Город мачу пикчу был столицей государства майя. Мачу-Пикчу — загадочный памятник культуры древних инков. Уайну-Пикчу и Монтанья

Мачу-Пикчу – загадочный город древнего племени инков, находящийся в Перу. Свое название он получил благодаря американцу Хайрему Бингхему, открывшему его в ходе экспедиции 1911 года. На языке местного индейского племени Мачу-Пикчу означает «старая гора». Также это место известно в качестве «города среди облаков» или «города в небесах». Этот таинственный и живописный уголок раскинулся на недоступной горной вершине высотой около 2450 м. Сегодня священный город возглавляет список памятных мест Южной Америки.

Подлинное название памятника индейской архитектуры осталось загадкой – оно исчезло вместе с его обитателями. Любопытный факт: местные жители были осведомлены о существовании «затерянного города Инков» задолго до его официального открытия, однако тщательно берегли тайну от чужеземцев.

Цель создания Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу и место его расположения коренное население всегда считало священными. Связано это с тем, что здесь расположено несколько чистейших источников ключевой воды, имеющей первостепенное значение для человеческой жизни. В прошлом город существовал изолированно от внешнего мира, а единственным средством связи с ним были известные лишь посвященным индейские тропы.

Находящийся рядом утес Уайна-Пикчу (в переводе «молодая гора»), своей формой напоминает лицо индейца, обращенного к небу. Легенда гласит, что это – хранитель города, застывший в камне.

Сегодня исследователей по-прежнему волнует цель создания города в таком удаленном и труднодоступном месте – на вершине горы, окруженной густыми лесами и высокими пиками. Вопрос по-прежнему открыт для обсуждения. По версии одних ученых, причиной этого могла стать красота местной природы, другие убеждены, что дело в мощной позитивной энергетике данной территории.

Наиболее популярно предположение о подходящем для проведения астрономических наблюдений расположении вершин скал. По всей видимости, это позволяло индейцам немного приблизиться к Солнцу – верховному божеству инков. Кроме этого, многие сооружения в Мачу-Пикчу явно создавались в целях изучения звездного неба.

С большой долей вероятности это место выполняло функции главного религиозного центра, предназначенного для посещения учеными-астрономами и астрологами. Здесь же могли обучать различным наукам студентов из элитных семей.

Город, по всей видимости, действительно имеет сильного покровителя. Известно, что во времена атаки испанских конкистадоров на Империю инков в середине XVI века Мачу-Пикчу совсем не пострадал: чужакам так и не довелось узнать о его существовании.

Жемчужина древнего зодчества

Архитектура города, тщательно продуманная индейскими зодчими, способна поразить воображение современного человека. Древний комплекс, расположенный на участке площадью в 30 000 гектаров, признан настоящей жемчужиной древности.

При первом осмотре города экспедицией Бингхема археологов поразила тщательно продуманная планировка и редкая красота зданий. Остается тайной то, каким образом инки смогли поднимать на такую высоту и передвигать огромные каменные блоки, достигающие 50 и более тонн веса.

Инженерная мысль древних инков поражает. Некоторые ученые предлагают версию об инопланетном происхождении авторов горного проекта. Местность подобрана с расчетом на то, что город не будет виден снизу. Такое расположение обеспечивало полную безопасность жителям Мачу-Пикчу. Дома построены без применения раствора, строителями создавались наилучшие условия для комфортного пребывания в них.

Все здания имеют четко выраженное назначение. В городе немало астрономических обсерваторий, дворцов и храмов, фонтанов и бассейнов. Размеры Мачу-Пикчу невелики: было сооружено примерно 200 строений, в которых, по приблизительным подсчетам, могли расположиться не более 1000 жителей.

Центральный храм Мачу-Пикчу находится в западном направлении от центра. За ним располагается возвышение с длинной лестницей, приводящей посетителей к камню Солнца (Интиуатана) – самой загадочной достопримечательности всего архитектурного комплекса.

