Узник литературный комментарий с элементами анализа. Анализ стихотворения «Узник» (Пушкин А. С.). Структурный анализ стихотворения

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,




И вымолвить хочет: «Давай улетим!




Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Анализ стихотворения "Узник" для школьников

Стихотворение великого русского поэта было написано в 1822 году. Оно состоит из 3х четверостиший, в которых поэт представляет грустный сюжет жизни птицы в темнице. Две птицы были заточены внутрь сырого помещения с решётками на окне, чтобы не улетели.

Проблематика данного произведения относится к периоду жизни Александра Сергеевича Пушкина 1820-1824х годов (одна тысяча восемьсот двадцатого - одна тысяча восемьсот двадцать четвёртого годов). В этот период великий поэт был отправлен в ссылку в город Кишинёв на службу Российской империи (в настоящее время Кишинёв - это город на территории Молдавии). Эта ссылка на службу в отдалённую провинцию воспринималась поэтом как заточение в тюрьму.

Жизнь среди голых равнин и холмов и служба в канцелярии отличалась от жизни в Санкт-Петербурге, наполненной приятными впечатлениями от встреч с образованными людьми, балами и пирами, о которых поэт часто пишет в своих литературных произведениях (например, "Друзьям", "Прости мне, милый друг...", "Медный всадник").

Сюжет стихотворения развивается от грустного и унылого к возвышенному, одухотворённому.

Первое четверостишие представляет читателю крайне печальную картину: губительную темницу, которая ограничила волю и свободу молодого орла. Орёл - это символ свободы. Птица в небе всегда воспринимается людьми как символ веры в лучшее, счастливой свободной жизни. Контраст образа вольной и сильной птицы с образом сырой тюрьмы с решёткой на окне пробуждает в читателе сопереживание к этому персонажу.

Конечно, за образом молодого орла читатель узнаёт самого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Почему томится и почему так печален орёл? Мы, увы, не знаем.

Второе четверостишие открывает новые грани творческого таланта великого русского поэта. Из безвыходной ситуации ищет выход не только он, но и его товарищ. (Приводим текст второго четверостишия)

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай улетим!

Необычный сюжет предстаёт вниманию читателя. Снова автор удивляет и насыщает воображение читателя. Очень тонко автор представляет основную мысль этого стихотворения в виде побуждающей короткой фразы: "Давай, улетим!" Тем самым привлекает внимание читателя к своему стихотворению ещё больше. Ожидание свободы, надежда на то, что птица вернётся в естественную среду, которой она принадлежит, - это заставляет глубоко переживать и сочувствовать героям произведения.

Третье четверостишие звучит ещё более взволнованно. С трепетом, торжественно, громогласно друг заявляет другу:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Последний стих возвращает чувства и жизнь в это произведение. От чистого сердца, необычайно ясно и вдохновляюще звучат слова героя произведения. Так поэт достигает единения с читателем, вызывает дружеские чувства. Это произведение заставляет задуматься о судьбе человека в неволе. Человека великого, рождённого в свободе и для высоких целей!

Таким предстаёт молодой орёл, которым является русский поэт А.С. Пушкин.

Углубленный анализ творчества А.С. Пушкина в стихотворении "Узник"

С большим уважением мы относимся к творчеству А.С. Пушкина, талантливого представителя Золотого века русской поэзии. Ещё большее вдохновение способен чувствовать гениальный автор стихов, поэтому ссылка в Кишинёв воспринималась болезненно. Пушкин создаёт свой гениальный призыв к свободе, к освобождению, и воплощает его в стихотворении "Узник".

В этом стихотворении соединены два противоречащих образа. В череде ужасных образов тюрьмы, уныния появляются образы совершенно иной природы. Вольные птицы, жители неба, поглощены мраком заточенья, окованы пороком жестокого мира.

Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.

К образу молодого орла присоединяется его товарищ по несчастью. Мы видим, он сопереживает чувствам автора, в нём автор находит родственную душу.

В его крике, вольном, в его взгляде, одухотворённом, он находит призыв к свободе. Это совершенно простые, естественные мотивы от чистого сердца. Только так, открывая душу, можно понять речь птицы, в её вызове читает автор воспоминания о свободной жизни, столь недоступной в стенах темницы.

Стихотворение Пушкина «Узник» при самостоятельном чтении не вызывает активного отклика и живого интереса: современным детям практически незнакомы чувство несвободы и горячее стремление к вольности и независимости. Поэтому необходимо подготовится к восприятию произведения, познакомится с эпохой и фактами биографии Пушкина, которые приблизят поэта к нам, помогут понять его настроения, сделать стихотворение волнующим и близким.

