В соборе сохранилась часть росписей XII века, в том числе фрагменты композиции «Страшный суд».

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Новгородская феодальная республика. Почти все новгородские храмы возводились на средства бояр, купцов и прихожан. Упрощение техники позволяло в короткие сроки создавать сооружения, соответствующие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков. К началу XIII века в Новгороде сложился тип храма простой формы. В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия

28 слайд

Описание слайда:

В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник –церковь Спаса на Нередице.

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Живопись носит в основном религиозный характер, но в церковном искусстве чаще стали присутствовать бытовые сюжеты. Сквозь строгую византийскую академичность видны черты народного искусства. К началу XII века мозаика вытесняется фреской. Фрески яркие, красочные, на них нередко изображали реальные события и человеческие образы. На иконах святые очень походили на князей-заказчиков. В лицах святых меньше аскетизма, строгости, они приобретали характерные славянские черты

31 слайд

Описание слайда:

Фрески Спаса на Нередице церкви близ Новгорода. 1199. Введение во храм, Сретение.

32 слайд

Описание слайда:

Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

краткое содержание других презентаций

«Достижения культуры Древней Руси» - Устное народное творчество. Основание Киева. О чём идёт речь. Евангелие. Олег. Письменность и грамотность. Культура Древней Руси. Русское каменное зодчество. Тест. Убийство князя Игоря. Рукописные книги. Зодчество. Нестор.

«Быт на Руси» - Отпевание, свадьбу, крещение отмечали как правило всей деревней. Расположение печи определяло планировку избы. Повалуша - так называлась холодная кладовая жилья. В дальнейшем горницей стали называть самую лучшую комнату в русских домах. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Развлечения оставались прежними - посиделки, гадания, хороводы. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари- корзин, лукошек, коробов.

«Культура Руси 10-13 века» - Ярослав Мудрый. Соборная церковь София. Фильм к данному вопросу. Итак, мы начинаем. Развитие летописания. Ответ на вопрос. Дайте краткую справку о соборе. Живопись. Монах Нестор. Представление команд. Золотые ворота во Владимире. Фильм на тему «Литература». Архитектура. Мощь города. Составьте слово. Пергамент. Нестор. Фильм на тему «Живопись». Культура Руси X-XIII веков. Киев. Значение этих святых для истории.

«Древние города Руси» - Частные дома. Древний план Московского кремля. Новые задачи - административные, культурные и военные. Застройка древнерусских городов. Наличие укрепления, крепостного сооружения. Попытки европеизации Москвы. Стражники должны оказывать огню противодействие. Город Владимира и Ярослава. Возникновение городов такого масштаба, как Новгород и Киев. Архитектура и повседневная жизнь древнерусского города.

«Памятники культуры Древней Руси» - Софийский собор. Из варяг в греки. Договор князя Олега с Византией. Принятие христианства. Волжский торговый путь. Культура Древней Руси в 9-13 вв. Ангел Златые Власы. Полоцк. Письменность. Византийские монеты. Культура Киевской Руси. Десятинная церковь. Борисоглебский монастырь. Киев. Киево-Печёрский монастырь. Принятие Русью христианства.

«Культура Волжской Булгарии» - Наука. Богословы и философы. Астрономия. География. Письменность. Поэты и писатели. Медицина. Наука и культура Волжской Булгарии. Ученые - историки. Ученые Волжской Булгарии. Литература, написанная на бумаге. Химия. Записи арабского автора. Образование.