Учитывая то, что у древних инков не было инструментов, подобных современному оборудованию, можно лишь предполагать, сколько времени понадобилось для обустройства этого прекрасного места. По некоторым подсчетам, индейцы строили Мачу-Пикчу не менее 80 лет.

Покинутая святыня

Существование города связывают с эпохой правления Пачакутека, известного историкам в качестве великого новатора. Считается, что древний город был выбран им как временная резиденция в жаркое время года. Ученые выяснили, что люди проживали в Мачу-Пикчу с 1350 по 1530 годы н. э. Остается тайной, почему в 1532 году, не доведя строительство до конца, они навсегда оставили это место.

Возможными причинами их ухода современные исследователи считают:

  • осквернение святыни;
  • эпидемию;
  • нападение агрессивных племен;
  • гражданские войны;
  • нехватку питьевой воды;
  • утрату городом своей значимости.


Самой распространенной является версия об осквернении святыни инков – насилии над одной из жриц. Инки могли счесть, что на оскверненной земле жить не позволительно даже животным.

Не менее популярно предположение об эпидемии оспы среди местного населения. Возможно, большая часть жителей города ушла в мир иной в результате вспышки этой болезни.

Нападение агрессивных соседних племен и гражданскую войну многие исследователи считают маловероятными, так как на территории Мачу-Пикчу не найдено никаких следов насилия, вооруженных столкновений или разрушений.

Нехватка питьевой воды могла подтолкнуть жителей принять решение об уходе с обжитого места.

Также город мог утратить свое первоначальное значение после исчезновения Империи инков под натиском испанских завоевателей. Обитатели могли оставить его, чтобы защититься от вторжения чужаков и избежать насаждения чуждого им католицизма. Выяснение истинных причин внезапного исчезновения людей продолжается и по сей день.

Мачу-Пикчу в современном мире

Сегодня Мачу-Пикчу несет в себе гораздо больше, чем археологическая памятка древности. Это место стало святыней Анд и настоящей гордостью своей страны.

Многие загадки Мачу-Пикчу по-прежнему не раскрыты. Отдельное место в истории города занимают многолетние поиски пропавшего золота инков. Как известно, индейская святыня не стала местом его находки.

Город круглый год открыт для посетителей и по-прежнему представляет огромный интерес для ученых. Тысячи исследователей отправляются в далекое путешествие, желая внести свой вклад в раскрытие тайн Мачу-Пикчу.

Поездка в это прекрасное место станет незабываемой и подарит много памятных фото. Многочисленные туристы, прибывающие ежегодно в «город среди облаков», неизменно ощущают уникальный дух этого загадочного места. С многочисленных террас простираются красивейшие виды на речные пейзажи, а взобравшись на соседнюю гору Уайна-Пикчу, можно в деталях рассмотреть устройство города.

Мачу-Пикчу удостоен звания одного из новых 7 чудес света, и вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1911 году решением учёного совета Йельского университета в Перу была направлена экспедиция во главе с американским исследователем Хайрамом Бингемом. Целью экспедиции был поиск затерянного города инков, который в свое время не смогли найти испанские конкистадоры. Из различных древних источников предполагалось, что наиболее вероятное место поиска - неприступные горные районы в окрестностях Куско. В один из июльских дней Бингем и его коллеги наткнулись на несколько крестьянских семей, проживавших в горах так, как жили их предки сотни лет назад - без правительства, налогов, призывов в армию и прочих достижений цивилизации. Один из местных мальчишек не упустил случая подзаработать и показал американцам и сопровождавшим их солдатам неприметную тропу, которая привела их к хорошо сохранившемуся древнему городу…

Мачу-Пикчу - город построенный на века

Никакой информации о городе, кроме невнятных преданий о его существовании, не было. Неизвестно было даже его название. Местные жители уже после открытия Бингема назвали город инков Мачу-Пикчу - "Старая гора". Соответственно, расположенную рядом вершину назвали "Молодая гора" - Уайна-Пикчу. Сам первооткрыватель долгое время был убеждён в том, что открыл город Вилкабамбу, который на самом деле находится в сотне километров ближе к тихоокеанскому побережью.

