Разница между моногамными и полигамными короедами. Что такое моногамия и полигамия в отношениях. Естественные причины возникновения полигамии как явления

В качестве другого критерия типологии брака и семьи служит количество брачных партнеров. В этом случае различают моногамию - брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамию - брак, включающий в себя несколько партнеров. Полигамия подразделяется на два варианта: полигиния (многоженство) - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия (многомужество) - брак нескольких мужчин с одной женщиной.

Существование полигамии может быть объяснено с позиций социобиологии, которая усматривает в таком браке эволюционно-генетическую преемственность с брачным поведением высших приматов. Подчеркивая различия врожденных стратегий сексуального поведения женских и мужских особей, предполагается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам. Заметим, что общественное мнение более терпимо относится к подобной активности мужчин, а женщине отводится роль «верной супруги и хорошей матери», для выполнения которой лучше всего подходит моногамия.

Полигамия нарушает естественную, примерно одинаковую пропорцию мужчин и женщин в обществе. В истории человечества известны ситуации, когда высокая смертность мужчин или женщин приводила соответственно к многоженству или многомужеству.

Возможны и скрытая форма двоеженства, и союз замужней женщины с холостым мужчиной.

Г. Навайтис приводит случай из практики психологического консультирования - историю Тадаса и Елены, имевших общего ребенка. Искатели сильных впечатлений, они нуждались именно в «запрещенной» любви. Законную супругу Тадаса эта система взаимоотношений тоже устраивала, поскольку позволяла достичь полной власти в семье. Тадас на этом не остановился. Утратив остроту ощущений, он заводит знакомство с девушкой Лаймой, живущей в ожидании «сильных и необычных чувств». Для Тадаса количество завоеванных им женщин являлось критерием его жизненного успеха, средством его самоутверждения. Однако для другого человека двойственность его статуса как брачного партнера чревата эмоциональным напряжением и непредсказуемостью последствий.

Полигамия порождает ревность и соперничество как среди мужчин, так и среди женщин. Поэтому ее прочность зависит от потенциала автономии мужчины, адаптационных возможностей женщины, от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам. Велико и влияние традиций, например у народов, исповедующих ислам.

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ, является социально-прогрессивной формой брака и имеет значительный эволюционный потенциал. Развитие брака происходило по линии накопления нормативных ограничений сексуальной свободы, а следовательно, уменьшения числа лиц, с которыми индивид мог вступать в половые отношения. Своим возникновением моногамия обязана экономическим причинам. Утвердилось право собственности мужчины - мужа и отца, было введено определение происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии, обеспечивалось рождение достоверно известных детей-наследников. Общество по-разному оценивает мужчину и женщину, и эта оценка производится на основе экономического статуса. Появляются основания для господства в семье мужа - «добытчика» и «кормильца».

Классическая моногамия есть пожизненное единобрачие , в брак вступает отдельная пара раз и на всю жизнь, связав себя взаимными обязательствами. Тем самым у супругов и их окружения поддерживается чувство прочности брачных уз, но не предотвращаются случаи супружеской неверности. Основное требование к традиционной моногамии - единство брачности, сексуальности и прокреации, а также их заданная последовательность. Нарушениями норм являлись сексуальные контакты до брака, рождение ребенка вне брака, самоценность сексуальных отношений мужа и жены, сексуальная инициативность женщины. За несоблюдение этих правил полагались различные по степени суровости санкции. В этих условиях семья обладала монополией на регулирование сексуальных отношений и на воспроизводство детей.

Поначалу супружеский союз создавался на основе предварительного соглашения между родителями жениха и невесты. В России во второй половине XIX в. начинает практиковаться женитьба по взаимной склонности. Наличие неэкономических мотивов заключения брака укрепляет моногамию.

В психологическом смысле моногамия строится на основе избирательности восприятия и отношения к партнеру : далеко не всем людям мы симпатизируем, и не во всяком межличностном контакте возникает чувство взаимного притяжения. Даже любимого человека мы не обязательно воспринимаем как будущего супруга. При выборе спутника жизни каждый человек руководствуется собственными психологическими критериями, ориентируется на особое сочетание качеств. Оцениванию подвергаются внешний облик и манера поведения, интересы, взгляды и жизненное кредо, психодинамические свойства и черты характера партнера. Известно, что межличностная привлекательность поддерживается параметрами, которые представляют для индивида значительную ценность или вызывают у него надежды на благоприятное развитие отношений с партнером. При этом наблюдается индивидуализация вкуса: то, что одному человеку представляется привлекательным, для другого оказывается неприемлемым.

Если брачный выбор является адекватным (взвешенным, обоснованным), возникает чувство незаменимости партнера и укрепляется установка на долговременность отношений. В связи с этим, в качестве фактора, обеспечивающего стабильность брака, указывается продолжительность добрачного знакомства, ухаживания, в ходе которого партнеры могут лучше узнать друг друга.

Действительно, для создания устойчивого союза выбор должен быть взаимным, а переживаемые чувства разделяемы другим супругом. Более того, необходимо, чтобы действовал принцип «соизмеримости обмена». Равновесие достигается в том случае, если такой обмен с точки зрения партнеров является равноценным. Например, внешне непривлекательная женщина может окружить красивого мужчину заботой, лаской и вниманием.

