История великой любви: нефертари и рамзес ii. Прекрасная спутница нефертари История Долины Цариц

Одним из самых великих Египетский фараонов был Рамзес второй. Он совершил много побед и построил много величественных храмов, еще при жизни Рамзеса признали богом, а культ его еще долго сохранялся в Египте.
Из построек Рамзеса поражает своими масштабами Гипостильный зал в Карнаке, там же сохранились две величественные статуи - самого Рамзеса и его любимой жены царицы Нефертари. Ее одну Фараон, имевший около 10 жен и неисчислимое количество наложниц, хотел видеть вместе с собой в загробном царстве Осириса.
Рядом со статуями сохранилась надпись:

«Я поставил ее слева, там, где мое сердце, что бы во все века люди знали, что я люблю ее»

О происхождении царицы практически ничего не известно; тем не менее, она именуется «знатной дамой» или «наследственной знатностью», то есть очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Судя по некоторым данным, она принадлежала к семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии; этот факт, видимо, скрывался, так как родственная связь с ближайшим окружением фараона-реформатора Эхнатона могла бы скомпрометировать царицу... Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как "Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение. Другие говорят, что она - внучка Яхмоса... В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.). Итак, собственно история царицы:

В 1299 году до н.э в семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии родилась девочка. Имя ей Нефертари Мэренмут. Нефертари означает "Прекрасная спутница" и Мэретенмут — "Возлюбленная богини Мут". Родилась она раньше положенного срока и была очень слаба. Мать, глядя на её крохотное худенькое тельце, с тоской думала, что этого ребёнка она тоже потеряет...

Прошло 15 лет. Нефертари осталась жива. Но слабость была во всех её движениях... Однажды к ним в дом пришли суеки и объявили волю фараона Сети I: Мэренмут должна стать фиктивной женой его старшему сыну, 19 - летнему Рамсесу. Брак означал лишь сделку и через несколько дней девушку, одетую в свадебный наряд, должны были привести во дворец.


Нефертари же отнеслась к этому событию как к подарку судьбы. И невозможно передать, с каким волнением вошла она в покои фараона Сети I. И в тот миг, когда глаза её нашли юношу, сердце её перестало биться. Она начала падать и Рамсес бросился вперёд, чтобы поддержать её. Когда девушка пришла в себя, его крепкие руки всё ещё держали её и от их тепла, от его взгляда, исполненного горячего сочувствия к ней, кровь в её жилах... изменила свой химический состав. И сердце, которое 15 лет билось еле-еле, застучало энергично и страстно. Любовь своим божественным сияньем озарила всё её существо. И с таким обожанием она смотрела в глаза своему спасителю, что и Рамсес не мог оставаться равнодушным.

Странное волнительное чувство нежности сбило его дыханье и...
- Он поцеловал её!
- Он целует её!
-Они целуются! - шёпот присутствующих сопровождал их первый поцелуй.