Город прекрасно сохранился, чему способствовало мастерство строителей-инков. Дома из превосходно отёсанных и подогнанных камней простояли под открытым небом половину тысячелетия в не самом благоприятном климате и в условиях сейсмической нестабильности. При их возведении не использовались никакие связывающие вещества типа цемента или извести. Показательными в отношении качества строительства инков являются события 2010 года. Тогда многодневные проливные дожди размыли все современные дороги к Мачу-Пикчу, и тысячи людей эвакуировали из города вертолётами. Город же не получил никаких повреждений. Подобная устойчивость построек даже позволила выдвинуть гипотезу о причастности к созданию Мачу-Пикчу вездесущих инопланетян.

Главные сооружения Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу, в отличие от подавляющего большинства древних городов, строился по общему плану. Город можно разделить на три зоны: район официальных и культовых зданий, территорию с жилыми домами, и темницы с кладбищем. Все постройки, начиная от храмов и заканчивая загонами для скота, выполнены из камня. На южном склоне оборудованы террасы для сельского хозяйства, общая площадь которых достигает 5 гектаров. Плодородная почва была доставлена на террасы вручную, а посадки орошались сложной ирригационной системой, сохранившейся и поныне.

Храм трёх окон, по мнению учёных, был построен в память об основателе империи Инков и его предках. Рядом расположена обсерватория. Находящийся в ней причудливо иссеченный камень Интиуантана, по мнению многих учёных, служил сочетанием календаря и солнечных часов. С помощью этого камня жрецы определяли наступление солнцестояний. Астрономические наблюдения сопровождались красочными празднованиями. Жрецы, способные точно уловить момент наступления солнцестояния и "привязать" солнце, пользовались особым уважением. В одном районе с Храмом солнца и Храмом трёх окон, условно называемым Акрополь, находится и Дом принцессы. В этом здании жили либо королева инков, либо дочь императора.

Храм Кондора получил своё название из-за внешнего сходства с этой красивой птицей. Перед ним есть каменная площадка со стоками. Их наличие наталкивает на предположение о том, что здесь проводили жертвоприношения. Самое большое здание в храмовой области, от которого сохранились только голые стены без окон, без затей назвали Главным храмом.

Дома в жилой части Мачу-Пикчу выстроены не столь тщательно, как храмы, но оказались не менее прочными. Судя по их количеству и площади обрабатываемой земли, в городе одновременно проживало от 500 до 2 тысяч человек. Для проживания в городе отбирали, видимо, самых лучших ремесленников и крестьян - растениеводство на высоте около 2 500 метров требует очень высокой квалификации. Дома ремесленников выглядят чуть хуже, чем храмы. Камни отёсаны не так тщательно, и сложены не столь искусно, как в храмовых постройках. Однако это никак не повлияло на сохранность стен.

За жилым кварталом находится здание, по всей видимости, выполнявшее роль аналогичную современному суду, а сразу за ним располагается темница с намертво вмурованными в стену крюками. Неподалёку расположено и кладбище.

Археологические исследования

Учёные возлагали большие надежды на археологические исследования Мачу-Пикчу, однако труды археологов поставили ещё больше загадок. Раскопки, конечно, помогли обнаружить Дорогу Инков, но не дали ответа на основные загадки Мачу-Пикчу. Было обнаружено около двух сотен скелетов, причём подавляющее их большинство были останками женщин. В месте, которое Бингем назвал "Гробницей верховного жреца", нашли женский скелет с несколькими керамическими изделиями. Однако ни предназначение Мачу-Пикчу, ни количество его жителей, ни причину внезапного опустошения города с помощью раскопок узнать не удалось.