По мере роста стажа совместной жизни у супругов складывается динамический стереотип взаимодействия. Достоинства и недостатки мужа или жены становятся известными, а поступки предсказуемыми. Партнеры накапливают опыт взаимноположительного поведения, принятия и прощения. Определенность отношений способствует сохранению внутрисемейного согласия, но препятствует переменам. Словом, поведенческие стереотипы предназначаются для охраны создавшегося положения. Люди придерживаются позиции «лучше дорожить тем, что имеешь» и стараются найти преимущества в актуальном партнерстве.

Данная типология будет в полной мере соответствовать реалиям сегодняшнего дня, если охарактеризовать явление, связанное со значительным количеством разводов и повторных браков. Речь идет о серийной моногамии , или последовательной полигамии. Это означает, что в определенный промежуток времени мужчина (женщина) состоит в браке с одним партнером, но в течение жизни таких супружеских союзов у него (нее) насчитывается более одного.

В литературе анализируются как социально-экономические, так и психологические причины серийной моногамии. Все меньшее число людей живет и работает в условиях сельскохозяйственного или ремесленного производства, где совместное владение средствами производства вынуждает сохранять несчастливый брак. Чем меньше супруги в своей экономической и социальной жизни связаны друг с другом, тем скорее они могут поставить вопрос о разводе в случае неудавшегося брака. Профессиональная занятость женщины в проблемных семьях повышает экономическую возможность и психологическую готовность к разводу. Другими факторами повышения готовности к разводу являются малое количество детей в семье, сокращение браков, заключенных по религиозному обряду, рост урбанизации и региональной мобильности, перемены в роли женщины.

Основу трансформаций в брачно-семейных отношениях составляет дальнейшая индивидуализация жизненной концепции, изменение ценностных ориентаций личности.

Брак по свободному выбору , а не по экономической необходимости оказался довольно хрупким. Потребности в эмоциональной защищенности, любви, семейном счастье и сексуальной совместимости реализовать гораздо сложнее, чем потребности жизнеобеспечения или гарантии имущества и статуса. На этом фоне усиливается вероятность расторжения брака по психологическим мотивам; рождается убеждение, что брак перестает быть браком, если в нем больше «нет любви». Общие дети, жилье, доходы, совместное владение имуществом вынуждают людей примириться с противоречиями брака, но вряд ли компенсируют недостаток эмоциональной поддержки или сексуального удовлетворения. Чем сильнее супружеская пара ориентируется на идеал «любящей пары», тем чаще она распадается из-за конкуренции новой «романтической любви».

Общественное мнение по отношению к расторжению брака тоже либерализуется. Снижается готовность принимать брак «без любви» или слишком конфликтный брак. Более того, люди не боятся признаться самим себе и своему окружению, что считают свой брак неуспешным и распадающимся. Рост числа разведенных в обществе приводит к тому, что желающие развестись могут рассчитывать на понимание своих проблем. Реакция социального окружения на развод нередко оказывает влияние на принятие решения супругами.

Мотивация совместной жизни обладает различной длительностью у разных людей. Не всем и не всегда удается обеспечить близость или согласованность желаний, склонностей и интересов обоих партнеров в течение значительного периода времени. Некоторые супружеские пары не выдерживают столкновения любовной лодки с суровым бытом, другие же «золотой свадьбой» знаменуют новый этап в развитии своих отношений. Иногда браки распадаются ради незамедлительного заключения другого союза.

Современный человек отличается установкой на возможную временность брака . Роль данной установки в регуляции брачного поведения можно объяснить тем, что, наряду с потребностью в браке (брачном состоянии, статусе), существует потребность в брачном партнере. Последняя может доминировать над первой, что проявится в снижении ценности брака и повышении ценности партнерства. В проблемной семье укрепляется тенденция к прекращению брака из-за ослабления установок на продление супружества. Успех преодоления семейных трудностей воспринимается как зависящий от индивидуальных свойств партнера. Повышаются требования к качествам супруга, но это может означать лишь перевес ориентаций на брачного партнера над установками к продлению супружества. Если индивид испытывает неудовлетворенность супругом, то он скорее решится сменить партнера, нежели попытается наладить взаимоотношения с ним. Если же переживается неудовлетворенность потребности в браке, то развод не столь однозначен, а, напротив, члены семьи могут прибегнуть к действиям по укреплению брака.

Восприятие семьи как временного объединения соответствует и социальным трансформациям, и индивидуальному жизненному опыту современного человека. Вместе с тем, понятно, что готовность хотя бы одного из партнеров прекратить брачно-семейные отношения выступает в качестве фактора дестабилизации семейной системы. Сама установка субъектом зачастую не осознается, требования к домочадцам предъявляются в полной мере, но его собственный вклад в обеспечение нормального существования семьи оставляет желать лучшего.