Прошло пять лет. За это время Нефертари подарила Рамсесу трёх сыновей, с которыми юный отец проводил всё своё время. В 1279 г до н.э. Сети I о фициально объявил сына своим преемником. С этого дня все мысли египтянина были заняты государственными вопросами… Рамсес реорганизовал армию и создал сильный военный флот, что позволило отразить нашествие народов моря. Много беспокойства доставляло Хеттское государство. На пятом году правления, после битвы при Кадеше, которая закончилась ничьей, Рамсес II принял решение послать брачные стрелы хеттской принцессе Маатхорнефруре. Он надеялся, что его брак с дочерью правителя хеттов будет способствовать укреплению добрых взаимоотношений между державами.
-Самая прекрасная, возлюбленная Мут, - говорил фараон Нефертари, не выпуская из своих ладоней её маленьких рук, - С этого дня ты не будешь безраздельно владеть моим телом, но по-прежнему моё сердце будет любить только твои нежные руки, только твои удивительные глаза…
Когда дверь за супругом закрылась, Нефертари почувствовала головокружение, её руки бессильно упали вдоль тела, на пол скользнула расшитая ею подвеска, которую она хотела одеть любимому, но не успела... он опередил её своими убийственными речами и теперь это уже не имело никакого значения... Её кровь за считанные секунды изменила свой химический состав... Сердце, так радостно стучавшее все эти счастливые годы, начало отсчитывать удары всё медленнее и медленнее...
Узнав о болезни Нефертари, Рамсес навестил ее. Когда он взял её маленькую руку в свою и прикоснулся горячими губами к её лбу, тело египтянки встрепенулось... Как бутон цветка, Нефертари раскрывалась навстречу любимому...
-Ты - моя жизнь! Моё - счастье! Прошу тебя, останься!
Но фараона ждали важные дела. Он уехал на несколько дней, а вернувшись, услышал страшное известие: Нефертари в беспамятстве... Не сняв дорожной одежды, он стремительно вбежал в спальню первой жены и, упав на колени, приник губами к безжизненной руке...
-Моя маленькая Мут... самая прекрасная... возлюбленная моя...
Рамсес стал покрывать поцелуями её тело, пытаясь разжечь огонь жизни...
Он гладил её руки, плечи, ноги... мычал какие-то песни... Под утро он заснул...
Не приходя в сознание, Нефертари Меренмут умерла в его объятьях...
Пройдут годы и Рамсес воздвигнет грандиозный храм Ибшек в Абу-Симбеле в Нубии. Фасад святилища будет украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых будут стоять колоссы Нефертари в образе богини Хатхор.

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II, известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних. Ее имя переводилось как "Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе. Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта" и "Госпожа Двух Земель".

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога... Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу - Симбел... В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце». Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают удивительный фасад. Две статуи изображают царицу, четыре - царя. Нефертари увенчана короной из двух высоких перьев и рогов, между которыми находится солнечный диск. Она является воплощением Хатхор, богини неба и покровительницы Нубии. Рядом с Рамсесом изображены маленькие статуи сыновей, фараона; рядом с Нефертари - дочери фараона. Те и другие представлены в образах жрецов и жриц.


План храма прост: зал покоится на шести квадратных опорах, проход из него ведет в вестибюль, расположенный поперек основной оси, и далее - в святая святых.

Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения. Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Но атмосфера в храме царицы отличается от атмосферы храма фараона. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает все вокруг своей благородной красотой. Вошедших очаровывает незримое присутствие великой царицы.

При входе в храм изображен фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды. На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздает почести Амону-Ра и Хору.

На опорах изображены приношения цветов божествам. На левой стене зала, если смотреть от входа в сторону алтаря, изображено как фараон получает ожерелье менат из рук Хатхор. Затем Хор и Сет увенчивают его короной. Эта сцена подчеркивает созидательный характер царской власти. Царица протягивает систр и цветы богине Анукет, фараон подносит Маат Амону-Ра.

На правой стене зала изображена царица с систром и цветами, за ней - фигура Хатхор; фараон приносит цветы богу с головой барана, Харсафесу. Далее царица предстает перед Хатхор Дендерской, супругой Хора Эдфусского, а фараон подносит вино Ра-Хорахти.

На стене вестибюля высечена сцена, которая имеет огромную художественную ценность, - Хатхор и Исида, коронующие Нефертари. Рядом царица протягивает цветы Хатхор, изображенной в виде коровы с солнечным диском между рогами.

Предлагая цветы богине Та-Урет, «великой», царская чета просит, чтобы небесные силы покровительствовали всему созданному ими на земле. Фараон приносит цветы Хатхор, чтобы их тончайшее благоухание умилостивило богиню.

С обеих сторон от врат, ведущих в святая святых, изображен фараон, подносящий цветы трем ипостасям Хора и вино Амону-Ра, цветы Хнуму, Сатис и Анукет (божественной триаде, которой поклоняются в Нубии) и вино Ра-Хорахти. Благоухания цветов, возможно, связаны с таинствами Хатхор, вино - с мистериями Осириса.