Жить Александру Сергеевичу пришлось в непростое время, сложное и прекрасное одновременно. Это была эпоха позорного крепостного права и величайшей славы русского духа и русского оружия: ведь только Россия смогла остановить победное шествие Наполеона по Европе и одержать победу над непобедимым прежде полководцем. Пушкин был мальчиком — лицеистом, когда полки русской армии суровым маршем через Царское Село шли к местам сражений. И эта картина навсегда врезалась в память будущему поэту.

Позднее здесь же, в Царском Селе, юный Пушкин познакомился и подружился со многими офицерами, принесшими из военных походов дух вольности и свободолюбия. Дух вольности царствовал и в самом Лицее, где прежде всего ценились товарищество, честь, чувство собственного достоинства, уважение к человеческой личности.

Из Лицея Пушкин вынес дух вольности, непримиримости к любому притеснению, кипучую энергию и желание послужить добру и свободе. В его стихах звучали идеи свободы, призыв к борьбе за неё, обличение тех, кто подавлял стремление к ней. За эти идеи и настроения вскоре и поплатился молодой поэт: он был сослан на юг России.

Когда Пушкин жил в Кишинёве, он был под присмотром. Окна нижнего этажа дома, где жил поэт, закрывались чугунными решётками. Из окон видны были разгуливающие между клумбами птицы, а у входа в дом гневно метался прикованный цепью за лапу орёл. Комната казалась поэту тюрьмой. Бывал он и в настоящей тюрьме, или остроге, как её тогда называли, беседовал с арестантами, которые рассказывали ему о своих судьбах. Во дворе острога тоже жили пленные орлы. Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».

Главные герои стихотворения — узник и орёл. Определение «узник» относится К обоим: один сидит «за решёткой в темнице сырой», другой — «под окном» — там, где не может находиться вольная птица — орёл. Потому и называет его узник своим «грустным товарищем». Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» — клюёт и бросает», потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином — следовательно, не имеет для него никакой ценности и привлекательности. А что ещё роднит этих героев? Узник, как и молодой орёл, полон сил и чувствует сходство своей судьбы с судьбой пленной птицы. Орёл и узник будто «братаются»: узник называет орла своим товарищем, а в мысленном обращении орла к человеку звучит тёплое слово «брат». Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие: «Как будто со мною задумал одно», «Мы вольные птицы … » Отчего у нас возникает ощущение несправедливости? Орёл — могучая вольная птица — в неволе, он лишён небесного простора и возможности свободного полёта. Молодой герой заперт в темнице. Его мощь, силы и энергия не могут проявиться и истощаются в бездействии и заточении. Темница душная, сырая, тёмная, а за её пределами свет, воля, ветер, морские просторы, горные вершины.

При прочтении стихотворения какая картина рисуется вашему воображению? Видятся безбрежная синь моря, его лазурные воды, пронизанные золотыми лучами солнца; лёгкий ветер волнует их. За прибрежными скалами, согретыми солнечным светом, открываются далёкие горные вершины, покрытые сверкающим снегом. Над морем парят крикливые чайки, а со скалы гордо наблюдает за ними царственный орёл. Он опустился на камень только на минуту, чтобы через мгновение снова взмыть в поднебесье, стремительной тенью пронестись над морем и умчаться к снежным пикам на горизонте …

Стихотворение «Узник» пользовалось большой популярностью и не случайно стало народной песней. Этого удостаивается далеко не каждое лирическое произведение. Как вы думаете, почему это произошло? Созданное в эпоху крепостной неволи, оно оказалось созвучным настроениям народа, лишённого свободы. Мечта об освобождении жила в сердце каждого крестьянина. И не только. Ведь порой и дворяне вынуждены были жить с оглядкой, скрывая чувства и мысли, особенно если их взгляды не совпадали с государственными.


Из названия видно, что во время написания произведения он находился в заточении. Это было в 1822 году во время Кишиневской ссылки. Именно там формировались взгляды поэта. Он знакомился с будущими декабристами, не раз ввязывался в дуэли и частенько был под домашним арестом.

Там всего двенадцать строк. Размер – амфибрахий. Все рифмы парные.

Сюжет делится на три логические части: грусть во время заточения, надежда на будущее и счастливое освобождение. Особое внимание привлекает контраст между заточением и свободой. Если в начале мы видим тюремную камеру с небольшим окном, то в конце перед лирическим героем открывается весь мир.