Немаловажную роль в активизации установки на временность брака играет миф о беспоследственности развода . Такое представление является своеобразной защитной реакцией в ответ на распространенность разводов в обществе и/или субъективную неизбежность развода в собственной жизни. Оно связано также с незнанием процедур развода. Специалисты оценивают развод двояко. С одной стороны, развод есть свидетельство дезинтеграции семьи, одно из самых сильных потрясений в жизни, фактор риска аварий, самоубийств и алкоголизации. Цена развода часто слишком высока: происходит вынужденный отказ от привычек, придающих уверенность; реорганизация повседневной жизни и социальных связей; ухудшение материального положения, в особенности женщин; угроза расставания с детьми, в первую очередь для мужчин. Большая часть разведенных мужчин и женщин длительное время не имеют возможности или Желания вступить в повторный брак. Возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, возрастает вероятность отклоняющегося поведения детей и подростков. Одиночество становится сложнейшей социально-психологической проблемой для многих людей. Развод - это стресс и для супругов, и для их детей. С другой стороны, следует признать развод как компонент современной семейной системы. Его положительный смысл состоит в прекращении разрушительных тенденций в отношениях двух людей. Результаты исследований показывают также, что постоянные глубокие конфликты в семье оказывают на развитие детей более отрицательное влияние, чем спокойная, эмоционально благополучная, стабильная жизнь с одним из родителей.

Природа серийной моногамии не может быть понята без учета динамики межличностного взаимодействия в супружеской диаде . На протяжении совместной жизни меняются представления мужа и жены друг о друге. Выбирая спутника жизни, юноша или девушка не могут достаточно точно оценить качества партнера. В период добрачного ухаживания, чтобы привлечь внимание понравившегося человека, мы стремимся презентировать свои лучшие качества. Но то, что требуется для удачного брака, часто отличается от того, что подчеркивается при ухаживании. В семейной жизни в силу разнообразия ее составляющих необходимо проявлять много различных свойств. Если партнер не соответствует требованиям, у мужа (жены) появляется основание демонстрировать свое превосходство перед ним, принижать его достоинства и тем самым ставить под вопрос его ценность как члена семьи.

Люди не всегда хорошо себе представляют, какими качествами должны отличаться их избранник или избранница. Часть причин брачного выбора остается за пределами осознания. Это может привести к поспешному и необоснованному выбору. К тому же, черты характера личности, ее мировоззрение, жизненные интересы и намерения с течением времени меняются. Некоторые качества утрачивают свою былую привлекательность, другие становятся неприятными и раздражающими. Изменения претерпевают и семейные (шире - социальные) роли мужа и жены, а также их отношение к этим ролям. Предположим, на начальной стадии супружества женщина может признавать руководство старшего по возрасту и житейски более опытного мужа. В дальнейшем она может потребовать признания собственных возможностей и стремиться к избавлению от опеки со стороны супруга. Принять новую семейную роль, как свою собственную, так и роль партнера, бывает непросто. Во всех этих случаях возникает состояние «ошибки выбора», тем более что на него можно отнести трудности взаимной адаптации супругов. Видимо, по данной причине статистикой фиксируется первое учащение разводов вскоре после свадьбы, когда обычно еще нет детей.

Однако не стоит преувеличивать неумение или нежелание человека адекватно оценить партнера. Нельзя абсолютизировать идею «Любовь слепа, она не видит зла», хотя в романтический период отношений мы все «обманываться рады». Если человек является нашим избранником, следовательно, нам удается в какой-то степени прогнозировать его поведение. Если свадьба состоялась, значит, партнер способен удовлетворить какую-либо часть наших потребностей. Дальнейшее развитие супружества зависит от ожиданий по отношению к семейной жизни и степени их соответствия реальности. Но не все люди обладают достаточной готовностью разрешать противоречия и трудности, столь естественные для совместного существования. Когда ожидания расходятся с действительностью, то радость и удовольствие начинают искать за пределами семьи. Важным признаком супружеского неблагополучия выступает отказ от совместного поиска способов преодоления разногласий, дистанцирование, а затем и отчуждение в отношениях.

Эволюция супружества подчинена закономерностям развития эмоциональных отношений, в частности, отношений любви и симпатии. Взаимоотношения могут быть стабильными только тогда, когда участники общения имеют активное желание справляться с возникающими трудностями. Сохранение отношений должно восприниматься субъектом как одно из условий достижения значимых для него целей. Обычно люди ориентируются на стереотипы «хороших отношений», которые задают определенную, как правило, понятную и доступную, линию поведения и содействуют прогнозу развития отношений. В то же время подобные стереотипы могут препятствовать принятию актуального партнерства. Известно* что источником недовольства для членов семьи могут быть не только конкретные сложности внутрисемейного взаимодействия, но и несоответствие семьи субъекта его представлениям о норме, его образу «хорошей семьи» или «хорошего супруга».

В развивающихся отношениях субъект оценивает не отдельные поступки партнера, а отношения как целое, в контексте всего взаимодействия. Знаменитый знаток социальной психологии, автор книги «Общественное животное» Э. Аронсон сформулировал «закон супружеской неверности». В условиях психологической близости у партнеров складывается привычка к взаимным высоким оценкам. Позитивная оценка ожидается, воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В результате чувствительность к положительному подкреплению снижается, а к негативному оцениванию, наоборот, повышается. Близкому человеку труднее, чем постороннему, добиться положительных чувств в ответ на свои действия, но у него больше шансов вызвать отрицательную реакцию партнера. Такое явление часто встречается в конфликтных семьях.