В святая святых царская чета находится в обществе двух божественных матерей, Хатхор и Мут. На стенах главной, наиболее сакральной части храма изображена корова Хатхор. Она появляется как бы из другого мира, преодолевая границу между мирами...

По повелению Рамзеса II была создана могила для Нефертари высеченная в Долине Цариц, названная древними "Место Красоты". Эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику...

В 1904 году Эрнесто Скиапарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц; ее расписанные рельефы, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства.

Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам — разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов — хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Покрытые неувядающими красками рельефы гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» («Книги Мертвых») и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».

Первая камера гробницы (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида.
Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом.

Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице.
Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Далее проход расширяется; образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея. Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру. Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.
Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.

Нисходящий проход ведет из камеры на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.


Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы (10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения, предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка сохранилась практически полностью только в одной камере.
Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

На стенах камеры второй камеры сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.

Декорировка камеры третьей практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.

Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

В Рамессеуме, вну-шительном погребальном храме Рамсеса II в Фивах, в верхней части второго пилона на высоте более 10 м, расположено необычное изображение праздни-ка Мин, в котором Нефертари танцует перед священным быком. Была ли это дань уважения отцу невесты, преемнику Тутанхамона? Хотя она родила Рамсесу 5 или 6 сыновей, некоторые из которых, подобно самому любимому — первенцу Амун-Хи-Венемефу, умерли в молодости. Судьбе было угодно, чтобы никто из них не взошел на престол. Наследником Рамсеса II стал его сын (принц Мернептах) от другой царской невесты, царицы Исиды-Нофрет, чья гробница до сих пор не обнаружена и находится предположительно в некропо-ле Саккары. Время и причина смерти Нефертари точно неизвестны, но она случилась до празднования тридцатой годовщины правления Рамсеса — в памятной надписи этого и последующих периодов больше не упоминается имя возлюбленной жены.

Общий вид на Долину Цариц

Долина Цариц, известная в древности как «долина детей фараона», — археологическая зона на западном берегу Нила, рядом с долиной Царей, на противоположном берегу от Луксора (древние Фивы). В долине было открыто до семидесяти высеченных в скале гробниц жён и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Все захоронения относятся к 18-й, 19-й либо 20-й династиям (ок. 1550—1070 гг. до н. э.) Более других впечатляет гробница жены Рамзеса Великого, Нефертари, в которой прекрасно сохранился обширный комплекс полихромной фресковой живописи.

Найдены ноги царицы Нефертари - гласит научная статья в интернет-издании PLoS ONE. Несмотря на то, что утверждение звучит фривольно, открытие это самое что ни на есть серьезное.
Почерневшая, сильно поврежденная и официально "ничейная" пара мумифицированных ног возрастом 3200 лет около века находилась в Египетском музее Турина. Из Долины цариц их вместе с рядом других артефактов привез итальянский дипломат и археолог Эрнесто Скиапарелли.

В 1904-м он совершил свое главное открытие: нашел погребение Нефертари, первой и любимой супруги фараона Рамсеса II из XIX династии, правившего в 1279-1213 до н.э. Гробницу разграбили еще в древности, как и большинство погребений некрополя. Грабители забирали ценные предметы и уничтожали мумии в поисках драгоценностей под бинтами. Похожая судьба ждала и гробницу Нефертари. Открыв погребение Скиапарелли нашел лишь остатки саркофага, слегка поношенные сандалии, несколько десятков погребальных статуэток ушебти с написанным именем царицы, поломанную мебель и мумифицированные ноги в луже грязи.
Было подозрение, что это останки той самой прекрасной царицы, но доказательств не было. Принадлежность останков решила выяснить международная группа ученых во главе с египтологом Михаэлем Хабихта из Института эволюционной медицины при университете в Цюрихе и Франка Рюли, главы этого института. Останки Нефертари чрезвычайно важны для истории и египтологии, поскольку она - одна из самых знаменитых правительниц стародавнего Египта.