Динамику стиха Узник обеспечивают глаголы. Их особенно много во второй переходной части. Именно там все сосредоточено вокруг силы воли. Еще далеко до свободы, но главный герой уже верит в нее, он жаждет ее.

Кроме узника вторым героем выступает орел. Это товарищ узника, с которым у них общее видение. Они оба хотят быть свободными. Символизм подчеркивает решительность. Символами свободы считаются море, ветер, орел, горы. Тюрьма в этом произведении не является чем-то вечным. Это просто один из жизненных этапов.

Художественные средства здесь занимают малую часть, но они очень сильные. Например, эпитет «сырая темница» сразу сгущает краски.

Обновлено: 2017-07-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

1. Стихотворение "Узник" было написано А.С. Пушкиным в 1822 году во время южной ссылки в г. Кишинёв, которую свободолюбивый поэт воспринимал как заточение.

2. Тема стихотворения - потеря свободы и надежда на освобождение. Основная идея "Узника" - это мысль о том, что любому человеку, а поэту особенно, необходима свобода и право выбора.

з. Произведение состоит из трёх четверостиший. В последнем четверостишие поэт использует рефрен (три последние строчки начинаются со слов "Туда, где..."), обращения ("Пора, брат, пора!") и восклицательные знаки для усиления и выражения эмоционального накала.

4. Главный герой - узник, единственный товарищ которого - "вскормлённый в неволе орёл молодой". Образ орла - собирательный, это товарищ поэта по несчастью, любой свободолюбивый человек, пострадавший от властей и несправедливости.

5. Для усиления драматизма поэт использует такие устаревшие слова, как "узник", "неволя", "темница", "вскормлённый".

6. Стихотворение относится к гражданской лирике.

7. В первом четверостишии преобладает мрачное настроение, "узник" находится в отчаянии. Но к концу стихотворения появляется надежда, появляются бунтарские мотивы и призывы к освобождению.

8. Стихотворение написано попарной рифмой (ААББ).

9. Произведение вызывает чувства жалости к узнику и надежду на торжество справедливости.

1. Стихотворение "Узник" было написано А.С. Пушкиным в 1822 году во время южной ссылки в г. Кишинёв, которую свободолюбивый поэт воспринимал как заточение.

2. Тема стихотворения - потеря свободы и надежда на освобождение. Основная идея "Узника" - это мысль о том, что любому человеку, а поэту особенно, необходима свобода и право выбора.

з. Произведение состоит из трёх четверостиший. В последнем четверостишие поэт использует рефрен (три последние строчки начинаются со слов "Туда, где..."), обращения ("Пора, брат, пора!") и восклицательные знаки для усиления и выражения эмоционального накала.

4. Главный герой - узник, единственный товарищ которого - "вскормлённый в неволе орёл молодой". Образ орла - собирательный, это товарищ поэта по несчастью, любой свободолюбивый человек, пострадавший от властей и несправедливости.

5. Для усиления драматизма поэт использует такие устаревшие слова, как "узник", "неволя", "темница", "вскормлённый".

6. Стихотворение относится к гражданской лирике.

7. В первом четверостишии преобладает мрачное настроение, "узник" находится в отчаянии. Но к концу стихотворения появляется надежда, появляются бунтарские мотивы и призывы к освобождению.

8. Стихотворение написано попарной рифмой (ААББ).

9. Произведение вызывает чувства жалости к узнику и надежду на торжество справедливости.

10. Стихотворение "Узник" занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина, так как отражает гражданскую позицию не только автора, но и большинства свободомыслящих людей. Под его влиянием многие писатели и поэты создавали свои произведения ("Узник" М.Ю.Лермонтова).

Тема свободы в стихотворении А.С.Пушкина «Узник»
В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были «крамольные» стихотворения вроде оды «Вольность» и «Деревня», меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства, Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого, Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы — в Кишинев.
Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой; вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря — оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров* с ними. *
Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал... И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение «Узник».
Стихотворение невелико по объему; в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
Идея стихотворения «Узник» — призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе — в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. «Давай улетим!» — призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» В этих словах — мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным.
Свобода — естественное состояние каждого живого существа.
«Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенно е, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: «Давай улетим!» Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он — в словах: лишь ветер... да я!
Интересно то, что в «Узнике» ни разу не встречается слово «свобода», в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода — вот к чему стремились герои стихотворения, свободы — вот чего не хватало его автору.