В житейской, да и в научной психологии весьма живуче представление о том, что стабильность эмоциональных отношений обеспечивается определенным сочетанием личностных характеристик-членов пары. Такое представление способствует передаче ответственности за неудачи семейного общения безличным психологическим законам. Между тем психологическая совместимость является результатом развития отношений в диаде, а продуктивное сотрудничество возможно при разных сочетаниях личностных свойств членов пары.

Супружество предполагает тесный контакт между людьми, их взаимозависимость, интенсивность эмоций, а также особую значимость этих отношений. В данной ситуации объект любви и симпатии не может не вызывать некоторых отрицательных чувств. К сожалению, многие люди отказываются признать факт естественности, закономерности отрицательных переживаний. Враждебные чувства могут вытесняться, но в последующем выплескиваться в «конфликтах без видимых причин». Если негативизм оправдывается, то неизбежна переоценка отношений с партнером, которому могут быть приписаны даже несвойственные ему недостатки.

Любые межличностные отношения имеют свою историю , которая может быть долгой или краткой. Пресыщение отношениями, чувство, что они наскучили, исчерпали себя и не приносят желаемого удовлетворения, может возникнуть достаточно быстро. Любимый человек ежедневно находится рядом, ситуации общения повторяются, стереотипизируются. Поведение партнера становится полностью предсказуемым, он утрачивает свой прежний «шарм». Кроме этого, стереотипы конфликтного общения мешают взаимопониманию. Тогда смена брачных партнеров будет обусловлена стремлением к разнообразию переживаний, потребностью в новых впечатлениях, новой эмоциональной связи. Некоторые люди отличаются экспансивностью поиска новых ощущений и надеются, что каждая новая встреча принесет исполнение желаний.

Перспективы серийной моногамии (последовательной полигамии) связаны с устойчивостью жизненной стратегии заключения повторного брака. При всей популярности повторных браков наметилась любопытная тенденция. В 40-60-е годы большинство разведенных стремилось к скорому вступлению в брак. В настоящее время социокультурное давление на эту категорию граждан значительно ослабло.

«Мужчины полигамны, а женщины моногамны», «все мужики налево ходят, это мужская природа», «женщины всегда ждут своего одного единственного» – подобные мнения с поразительной частотой можно встретить как на просторах интернета, так и при приличном общении. Эти стереотипы порой настолько устойчивы, что нам не приходит в голову поставить их под сомнение. Однако насколько они правдивы?

Что говорят ученые?

В природе примерно 90% видов птиц и 5% млекопитающих являются моногамными (т.е. создают устойчивые пары и вместе воспитывают потомство), а среди приматов (к которым ученые относят и людей) таких 23%. Ученые до сих пор спорят, каким видом по своей природе является Homo Sapience – полигамным или моногамным.

Часть исследователей полагают, что люди – полигамны и биологическая задача мужчины в таком случае состоит в том, чтобы оплодотворить как можно больше женщин, а задача женщины – забеременеть от наиболее статусного и физически сильного мужчины.

Но эта точка зрения не подтверждается историками и антропологами. По их словам наши предки, так же как и современные примитивные племена, образовывали пары для совместной жизни и воспитания детей. Такие союзы были выгодны с точки зрения выживания популяции, поскольку позволяли обоим родителям распределять обязанности и заботиться о потомстве. По словам исследователя Тома Смита «подобные браки с одной стороны гарантировали жене и детям заботу и поддержку со стороны мужа/отца, а с другой стороны – гарантировали мужу, что дети, в которых он вкладывает свои ресурсы, от него. Вопреки распространенному мнению, не существовало и не существует обществ, где сексуальные и любовные отношения не были бы регламентированы традициями или законом. Эти традиции могут быть более или менее жесткими, но они всегда есть». Однако, какой бы точки зрения ни придерживались ученые, они сходятся в том, что моногамными, либо же полигамными следует считать всех людей, не делая разделения на мужчин и женщин.

Говоря о различиях между мужчинами и женщинами, ученые также часто указывают на то, что у мужчин выше уровень тестостерона – гормона, отвечающего, в том числе, и за сексуальное желание. Но на основе этого нельзя сделать вывод о склонности мужчин к полигамии, поскольку тестостерон стимулирует именно сексуальное желание, а не желание иметь как можно больше половых партнеров.

А что говорят социологи и психологи?

Если бы мы писали статью про хомячков, или карликовых тушканчиков, то на этом дискуссию можно было бы закончить – все биологические теории разобраны, дальше обсуждать нечего. Однако человек в отличие от животных не управляем одной только физиологией и гормонами. Поэтому давайте рассмотрим, в чем различается сексуальное поведение мужчин и женщин, исходя из современных социологических исследований.

В целом, по результатам опросов и социальных экспериментов, мужчины действительно склонны к тому, чтобы иметь больше сексуальных партнеров, быстрее переходят к сексуальным отношениям и даже думают о сексе чаще, чем женщины. В результате социального эксперимента, проведенного в США, 72% мужчин согласились на секс с симпатичной незнакомкой. В то время как все женщины, участвовавшие в эксперименте, отказались заняться сексом с симпатичным незнакомцем.