Красивая и таинственная

Нефертари - одна из самых интригующих личностей в истории. Многие путают ее с Нефертити, женой Эхнатона из XVIII династии, жившей за 100 лет до Нефертари.

Составить впечатление о Нефертари можно благодаря святыне в Абу Симбеле, где ей воздвигнута статуя такого же размера, как и ее мужу Рамсесу II. Хотя обычно супругов фараонов изображали в виде небольших фигур, которые еле достигали колен правителя. Неизвестно, откуда она, кем были ее родители, как прошло ее детство и когда она вышла замуж за Рамсеса. Создается впечатление, будто ее и не существовало до 1279 г до н.э, когда ее муж стал фараоном. С того времени она стала появляться в хрониках, поскольку сопровождала его в ходе различных церемоний и поездок. За 25 лет супружеской жизни Нефертари родила ему четырех сыновей и как минимум четверых дочерей. Хотя в общем детей у Рамсеса II было куда больше: по разным источникам их количество колеблется от 100 до 170. Их рожали не только жены Рамсеса, но и его наложницы.

Последнее упоминание о Нефертари касается открытия святыни в Абу-Симбеле на 24-м году правления Рамсеса II. После этого Нефертари пропала. Ее не было даже на самом важном для фараона мероприятии хеб-сед - "празднике тридцатилетия (царствования правящего фараона)". По мнению египтологов отсутствие Нефертари на 30-й годовщине коронации может означать, что она умерла. Правда, причина смерти царицы, которой на то время было около 40-50 лет, нигде не упоминается.

Мумия Нефертари находилась в искусно отделанном саркофаге из розового гранита в самом богатом захоронении Долины цариц - его стены украшали сцены из путешествия царицы по полям Иалу в царстве Осириса, раю древних египтян.

Что можно прочесть по костям

Останки из туринского музея ученые исследовали методом радиоуглеродного анализа, а также антропологическими, палеопатологическими, генетическими и химическими методами. Материал исследования - части двух бедренных костей, коленная чашечка и верхние части двух берцовых костей. В очень плохом состоянии.

На основании размера коленей ученые установили, что ноги принадлежали щуплой женщине ростом 165-168 см. Поскольку рентген правого колена показал признаки атеросклероза, следователи предположили, что женщине было около 40 лет. Если останки принадлежат Нефертари, то она была на 10-12 см выше большинства египетских женщин времен Нового царства. То есть, была ростом со среднего египетского мужчину.

Подтвердить то, что останки, найденные Скиапарелли, действительно принадлежат Нефертари, можно и при помощи египтологов. В частности, о царском происхождении женщины должны свидетельствовать погребальные обычаи, исторические данные и находки, сделанные в гробнице. В частности, методы бальзамирования, которые использовались во времена Рамсеса, царские сандалии (на современный 39-40 размер ноги), изготовленные из трав, пальмовых листьев, папируса и выдержанные в характерном для времен Рамсеса стиле, а также найденные в гробнице фрагменты саркофага и множество предметов (фигурки ушебти, остатки керамики), на которых было написано имя хозяйки - Нефертари.

Анализ ДНК в целом не удался - образцы были сильно загрязнены. А вот данные радиоуглеродного анализа внесли в результаты исследований определенную путницу. В частности, результаты свидетельствуют о том, что останки могли принадлежать человеку, живущему за 200 лет до Нефертари. Впрочем, ученые отмечают, что дискуссии о расхождениях между данным радиоуглеродного анализа и принятой моделью египетской хронологии ведутся не первый год.

Вероятнее всего мумифицированные ноги действительно принадлежат царице Нефертари. Но утверждать это со стопроцентной уверенностью ученые, к сожалению, не могут.

Сикстинская капелла древнего Египта

Нефертари Меренмут - полное имя царицы -означает "прекрасная спутница".Ее называют самой любимой из пяти супруг фараона, уже на первом году самостоятельного правления фараона Рамсеса II Нефертари считалась главной царицей. Ее изображение можно увидеть рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре - Нефертари непременно изображали рядом с Рамсесом, пока ее место не заняли принцессы. Сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе, "неизвестной" царицей из Берлинского музея тоже предположительно является супруга Рамсеса ІІ. Самый большой памятник царице - храм Ибшек в Абу-Симбеле, к северу от святилища самого Рамсеса II. Он украшен огромными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.

