В каком городе были ворота иштар. Ворота Иштар в Вавилоне – что известно истории о старейшем сооружении. Вавилон - город блудниц
Давным-давно, во времена правления царя Навуходоносора, великий Вавилон имел семь ворот, носящих имена богов. Необыкновенной красоты были ворота богини Иштар, откуда начиналась знаменитая Дорога процессий, направляющаяся к Эсагиле, храму покровителя Вавилона Мардука. Развалины ворот Иштар и сейчас остаются одним из самых значимых свидетельств былой славы Вавилона, и именно о них мне бы хотелось рассказать вам сегодня.
Ворота Иштар находятся в Музее Античного Ближнего Востока, который, в свою очередь, является павильоном музея Пергамон, созданным в 1899 г. В нем собраны находки германских археологов конца XIX – начала ХХ в. на территории Месопотамии.
Вавилонская коллекция является результатом работы экспедиции под руководством Р. Кольдевея, проводившей раскопки в 90 км к югу от Багдада. Почти 20 лет археологи работали над этим открытием, и в результате перед нами предстал Вавилон – город сказочных богатств, Вавилонской башни, висячих садов, населенный несметным количеством жителей. Его размеры, здания, мощь крепостных стен - все это когда-то поражало чужестранцев. Именно таким он предстает перед нами в сочинениях Геродота и Ветхом завете. Позднее Вавилон пришел в запустение, и люди забыли не только о его существовании, но и точном местоположении. Но археология вновь открыла его крепостные стены с башнями, царский дворец, дорогу Процессий, остатки храма Мардука и так далее.
Внутри городских стен, на разных концах города, находились два господствующих строения: с одной стороны царский дворец, с противоположной – пирамидальный храм Эсагила. Он представлял собой огромную конструкцию, каждая сторона которой в длину равнялась 400 метрам. Южнее его располагался величественный 91-метровый зиккурат Этеменанки («храм краеугольного камня небес и земли»), ставший основой для библейского мифа о Вавилонской башне. На вершине башни располагалось святилище главного бога Вавилонии Мардука, облицованное глазурованным кирпичом, а стены и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.
Дорога процессий была, пожалуй, самой лучшей дорогой Древнего мира, ведь по ней предназначалось передвигаться не людям и повозкам, а великому богу и покровителю Вавилона Мардуку, который раз в год проделывал путь по ней до Эсагилы. И свое начало она брала именно у врат Иштар.
![](https://i1.wp.com/artslife.com/wp-content/uploads/2014/12/Ishtar_Gate_Diana-Stauer.png)
Отвечая на вопрос “почему именно богине Иштар были посвящены эти ворота?”, напомню о том, что среди огромного пантеона богов Междуречья Иштар была одновременно и центральным женским божеством, и божеством-покровителем и божеством, воплотившем в своем образе черты многих месопотамских и внемесопотамских божеств сходного типа. И потому в ее образе объединились локальные и универсальные элементы сакрального.
![](https://i2.wp.com/artslife.com/wp-content/uploads/2014/12/Ishtar_Inana_stauer_Diana.png)
Иштар высоко почитали как богиню красоты и любви, сравнивали с Венерой. Культ Иштар зародился в городе Уруке, покровительницей которого она и являлась. Среди городов Вавилонии выделялось семь крупнейших, в число которых и входил Урук. Каждое божество-покровитель одного из этих городов и нашло отражение в воротах Вавилона, что должно было символизировать единство страны. А так как Иштар признавали супругой Мардука, то главные парадные ворота были посвящены именно ей.
Сами вавилонские ворота великой Иштар были сделаны двойными. Внутренние были в два раза больше чем наружные. Выполненная глазурованным кирпичом облицовка сверкала на солнце, а фон украшали 575 – я полагаю в соответствии с датой постройки, так как Ворота были сооружены по приказу царя Навуходоносора в 575 году – золотых рельефных изображений почитаемых животных: львов, сиррушей и быков.