Согласно одному из опросов, американские мужчины в среднем предпочли бы иметь 18 половых партнеров в течение жизни, в то время как женщины в среднем предпочитали остановиться на 4. Но в реальности и у мужчин и у женщин было примерно одинаковое количество сексуальных партнеров (4 у мужчин и 3,5 у женщин). Кроме того, достаточно большой процент американцев, вне зависимости от пола, всю жизнь хранят верность одному партнеру (среди людей старше 60 лет таких 40%, а среди тридцатилетних 25%).

Иными словами, в социологических опросах и мужчины и женщины, как правило, высказывают лишь свою желаемую позицию, стараясь максимально соответствовать социальным нормам, предписывающим, что мужчина должен стремиться иметь много сексуальных партнерш, а женщина – стремиться найти «того самого единственного». Реальная же ситуация может существенно отличаться от той, какой она видится на основе сухой статистики. На практике число сексуальных партнеров у мужчин и у женщин мало различается.

А как относятся к идеям полигамии/моногамии/измен в России?

Согласно опросам Левада центра, вне зависимости от пола, большинство россиян (63%) считают измены недопустимыми. Среди мужчин тех, кто не видит ничего предосудительного в измене 34%, в то время как среди женщин – 16%. Но эти различия не являются настолько значимыми, чтобы можно было бы утверждать, что мужчины в больше степени одобряют измены или более к ним склонны. Вне зависимости от пола, россияне чаще всего нацелены на моногамию в постоянных отношениях.

Словом, каждый человек сам строит свою личную жизнь и сам решает, сколько сексуальных партнеров у него будет – один, пара десятков или вообще ни одного. Но какой бы выбор мы ни делали, его делаем именно мы, а не Х или Y хромосомы в наших ДНК.

Если рассматривать поверхностно, то вам может показаться, что брачные обычаи в разных культурах, во многом являются продуктом религиозных верований, культурных норм и традиций. Удивительно, что идеальная основа брака в доиндустриальных обществах, тесно переплетается с региональными рельефами местности, а конкретно с количеством и качеством пахотных земель. Пахотные земли, пригодные для сельского хозяйства, являются важным показателем трудовых ресурсов региона, особенно в доиндустриальных обществах.

Число взрослых и детей, которые жили в одной семье, во многом зависло от объема ресурсов и возможности их приобретения. Из-за этого, разные региональные топологии влияют на социальные нормы брака разных человеческих популяций по всему миру.

Полигиния — один муж, несколько жен

Исторически сложилось так, что подавляющее большинство человеческих обществ предпочитают полигамный брак как культурный идеал. На самом деле, данные из сотни изученных человеческих обществ показывают, что около 84% браков были полигамны, 16% были моногамны.

Многоженство существует на всех обитаемых континентах в самых разнообразных экосистемах, при условии, что было достаточно ресурсов для поддержки дополнительных жен и детей. Многоженство — это наиболее эффективный способ для мужчины чтобы зачать как можно больше детей.

Сефардские евреи (испанского происхождения) были известны по практике многоженства в конце ХIV века. В обществах с постоянной нехваткой мужчин, многоженство рассматривалось как лучшее решение. Конечно, в обществах, где соотношение полов было примерно равным, многоженство вызывало серьезные социальные проблемы и недовольство.

Моногамия — один муж и одна жена

В обществах, где пахотной земли было мало, моногамия встречалась намного чаще, как эффективная стратегия для создания следующего поколения. Например, в доиндустриальной Европе большинство людей жили в сельской местности на фермах. Крестьяне жили в условиях феодального строя, где семья работала над достаточно небольшим земельным участком.

По наследству, земля не могла быть поделена между несколькими сыновьями, потому что в последующем разделе участки были бы слишком малы, чтобы прокормить семью. Таким образом, все сельскохозяйственные угодья в семье переходили по наследству к старшему сыну, который тогда имел достаточно ресурсов, чтобы жениться на одной жене и обеспечить семью. Последующие сыновья заполнили другие позиции в обществе, например, как солдаты или священники, которые часто оставались неженатыми.

В этом обществе, из-за нехватки пахотных земель, социальное положение, будучи женой фермера, было дефицитным ресурсом. Это и вызвало жесткую конкуренцию между европейскими женщинами. Чтобы сделать своих дочерей привлекательнее для перспективы вступления в брак, семьям начали выплачивать приданое жениху.

Женщины, которые не смогли выйти замуж заполняли другие социальные ниши, например, став старыми Девами, проститутками или монашками. Таким образом, в силу необходимости, моногамия стала характеристикой доиндустриального общества, где существовал значительный дефицит земельных участков.

Полиандрия — одна жена, несколько мужей

Многомужество очень редко встречается в человеческом обществе, но, тем не менее, по-прежнему присутствует в очень незначительной степени в некоторых современных культурах, например, в Тибете, Непале и Индии, хотя во многих случаях правительство запретило эту практику.

Многомужество, как правило, встречалась в среде, где пахотная земля являлась не только дефицитной, но и чрезвычайно сложной и трудной для обработки. Ввиду того, что это была трудоемкая работа, было необходимо несколько мужчин на каждой семейной ферме, чтобы иметь возможность поддерживать семью.