По распространённым представлениям историков и археологов, древний город Мачу-Пикчу был построен в первой половине 15-го века великим правителем империи инков Пачакутеком. По своим размерам Мачу-Пикчу не мог быть столицей огромной империи инков. Скорее всего, он играл роль священного города или временной резиденции правителя. Так или иначе, судьба отмерила Мачу-Пикчу весьма недолгий срок существования. Уже в 1532 году, когда на территорию страны инков пришли испанцы, город был мёртв. Почему его покинули жители, неизвестно.

Тайна древнего города

История знает много примеров упадка и гибели городов. Помпеи уничтожило извержение вулкана. Многие поселения приходили в упадок из-за появления новых средств производства или развития коммуникаций. Но процесс упадка в этом случае растягивался минимум на десятилетия. Мачу-Пикчу не подвергался ударам стихии и не зависел от промышленности и торговли. И всё же город, в который было вложено столько искусного труда, просуществовал меньше века. При этом сделанные в Мачу-Пикчу фото при внимательном рассмотрении создают впечатление какой-то организованности ухода. Кажется, что жители аккуратно собрали утварь, демонтировали деревянные детали зданий и ушли до лучших времён. Это и является главной тайной этого древнего города.

Если по оставшимся вещественным свидетельствам можно строить гипотезы о предназначении или населении Мачу-Пикчу, то причина, по которой его покинули люди, остаётся абсолютно неизвестной.

Современный Мачу-Пикчу

Современный Мачу-Пикчу является местом паломничества туристов. В день древний город и расположенные рядом достопримечательности Перу посещают до 2 500 человек. Скорее всего, туристов было бы и больше, но их количество ограничено по требованию ЮНЕСКО, ведь город инков Мачу-Пикчу признан одним из новых чудес света. Посетителей не останавливает даже трудная дорога. Нужно добраться в Перу на самолёте, затем ехать на поезде до станции Агуас-Кальентес, откуда до Мачу-Пикчу ходит автобус.

Есть и пешеходные туры продолжительностью от 1 до 4 суток. В них можно идти только подготовленным людям - тропа проходит на высотах от 2 400 до 4 200 метров. Сутки похода в сопровождении гида обойдутся примерно в 250 долларов. За дополнительную плату можно нанять носильщиков. По желанию туристов пешеходный трекинг начинается в трёх разных местах и может длиться несколько дней. Всё посещения Мачу-Пикчу строго регламентированы, фиксируются и осуществляются только при наличии паспорта.

Илья Мельник

Как я уже писал, самым ярким путешествием первой половины 2018 года для меня и моей семьи стала поездка в Перу. Не побоюсь еще раз высказать самые восторженные эпитеты в ее адрес и еще раз порекомендовать всем обязательно ее посетить.

Многие думают, что Перу интересно лишь тем, что в нем находится легендарный Мачу-Пикчу — затерянный в облаках город инков, однако это совсем не так. В предыдущих публикациях я подробно рассказывал про так называемую Священную долину инков и регион Куско , которые представляют не меньший интерес для путешественника. Причем и за пределами Священной долины инков в Перу есть много любопытного — камни Ика, линии Наска, озеро Титикака, Амазонские джунгли, — так что Перу — это страна, в которую можно приезжать снова и снова.


Мысль посетить Мачу-Пикчу родилась в нашей семье спонтанно, как расширение запланированной поездки в Бразилию. Сначала эта идея была отвергнута по причине очень сложной логистики. Беглый поиск показал, что Мачу-Пикчу — довольно труднодоступное место, куда и взрослым-то людям доехать непросто, а у нас предполагалась поездка с детьми. Однако на самом деле до Мачу-Пикчу можно добраться достаточно легко, в том числе, с ребенком-дошкольником при условии грамотного заблаговременного планирования. Как это сделать, я подробно описывал вот

Мачу-Пикчу — одно из новых чудес света, самая посещаемая достопримечательность Перу (более 1 млн туристов в год). Древний город инков, основанный, как полагает официальная наука, в середине XV века, расположен в труднодоступном месте высоко в горах на высоте 2450 метров над уровнем моря. У подножия скалы течет река Урубамба (священная река инков, протекающая через всю их священную долину).