Кстати, свое имя ворота получили от храма Иштар, который располагался поблизости. Символом богини Иштар считался - лев, и потому его изображения украшают стены Дороги Процессий за пределами ворот. На самих же воротах – рельефные фигуры быков (животное бога погоды Адада) и драконы-сирруши (животное – символ Мардука).
Вспомним, что именно здесь, у ворот Иштар брала начало уже упомянутая Дорога процессий, продолжением которой в городе являлась улица Айбур-Шаба. Именно по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука.
Сама улица была составлена в основном из плит розового камня, с инкрустаций красного камня по краям. Ее ширина составляла 23 метра, и на всей протяженности ее сопровождали стены из глазурованного синего кирпича высотой семь метров. Через каждые два метра стены украшали рельефные изображения львов в устрашающих позах.
![](https://i2.wp.com/artslife.com/wp-content/uploads/2014/12/Ishtar-writing_Diana-Stauer.png)
Впечатляет так же и надпись, которую Навуходоносор II приказал поместить на воротах Иштар, гласящая:
“Я - Навуходоносор, царь Вавилона, благочестивый князь, поставленный волей Мардука, высший жрец, возлюбленный Набу, рассудительный, который научился избирать мудрое, который постиг божественную сущность Мардука и Набу и почтил их величие… первородный сын Набополасара, царь Вавилона…
Я снес эти ворота и обложил их фундамент на уровне грунтовых вод асфальтом и кирпичами. Я приказал построить их из кирпичей с синими изразцами, на которых изобразил чудесных быков и драконов-сирруш. Я покрыл их крыши, положив величественные кедры, я поставил двери из кедра, обитые бронзой, во всех проемах. Я сделал диких быков и ужасных драконов на воротах. Я украсил их таким роскошным великолепием, чтобы народы смотрели на них и удивлялись.”
![](https://i0.wp.com/artslife.com/wp-content/uploads/2014/12/Stauer-Diana-Ishtar-Gate.png)
Но все рано или поздно приходит в упадок, поэтому всю красоту врат богини Иштар оценили только после того, как немецкие ученые провели здесь исследование. Всего было найдено около 100 тысяч обломков кирпича, составляющего прежде ворота.
К сожалению, в 1902 г., во время раскопок произошло обрушение верхней части Ворот Иштар. В Берлин были доставлены около тысячи обломков, из которых специалистам удалось восстановить наиболее близкий к первоначальному облик, хотя, разумеется, представленные в музее Пергамон ворота Иштар являются не совсем точной копией оригинала, но это логично – ведь иначе они не смогли бы поместиться в здании музея. Здесь же можно увидеть и восстановленную часть Дороги процессий.
Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира – стамбульский Археологический музей, Детройтский музей, Лувр и т.д. Ворота Иштар в Ираке и в настоящее время являются предметом восхищения и местом паломничества туристов, ведь возвышающаяся на 12 метров конструкция и в наше время завораживает тайнами древних времен.
В последние два года министр туризма и древностей Ирака, Лива Сумайсим, периодически жалуется на расхищение фрагментов древних Ворот Иштар и Дороги Процессий.
![](https://i0.wp.com/artslife.com/wp-content/uploads/2014/12/Stauer-Diana_Ishtar.png)
В конце XIX – начале XX века из-под пятнадцатиметрового слоя песка были извлечены синие глазурованные остатки кирпичных изразцов и фрагменты древней Дороги Процессий Вавилона. Тогда, после согласования с иракским правительством, они были переправлены в Берлин. И в течение 30 лет кропотливо и по-немецки аккуратно шла реконструкция Ворот Иштар и Дороги Процессий, которые стали жемчужиной Музея Передней Азии. А в Ираке реконструкцию ворот проводили с использованием современных аналогов кирпичей при Саддаме Хусейне.
Оставшиеся в Ираке древние фрагменты ворот хранились в музее Навуходоносора на месте древнего Вавилона. Перед американским вторжением 2003 года хранилища музея опечатали, отправив часть экспонатов в Национальный музей Багдада. Предполагается, что пропавшие кирпичи похищены из музея Навуходоносора.