Таким образом, в силу необходимости многомужество, или полиандрия, стали приемлемыми в культурном отношении репродуктивной стратегии. Как правило, мужчины, вступая в полиандрию, брали своих братьев, так что потомство производило, по крайней мере, своих племянниц и племянников.

Конечно, качество и количество пахотной земли, доступной для общества это не единственная переменная для определения того, является ли общество, полигамным или нет. По сути, современное движение за моногамию в западном мире за последние века было в значительной степени подпитано идеалами Римско-католической церкви.

Тем не менее, нельзя отрицать, что есть уникальная и интересная связь между географией региона и культурой, которая определяет брак.

Сейчас часто можно слышать от женщин слова о том, что все мужчины полигамны, стремление к изменам заложено в их природе, и бороться с этим бесполезно.


Мол, можно следить за возлюбленным, проверять его эсэмэски и прочее, но когда подвернется благоприятная ситуация, он найдет возможность пойти на поводу у соблазна. Однако так ли это или все сложнее?

Моногамия - способ пищевого поведения

По мнению ученых, моногамия возникла задолго до появления хомо сапиенс. Впервые она появилась у неандертальцев - предков современных людей, которые ходили в звериных шкурах и жили в пещерах. Это было новой формой отношений, ранее неизвестной. Теперь самец заботился только о той самке, с которой он имел сексуальные отношения: доставлял ей еду, опекал ее, защищал, обеспечивал безопасность. Речь не шла о выращивании потомства, а лишь о самке (в природе и животном мире о потомстве заботится только мать, а отцов потомство мало волнует).

По мнению ученых, появление моногамии дало мощный толчок развитию человеческого вида. Главными здесь стали пищевые отношения пары. К появлению моногамии привело принятие отношений «секс за еду». Этот принцип повлиял на дальнейшее развитие человеческого рода больше, чем что-либо другое. Он заменил собой беспорядочные сексуальные связи, характерные для животных и древних людей.

Следствием этих новых отношений стал принцип «самка достается сильнейшему». Самец, который способен добыть наибольшее количество еды, вправе выбирать лучшую самку. Впоследствии это привело к уменьшению конфликтов между самцами, а также между племенами.

Постепенно самки перемещались от самых сильных, агрессивных и доминантных самцов к самым заботливым. В борьбе за самок самцы становились менееагрессивными. Это примиряло их друг с другом и делало возможным совместную охоту. А сообща всегда можно добыть больше пищи, чем поодиночке. Например, сообща можно завалить мамонта, а одному охотнику это не под силу.

Несмотря на то, что моногамия шла вразрез с естественным стремлением самцов к беспорядочным половым связям, позволяющим им оплодотворять максимальное количество самок, этот вид отношений все же победил. Моногамия была необходима для развития всего человеческого вида и позволяла его сохранить.

Кстати, у некоторых животных моногамия тоже развита. В частности, она существует у многих птиц. Например, моногамны лебеди, аисты, орлы, грифы, дикие гуси.

Среди млекопитающих моногамны обезьяны. Природа создает такие союзы с целью максимальной заботы о потомстве, и в ней участвуют оба родителя.

Полигамия - привилегия богатых и знатных?

Полигамия - это такая форма брака, при которой партнер одного пола имеет нескольких партнеров противоположного пола.

В современном мире есть много стран, где многоженство разрешено и даже поощряется. Оно является, в основном, привилегией богатых, знатных мужчин. Это вполне объяснимо: ведь муж обязан обеспечивать своих жен и детей, и обеспечивать достойно.

Чаще всего, первая жена является главной в доме и, по сути, хозяйкой в нем. Конечно, между женами бывают раздоры, но затем они притираются друг к другу, так как видят, что в их положении есть и плюсы. Например, домашний труд делится на всех, а значит, на долю каждой жены приходится меньше работы и больше свободного времени.

Ученые считают, что причиной появления полигамии было уменьшение количества мужчин в результате войн. Те представители сильного пола, которые возвращались с полей сражений победителями, брали себе по несколько жен. Таким образом род не прекращался.

Полигамия часто встречается в обществах с низким уровнем цивилизованности. Там большая часть женщин достается малому количеству мужчин (так называемых альфа-самцов).

Моногамия и полигамия - это природные инструменты регулирования популяции в обществе. Если в социуме много достойных самок и мало достойных самцов, способных обеспечить потомство, то создается благоприятная почва для развития полигамии.

Природа мудра, главным для нее является приумножение популяции и дальнейшее развитие вида. И она использует для этого любые инструменты и способы.

Петух — похотливая особь и может совокупляться с курицами до 60 раз единовременно. Однако он не спаривается с одной и той же курицей более пяти раз в день. После пяти раз петух совершенно теряет к ней интерес и не может добиться эрекции, но, будучи допущен к новой курице, начинает топтать ее с таким же восторгом, как и предыдущую. Это явление известно под названием «эффект петуха». Бык теряет интерес к корове после семи совокуплений, но пыл восстанавливается при знакомстве с другой коровой. Даже после десяти новых коров он все еще сохраняет завидный энтузиазм. Баран не вскарабкается на овцу более пяти раз, но с новой продолжает свое дело с неутихающей страстью. Попытка замаскировать бывшую возлюбленную мешком, надетым на голову, или парфюмерией результатов не дает: баран не может. Его не одурачишь. Таким способом природа обеспечивает столь широкое рассеивание семени, насколько это возможно, чтобы произошло максимальное количество зачатий, с которыми связано выживание вида. Здоровый молодой мужчина обладает приблизительно такими же способностями: он может около пяти раз, но шестой у него обычно не получается. Однако познакомьте его с новой женщиной и, как у петуха или быка, у него быстро начнет расти интерес (вместе с соответствующим органом).