Гробницу царицы называют Сикстинской капеллой древнего Египта - полихромные росписи на стенах считаются самыми выдающимися произведениями искусства эпохи Нового царства. Из-за плохого качества известняка, в котором вырублена гробница, и соленых грунтовых вод к 70-м годам прошлого века росписи на стенах находились на грани исчезновения. В рамках специального реставрационного проекта "Нефертари" Египетская служба древностей и Институт консервации Поля Гетти на протяжении шести лет занимался реставрацией гробницы. В ноябре 1995-го гробницу вновь открыли для посетителей.

Во времена Восемнадцатой династии был период, когда Египтом правила семья царицы Нефертити. Царица и муж ее, фараон Эхнатон, отвергли древних египетских богов и стали поклоняться таинственному богу солнца Атону . Нефертити посмертно осудили как еретичку, однако Египтом продолжала править ее дочь Анхесенамон вместе со своим сводным братом Тутанхамоном. В возрасте приблизительно девятнадцати лет Тутанхамон умер от болезни, и престол захватил отец Нефертити - визирь Эйе, который властвовал всего год. После его смерти из царской семьи осталась в живых только младшая сестра Нефертити - Мутноджмет.

Полководец Хоремхеб, понимая, что Мутноджмет сама не сможет заполучить египетский престол, желал узаконить собственные на него притязания и принудил ее выйти за него замуж. Мутноджмет скончалась в родах; так завершилась эта эпоха в истории страны. Хоремхеб положил начало Девятнадцатой династии, передав трон военачальнику Рамсесу. Но Рамсес Первый был уже немолод; вскоре он умер, и корона перешла к его сыну, фараону Сети.

И в 1283 году до нашей эры род Нефертити представляла только дочь Мутноджмет - Нефертари, сирота, живущая при дворе фараона Сети Первого.

Мне кажется, что если посидеть в тишине, подальше от дворца, от придворной суеты, то я смогу припомнить себя в самом раннем детстве. Смутно видятся гладкие плиты пола, приземистые столики с ножками в виде львиных лап. Помню запахи кедра и акации от ларцов, в которых няня хранила мои любимые игрушки. Если посидеть денек под сикоморами, где ничто, кроме ветра, не отвлекает моих мыслей, то вспоминаются звуки систров , звеневших во внутреннем дворе, где курились благовония. Но картины эти выглядят очень туманно, словно смотришь сквозь толстое полотно, а первое мое явственное воспоминание - Рамсес, рыдающий в темном храме Амона .

То ли я упросила, чтобы мне позволили пойти с ним, то ли няня, которая хлопотала у ложа больной царевны Пили, не заметила моего ухода. Мы шли по темным залам храма, и лицо Рамсеса сделалось в точности как у нарисованной на фреске женщины, молившей о милости богиню Исиду. Мне было шесть лет, и болтать я могла непрерывно, но понимала уже достаточно многое, а потому в тот вечер рта не раскрыла.

В дрожащем свете нашего факела мимо проплывали изображения богов. Мы достигли внутреннего святилища, и Рамсес произнес:

Жди здесь.

Я подчинилась и спряталась подальше в тень, а он подошел к огромной статуе Амона, освещенной расположенными по кругу светильниками. Рамсес опустился на колени перед творцом всего живого. У меня в висках стучала кровь, заглушая и без того еле слышный шепот, но последние слова Рамсес выкрикнул:

Помоги ей, Амон! Ей только шесть лет. Прошу, не позволяй Анубису забрать ее. Она совсем дитя!

У противоположной двери святилища что-то шевельнулось; шорох сандалий по каменному полу дал Рамсесу понять, что он не один. Рамсес поднялся, вытирая слезы, а я затаила дыхание. Словно леопард, из тьмы возник человек. На плечах у него, как у всех жрецов, лежала пятнистая шкура, левый глаз зловеще багровел, словно озеро крови.