В ходе иракской кампании США и их союзников, которая продлилась с 2003 по 2011 год, руины древнего Вавилона подверглись дальнейшему разрушению, а многие культурные ценности, в том числе наследие древних государств шумеров и вавилонян, оказались разграблены. Тем не менее, очень хочется надеяться, что памятник древности удастся сохранить и для новых поколений.
Диана Августа Штауэр
Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы поясами фресок из голубых и зеленых глазурованных плиток, орнаментом и многочисленными фигурами львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Наиболее богатую декоративную отделку имели, вероятно, двойные ворота богини любви и плодородия Иштар, расположенные в северной части города между царским дворцом и храмом Нин-Мах. Высота ворот – 26 метров. Сверху донизу они покрыты голубыми, синими и зелеными глазурованными плитками (рис. 8.6).
Рис. 8.6. Ворота богини Иштар. Макет
Рис. 8.7. Бык (рими ) и дракон (сиррух, мушруш ) с ворот богини Иштар (эмалированный кирпич)
Такое цветовое сочетание вызывало визуальный эффект «муарового мерцания» – при ярком солнечном освещении стена начинала «дышать», распространяя иллюзорные волны из нагретых Солнцем воздушных потоков.
Рис. 8.8. Ворота богини Иштар. Государственный музей, Берлин
Широкая арка ворот окантована традиционными розетками, орнаментом. Поверхность башен украшена также желтовато-оранжевыми фигурами быков и драконов – рогатых полукрокодилов, полупсов (мушрушей ) с чешуйчатыми туловищами и огромными птичьими когтями вместо лап (рис. 8.7). Всего на рельефах Вавилона обнаружено 575 таких животных. Они считались священными животными Бела-Мардука, верховного бога Вавилона, и Иштар. Рядом с изображениями были помещены клинописные строки, оставленные Навуходоносором II: «Я поместил ужасных рими (быков) и страшных сиррухов (драконов) на стенах портика и оставляю эти ворота во всем их блеске человечеству, чтобы оно взирало на них с удивлением...».
В конце XIX века рельефы ворот богини Иштар были демонтированы и перевезены германскими археологами в Берлинский государственный музей, где хранятся и поныне (рис. 8.8).
3. Дорога процессий Мардука
От ворот богини Иштар начинает свой путь на юг, к храму Мардука, знаменитая «Дорога процессий Мардука». Она шла также cзапада на восток от берега Евфрата к главному святилищу Вавилона – Эсагиле. Общая ширина дороги – 24 метра. Из них 7,5 метра вымощено белыми плитами известняка и окантовано бордюром из темно-розовой брекчии. Пространство между мощеной частью дороги и стенами было залито черным асфальтом. На нижней грани каждой плиты можно прочесть надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил я для процессий великого владыки Мардука каменными плитами. О, Мардук! О, великий владыка! Даруй вечную жизнь!…».
Рис. 8.9. Дорога процессий Мардука. Фрагмент
Дорога проходила как бы через каменный канал-шлюз. По обе ее стороны высились семиметровые стены, равномерно расчлененные башнями. По верху стен проходил массивный карниз с зубцами и полосы из покрытых многоцветными глазурями рельефных розеток.
Нижняя часть стен по обе стороны дороги украшена двумя ярко-синими лентами керамических панно. По ним разворачивалось шествие ста двадцати львов-охранителей – по 60 с каждой стороны дороги (рис. 8.9). Звери были двух расцветок – бело-желтые с темно-желтыми гривами и желтые с гривами красно-коричневого оттенка. Размеры оскаленных хищников близки к натуральным – более двух метров в длину. Наиболее вероятным прототипом этих животных можно считать персидского льва, ныне истребленного, – зверя бледно-желтого цвета с бурой или черной пушистой гривой. Фигуры шагающих хищников полны силы и экспрессии. Они выполнены в лучших традициях ассирийского искусства (Нимруд, Ниневия, Дур-Шаррукин). Вполне возможно, что эти фрески исполнены пленными мастерами из побежденной Ассирии.
В северной части города.
Внешний вид
Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью . Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов . Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков . Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра . Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.
Реконструкция
Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Размеры восстановленных ворот Иштар - 14 метров в высоту и 10 метров в длину.
Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Ворота Иштар" в других словарях:
У этого термина существуют и другие значения, см. Иштар (значения). Царица ночи, Британский музей … Википедия
ВОРОТА - архитектурный символ перехода из одного качества и состояния в другое. Еще до возникновения храмов сакральный аспект придавался воротам посредством двух столбов с соединяющей их перекладиной. К такого рода сооружениям относились финикийские… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон Ворота Иштар восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города. Внешний вид Ворота Иштар представляют собой… … Википедия
Феодосийские ворота в Стамбуле Городские ворота фортификационный элемент, получивший наибольшее распространение в период Средних веков. Традиционно городские ворота строили … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Вавилон (значения). Древний город Вавилон аккад. Bāb ili(m), Babilla; шум. KÁ.DINGIR.RAKI … Википедия
Координаты: 32°32′30″ с. ш. 44°25′24″ в. д. / 32.541667° с. ш. 44.423333° в. д. … Википедия
Названные в честь аккадской богини ворота Иштар были построены в Древнем Вавилоне в 575 году до нашей эры. Но как о чуде света и памятнике архитектуры о них заговорили лишь спустя много веков. С воротами богини Иштар тесно связано имя вавилонского царя Навуходоносора, аккадская мифология и важный период в развитии Вавилонии.
Ворота Иштар - переплетение истории и мифологии
При царе Навуходоносоре Вавилон достиг своего расцвета, как культурного, так и экономического. Период его правления ознаменовался успешными военными походами, привлечением рабов - бесплатной рабочей силы, увеличением материального благосостояния.
Пожелав увековечить свое имя, Навуходоносор не скупился на различные архитектурные проекты - сады Семирамиды, царский дворец. Попала в этот список и городская стена с восемью воротами . Наибольшую известность из них приобрели ворота богини Иштар.
Иштар - богиня любви, плодородия, распри и войны. Считалось, что она была женой покровителя Вавилона - бога Мардука. От ворот Иштар к храму Эсагила, посвященному ее супругу, вела Дорога процессий. Горожане верили, что главное божество Вавилона раз в год проходит этот путь. Сами же они в Новый год несли его статуи по Дороге процессий и продолжающей ее улице Айбур-Шаба.
Внешний вид ворот богини Иштар
Самые известные ворота городской стены Вавилона были двойными. При этом внутренняя их часть почти в два раза превышала по размерам внешнюю. Высота строения составляла 26 м, а ширина - около 30 м. Вход представлял собой полукруглую арку.
Для строительства использовали глазурованный кирпич . Основной цвет сооружения - ярко-синий. Это придавало воротам особое величие, сразу выделяя их на фоне желтого песка и серых домов. Также считалось, что синий цвет символизирует богиню Иштар.
Крыша и створки были изготовлены из кедра и окантованы бронзой. На фоне ярко-синего кирпича выделялись 575 рельефных изображений священных животных - сиррушей и быков. В угрожающих позах они также украшали стены вдоль Дороги процессий, так как должны были «сопровождать» богов во время праздничного шествия.
Ширина Дороги равнялась 23 м, стены вдоль нее на высоту 7 м были отделаны синим глазурованным кирпичом.
Тайны ворот Иштар
Одна из главных загадок ворот Иштар в Вавилоне - компоненты, использовавшиеся для создания декоративного покрытия. До сих пор бытует мнение, что они не могли существовать в древние времена и представляли собой частички космической пыли.
Еще несколько вопросов, остающихся без ответа, касаются технологии изготовления эмали. Как мастерам удавалось поддерживать одинаковую и высокую температуру обжига кирпичей? Как с высокой точностью было выверено количество красителя для них?
Для получения кирпичей с прочным декоративным покрытием потребовалось бы не менее 12 часов обжига при температуре 1000 °C. Сегодня с этими задачами справляются квалифицированные специалисты и “умное” оборудование. Трудно поверить, что аналогичных результатов добились люди за 570 лет до нашей эры .