Термин полигамия означает, что в один и тот же период времени мужчина или женщина имеют более чем одного партнера. По своей натуре человеческие особи не моногамны: до распространения иудейско-христианской идеологии более 80% человеческих сообществ исповедовали полигамию, главным образом, в целях выживания. Моногамия означает, что один мужчина постоянно связан только с одной женщиной, что является естественным состоянием для некоторых животных, таких как лисы, орлы и так далее. У моногамных животных мужская и женская особи обычно имеют приблизительно один вес, и родительские обязанности они выполняют в равных долях: 50:50. У полигамных особей самцы обычно крупнее, имеют более яркую окраску, более агрессивные и почти не имеют родительских обязанностей. Самцы полигамных животных сексуально созревают гораздо позже самок, что позволяет избежать конфликтов между старыми самцами и молодыми неопытными особями, у которых меньше шансов выжить в брачном бою. Мужчины по физическим требованиям соответствуют признакам полигамной особи, поэтому неудивительно, что моногамия ведет к постоянным конфликтам.

В животном мире размер яичек — в отношении к массе тела — служит главным показателем при определении уровня тестостерона. Однако размер яичек не обязательно связан с размерами тела. Горилла, например, весит в четыре раза больше шимпанзе, но у шимпанзе яички в четыре раза тяжелее, чем у гориллы. У воробья яички в восемь раз больше, чем у орла, если соотнести их вес с массой тела, и соответственно воробей известен как одно из самых похотливых маленьких созданий. Вот тут мы и подошли к сути: размер яичек определяет склонность мужчины к изменам или к моногамии. Африканская шимпанзе Бонобо имеет самые большие яички среди всех приматов и непрерывно совокупляется со всеми женскими особями, которые попадают в поле зрения. Могущественный самец гориллы, у которого имеется собственный гарем, может считать удачным год, в котором состоялось одно совокупление. По соотношению массы яичек к массе тела человек среди приматов находится где-то посередине. Это означает, что мужчины производят достаточно много тестостерона, чтобы не пропало желание переспать с каждой женщиной, но и достаточно мало, что удерживает их в рамках строгих правил моногамии, на которых настаивают женщины, религия и общество, в котором они живут. Радикально проблему мужских измен можно решить только одним способом — кастрацией. В таком случае мужчина не только станет моногамным, но ему к тому же не надо будет бриться, он не облысеет и будет жить гораздо дольше.

Половая распущенность запрограммирована в мозгу мужчины и является наследием его эволюции. На всем протяжении человеческой истории войны были связаны с истреблением в первую очередь мужчин, и поэтому постоянное воспроизводство было жизненно важной необходимостью. Мужчин после битвы возвращалось гораздо меньше, что вело к появлению большого количества вдов. Гарем представлял собой эффективное средство, позволяющее племени выжить.

Рождение мальчика считалось большой удачей, поскольку мужчин для защиты общины всегда не хватало. Девочка несла с собой разочарование из-за постоянного избытка женщин в племени. Такая ситуация оставалась неизменной сотни тысяч лет. В качестве наследия тех времен современный мужчина до сих пор обладает большим гипоталамусом и получает огромные дозы тестостерона, которые обеспечивают исполнение его древнего инстинкта продолжения рода. Реальность такова, что мужчина, как и большинство приматов и других млекопитающих, биологически не склонен к полной моногамии. Достаточным доказательством этого может служить гигантская индустрия, ориентированная почти исключительно на определенную потребность мужчины. Практически вся порнография, эротические видеофильмы, проституция, файлы Интернета со знаком Х предназначены для мужчин, что показывает: хотя большинство из них живет в моногамном браке, устройство мозга требует полигамной стимуляции. Следует, однако, помнить, что, обсуждая тягу мужчин к половой распущенности, мы говорим только о биологических наклонностях. Мы не пропагандируем половую распущенность, мы не подбираем аргументы в защиту права на измену. Мы живем сейчас в мире, кардинально отличающемся от мира прошлого, и наша биологическая природа часто вступает в противоречие с нашими ожиданиями и требованиями.

Тот факт, что действие произведено инстинктивное или обусловленное природой, не означает, что оно принесет нам пользу. Природа заложила в мозг мотылька программу, инстинктивно влекущую его к свету, что позволяет ему ориентироваться ночью по луне и звездам. К несчастью для себя, мотылек тоже живет в современном мире, который резко отличается от того, в котором он эволюционировал. И летит в ловушку для мотыльков и москитов, придуманную человеком. Действие инстинктивное и биологически обусловленное, но в результате мотылек попадает в ловушку и мгновенно сгорает. Понимание биологических наклонностей человека помогает ему сделать выбор и тем самым избежать самосожжения вследствие инстинктивных действий.