Где фараон? - сурово спросил верховный жрец Рахотеп.

Девятилетний Рамсес, собрав всю свою храбрость, вышел в освещенный круг и сказал:

Фараон во дворце, господин. Он не может оставить мою сестру.

Тогда где твоя мать?

Она… тоже там. Лекари говорят, моя сестра умрет!

И твой отец послал детей, чтобы обратиться к богам?

Только теперь я поняла, для чего мы сюда пришли.

Я поклялся отдать Амону все, что он только захочет! - воскликнул Рамсес. - Все, что у меня когда-нибудь будет!

Твой отец даже не захотел позвать меня?

Он хотел! Он просил тебя прийти во дворец. - У Рамсеса дрогнул голос. - Как ты думаешь, Амон ее исцелит?

Верховный жрец двинулся по каменным плитам.

Кто знает?

Я встал на колени и пообещал ему все, что он захочет. Я все сделал, как полагается.

Ты-то, может, и сделал, - бросил верховный жрец. - А вот сам фараон в мой храм не пришел.

Рамсес взял меня за руку, и мы пошли во внутренний двор, глядя на колышущийся впереди подол верховного жреца. Тишину ночи пронзил голос трубы. Во дворе появились жрецы в белых одеяниях, с неразличимыми в темноте лицами, и я вспомнила про мумию бога Осириса . Верховный жрец скомандовал:

Во дворец, в Малькату!

Предшествуемые факелами, мы двинулись во тьму. Наши колесницы летели сквозь прохладную ночь к Нилу. Вскоре мы переправились через реку и приблизились к дворцу. Стража сопроводила нас в зал.

Где семья фараона? - спросил верховный жрец.

В спальне царевны, господин.

Верховный жрец стал подниматься по ступеням.

Она жива?

Стражники не отвечали; Рамсес пустился бегом, а я поспешила следом, боясь оставаться в темном зале.

Пили! - крикнул он. - Пили, подожди!

Рамсес перескакивал через две ступеньки; перед ним расступились вооруженные стражи у входа в покои Пили. Рамсес толкнул тяжелые деревянные двери и замер. Я вгляделась в полумрак. Воздух был тяжел от благовоний, царица в скорбной позе склонилась над ложем. Фараон стоял в тени, вдалеке от единственной горевшей в комнате лампы.

Пили… - прошептал Рамсес и закричал: - Пили!

Его не заботило, что царевичу плакать не пристало. Он подбежал к кровати и схватил руку сестры. Глаза у нее были закрыты, худенькая грудь больше не сотрясалась от холода. Царица Египта зарыдала.

Рамсес, прикажи, чтобы звонили в колокола.

Рамсес посмотрел на отца так, словно царь Египта мог победить саму смерть.

Фараон Сети кивнул сыну:

Я так старался! - воскликнул Рамсес. - Я умолял Амона.

Сети прошел через комнату и обнял сына за плечи.

Знаю. А теперь прикажи звонить в колокола. Пили забрал Анубис.

Я видела, что Рамсес не в силах уйти от сестры. Она всегда боялась темноты, как и я, и ей будет страшно оттого, что все вокруг плачут. Рамсес медлил, но голос отца звучал твердо:

Рамсес посмотрел на меня, и я поняла: нужно пойти с ним.

Во дворе под корявыми ветками акации сидела старая жрица, держа в морщинистых руках бронзовый колокол.

Рано или поздно Анубис всех забирает, - сказала она.

От ее дыхания в холодном воздухе заклубился пар.

Но не в шесть лет! - воскликнул Рамсес. - И ведь я молил Амона оставить ее в живых.

Старая жрица хрипло засмеялась.

Боги детей не слушают! Что такого великого ты совершил, чтобы Амон выполнял твои просьбы? Выиграл войну? Воздвиг памятники?

Я спряталась за Рамсеса, и оба мы замерли.