Раскопки и реконструкция достопримечательности
В конце XIX века немецкий археолог Роберт Кольдевей смог добиться финансирования раскопок на территории Древнего Вавилона.
Интересный факт: раскопки длились около 17 лет и были прерваны лишь вступлением британских войск в Багдад.
Среди руин некогда великого города археологи нашли обрушившуюся часть ворот Иштар. Ученые собрали и вывезли в Германию около 100 000 хорошо сохранившихся кирпичей. Из них в Пергамском музее Берлина возвели копию вавилонских ворот , полностью сохранив пропорции, но уменьшив размер. Высота реконструкции составляет 14 м, а длина - 10 м. Также посетители музея могут увидеть восстановленную часть Дороги процессий.
В музеях Парижа, Детройта, Нью-Йорка, Бостона, Стамбула и других крупных городах мира хранятся отдельные обломки от вавилонских ворот.
В музее Ирака есть свои ворота Иштар, однако их возвели из современного строительного материала, стилизованного под знаменитый синий кирпич.
Иштар была богиней любви, страсти, плодородия, природы и часто изображалась в образе прекрасной женщины, тело которой поросло нежными, зелеными побегами.
В те далекие времена в 7-5-м веках до нашей эры, в Месопотамии находилось несколько царств: Ассирийское, Шумерское, Аккадское и Вавилонское. Влияние культа Иштар быстро распространилось на всех ближневосточных землях.
Сведения о Иштар сохранились в самом древнем литературном произведении: эпосе о Гильгамеше, который писался на протяжении полутора тысяч лет.
Культ богини Иштар
Имя Иштар переводится как «Ясное небо». Голубой цвет – древний шумерский знак богини Инанны. Полный знак Иштар или Инанны состоял из с вплетенной в него лентой, которая образует два конца и шестилучевую звезду в центре. Иштар была также богиней неба.
В Вавилоне, Иштар считалась также покровительницей жриц любви и блудниц. Существовала даже храмовая проституция.
Ежедневно несколько женщин должны были садиться на специально отведенное место возле святилищ Астарты и за монету отдаваться проходившим мимо мужчинам. Только после такого своеобразного ритуала, женщины могли чувствовать себя полноправными хозяйками . На следующий год ритуал повторялся.
В 7-м веке до нашей эры в Вавилоне, да и на всей территории Малой Азии культ Иштар был самым главным.
Ворота Иштар
Впервые Вавилон упоминается еще в III тысячелетии до н.э. во время правления аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). Оставили описания Вавилона Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон. Только Геродот застал Вавилон таким, каким он был при императоре Навуходоносоре II, который прославился тем, что много строил в Вавилоне.
Следует отметить, что для древнего мира Вавилон был сказочно богатым, населенным несметным количеством жителей царством. И это не удивительно. При императоре Навуходоносоре II Вавилон населяло около 360 тыс. жителей. Огромное для древнего мира.
В Вавилон вело восемь ворот, и все они назывались именами различных богов. Северо-западные ворота Иштар были построены в 575 г. до н. э. по приказу императора Навуходоносора II.
Это были грандиозные, монументальные и очень красивые ворота. К сожалению, сейчас осталась только часть копии ворот. Сами ворота были вывезены еще в начале 20-го века.
Ворота Иштар представляют собой громадную, полукруглую арку, ограниченную по краям высокими стенами и выходившую на так называемую Дорогу Процессий. Древние жители Вавилона вносили через ворота Иштар статуи богов, праздновали израильский Новый год.
Этими же воротами был ввезен в город гроб с телом Великого Александра Македонского, который тоже считался любителем женщин.
Ворота, посвященные богине Иштар, были сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, желтой, белой и черной глазурью. Общий фон ворот был сине-голубой. Голубой цвет был символом Иштар.
Стены ворот и Дорога Процессий были украшены барельефами удивительной красоты, поразительно напоминавших живых животных в различных позах. Стены дорожки украшали около 120 барельефов львов.
Стены ворот Иштар были покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах, посвященных богине Иштар, около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были сделаны из кедра. Долгое время Иштар была главной богиней вавилонского пантеона. Ее отождествляли с планетой Венерой.