Мужское, безудержное и импульсивное половое влечение имеет ясную цель — обеспечить продолжение человеческого рода. Этим обеспечивается проведение полового акта при любых обстоятельствах, даже в присутствии потенциальной угрозы от врага, и в любом месте, где только представилась такая возможность. Кроме того, семя свое мужчина стремится разбросать как можно шире и так часто, как получится. С наступлением века моногамного брака биологическое влечение мужчины стало постоянным источником хаоса для пар, которые пытаются построить идеальные отношения. Это влечение есть причина номер один для большинства проблем современных отношений между мужчиной и женщиной.

Почему же природа не создала женщин нимфоманками, чтобы обеспечить продолжение рода? Ответ заключается в долгом периоде времени, требующемся для вынашивания ребенка и ухода за ним до возраста самостоятельного выживания. У таких видов животных, как кролик, например, период вынашивания длится шесть недель, и новорожденный может самостоятельно прокормиться, убежать от врага и спрятаться уже через две недели. Папаше-кролику не требуется защищать или кормить его. Новорожденный слоненок или олененок могут бежать вместе со стадом практически сразу, как только появились на свет. Даже наш двоюродный брат — шимпанзе — выживет, если останется сиротой в шесть месяцев. У женщины период вынашивания длится девять месяцев, причем значительную часть этого периода физически она ограниченно дееспособна, а доведение ребенка до возраста, когда он может в принципе выжить сам, занимает не менее пяти лет. По этой причине женщина тщательно анализирует, может ли потенциальный отец обеспечить пищу, кров и защиту от врагов. Женский мозг запрограммирован на поиск такого отца, который будет привязан к ней достаточно долго, чтобы обеспечить благополучное развитие ее детей. По этой причине женщина ищет долговременного партнера.

Когда мимо проходит женщина с отличной фигурой, мужчина, у которого периферийное зрение слабое, поворачивает вслед за ней голову и впадает в состояние транса. Если пара идет по улице, и в пределах видимости, покачивая бедрами, появляется Мисс Мини-юбка, женщина с ее отличным периферийным зрением регистрирует ее появление гораздо раньше мужчины. Женщина быстро проводит в уме сравнение между собой и потенциальной соперницей, обычно делая вывод не в свою пользу. Когда наконец и мужчина замечает ее, немедленно следует приказ: «Не засматривайся!» У женщины в такой ситуации обычно возникают в голове две огорчительные мысли: первая — она ошибочно полагает, что мужчина может предпочесть ей эту женщину; вторая — ей кажется, что она не столь привлекательна сравнительно с появившейся соперницей. Мужчин обычно привлекают изгибы тела, длина ног и прочие женские формы. Любая женщина с приемлемыми формами и пропорциями не пройдет мимо его внимания.

[ Если вы сворачиваете себе шею, заглядываясь на красотку, то рискуете оказаться под колесами грузовика. Если вы не знаете, как лучше подойти к ней и с чего начать разговор, то, скорее всего, упустите отличную возможность познакомиться… и будете долго об этом сожалеть. Если вы не пригласите ее на свидание, то это сделает кто-нибудь другой. А вам останется только связать свою жизнь с тем, что попадется… Не соглашайтесь на посредственные результаты в личной жизни! На практических пикап тренингах Академии Знакомств с использованием спецоборудования вы научитесь уверенно знакомиться и легко соблазнять тех женщин, о которых раньше могли только мечтать. ]

Тот факт, что мужчина заглядывается на женщин, вовсе не означает его желания немедленно затащить ее в свою постель, но является постоянным напоминанием: он — мужчина, и на него в процессе эволюции возложена обязанность не упускать ни одной возможности для увеличения численности своего племени. В конечном итоге он даже не знает этой женщины и всерьез думать о продолжительных отношениях с ней не может. Тот же принцип действует при просмотре разворота в эротическом журнале. Когда перед ним оказывается фотография обнаженной женщины, он не оценивает, хороша ли она как личность, умеет ли готовить или играть на пианино. Он смотрит на изгибы, формы и физическое состояние — и только. Для него восхищение красивыми бедрами и свежим окороком в витрине носит один и тот же характер. Если мужчина засмотрелся на постороннюю женщину, к его постоянной любви это никакого отношения не имеет — просто по своему биологическому устройству он не может иначе.

Мужскому мозгу требуется разнообразие. Как и у большинства самцов млекопитающих, его мозг запрограммирован на поиск возможно большего числа здоровых партнерш. Вот почему мужчины так любят новинки типа сексуального белья в моногамных отношениях. В отличие от других млекопитающих человек может обманывать себя, веря, что у него гарем из разных женщин, хотя это одна и та же надевает разную одежду и белье. Полная аналогия с мешком, которым пытались замаскировать овцу. Большинству женщин известно, какое воздействие оказывает переодевание, хотя мало кому известно, почему оно такое сильное. Женщины, пользующиеся сексуальным бельем, реже страдают от мужских измен по сравнению с теми, кто предпочитает обычное. Вот один из способов удовлетворить мужское стремление к разнообразию, не нарушая при этом моногамии.

/ Алан и Барбара Пиз /