Как же Амону узнать твое имя, как отличить тебя среди многих тысяч, возносящих к нему мольбы?

Никак, - прошептал Рамсес.

Жрица уверенно кивнула.

А если боги не могут распознать твое имя среди прочих, они и молитвы твоей не услышат.

Глава первая

ЦАРЬ ВЕРХНЕГО ЕГИПТА

Фивы, 1283 год до н. э.

Стой спокойно! - строго велел Пасер.

Пасер только обучал меня грамоте и не мог указывать царевне, как себя вести, но если его не послушаться, он заставит меня переписывать на несколько строк больше. В расшитом бисером наряде я покорно замерла рядом с детьми из гарема Сети. В тринадцать лет мне не хватало терпения. К тому же все, что мне было видно, - позолоченный пояс стоявшей передо мной женщины. Из-под парика ей на шею тек пот, оставляя пятна на белом льняном платье. Когда пройдет царская процессия, придворные вслед за фараоном укроются от зноя в прохладном храме. Но процессия двигалась невыносимо медленно. Я посмотрела на Пасера, который пытался отыскать в толпе проход.

К сожалению во время моей поездки в Египет мне наряду с Дендерой не удалось посетить один из самых интересных памятников Египта Храм царицы Нефертари.

Он находится далеко на юге от Хургады в исторической области Нубия на Западном берегу Нила, практически у границы с Суданом и поездка на автобусе в одну сторону заняла бы не менее 12 часов, поэтому специальные экскурсии в это место не проводятся. Единственный вариант это самолёт, но здесь вырисовываются свои сложности.

Сам комплекс состоит из двух храмов высеченных в скале.

Удивительный фасад храма образован из шести колоссов, высота которых равна десяти метрам. Две фигуры изображают Нефертари, а четыре из них - царя. Царица увенчана короной, состоящей из двух рогов и перьев, между которыми расположен солнечный диск. Нефертари является воплощением покровительницы Нубии и богини неба.

Рядом с царицей расположены небольшие фигуры дочерей фараона, а около Рамсеса - сыновей. При входе в храм Рамсес протягивает цветы своей царице, изображенной в образе красивой богини Исиды. На обратной стороне ворот царь защищает свою Нефертари, поражая азиатов и нубийцев, воздает почести Хору и Амону-Ра и облагает вражеских людей данью.

Вход в храм довольно скромен, в нем расположены 6 хаторических колоннс изображениями богини Хатхор.

На самих колонах - рассказ об истории жизни Нефертари и Рамзеса II. Стены зала расписаны обычными храмовыми картинами подношения даров. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: “Рамзес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари”.

Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Но атмосфера в храме царицы отличается от атмосферы храма фараона. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает все вокруг своей благородной красотой. Вошедших очаровывает незримое присутствие великой царицы.

Малый храм Абу-Симбел Рамзес приказал построить в подарок своей любимой жене Нефертари, что в переводе означает - самая красивая женщина.

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамзес II, находившийся как бы под защитой богини.

Кстати храм чуть не погиб. В 1950-х начал разрабатываться план строительства Асуанской плотины, грозивший затопить храмовый комплекс. АИв марте 1960 года ЮНЕСКО обратилась к мировому сообществу за помощью в спасении Абу-Симбела. Предложения посыпались со всего мира, но в 1963 году конкурс выиграл шведский проект, заключавшийся в демонтаже зданий и переноса их на большую высоту. А в ноябре этого же года началась самая большая авантюра в мире. Работы проводились строительными компаниями Египта, Германии, Франции, Италии и, конечно, Швеции.

В сентябре 1968 года его перемещение было закончено.

А вот сама гробница Нефертари находится в скале Долины Цариц на западном берегу Нила, близ Луксора.

В отличии от долины царей она закрыта со всех сторон скалами и пробраться в неё можно через ущелье со стелами сделанными в честь завоевательных походов фараона Рамзеса Третьего. В гробнице сохранились отлично сохранились красивыее полихромные фрески, украшающие богатую усыпальницу.