Перед тем, как подробно рассказать об удивительной истории Мачу-Пикчу, хочу сразу подчеркнуть, что это действительно самое потрясающее увиденное мной место из созданных руками человека. Эмоции, когда оказываешься в этом городе, переполняют, даже несмотря на толпы туристов (а если приехать с утра, толп можно и избежать). Это однозначный must-see, друзья. Заносите в свои календари путешествий в обязательном порядке.

«Открытие» Мачу-Пикчу

«Официальной» датой открытия Мачу-Пикчу считается 24 июля 1911 года, когда профессор Йельского университета Хирам Бингхэм добрался до него, сопровождаемый сыном местного жителя. Бингхэм с экспедицией изучал склоны Анд и остановился на ночлег в хижине индейской семьи.

Маленький сынишка хозяев был буквально очарован большим белым незнакомцем и весь вечер не отходил от него ни на шаг. Бингхэм подарил мальчишке блестящую монетку в один соль, даже не подозревая, что в ответ получит поистине бесценное сокровище. Маленький индеец привел ученого к развалинам древнего города.

Даже беглого осмотра Бингхэму было достаточно, чтобы понять, что только что он совершил величайшее открытие.


«Первооткрыватель» Мачу-Пикчу Хирам Бингхэм (первый слева)

Как и многое, что связано с Мачу-Пикчу, эта дата «открытия» — миф (или условность — называйте, как хотите). Дело в том, что еще в конце XIX века европейцы стали узнавать о существовании «поднебесного» города. Есть документы о том, что в 1894 году другой местный фермер Августин Лизарага показывал Мачу-Пикчу некоему Луису Угарте, а в 1901 году Лизарага с двумя своими друзьями написали свои имена на скале возле Мачу-Пикчу. Бингхэм прекрасно знал об этом, но старался не афишировать такие факты.

Неизвестным Мачу-Пикчу оставался только для европейцев: есть множество свидетельств того, что местные жители хорошо знали о существовании этого места. Так, террасы Мачу-Пикчу использовались индейцами уже после прихода испанцев, что оказалось зафиксировано в налоговых отчетах монахов-августинцев XVI века. Более того, к моменту «открытия» Мачу-Пикчу Бингхэмом на территории древнего города проживало несколько семей, которые использовали эти же террасы для выращивания местных культур.

Вместе с тем, умалять заслуги Бингхэма также не стоит — ведь именно он первым начал изучать Мачу-Пикчу как профессиональный историк, археолог, ученый. Правда, ряд авторов считают, что он недалеко ушел от обычных грабителей, расхищающих древности, поскольку в ходе трех своих последующих экспедиций (1912-1915 гг.) он отправил в США более 5,000 артефактов якобы на время, для исследований, но они так и остались в Америке и были возвращены Йельским университетом лишь в 2007 после длительных требований и угроз Перуанского правительства.

Несмотря на все усилия, историки и археологи так и не смогли нигде найти указаний на настоящее название города, использовавшееся инками. Слова «Мачу-Пикчу» (в переводе с языка индейцев кечуа, населявших Перу до испанцев, означает дословно «Старая гора» — в противовес «Уайна-Пикчу — «Молодая гора») для обозначения этого города первым использовал Хирам Бингхэм, как говорится, за неимением лучшего.

Дата основания

Мачу-Пикчу и возраст древнего города Основание города историки связывают с именем Верховного инки Пачакутека (1438-1471 гг.), т.е. официальной датой основания Мачу-Пикчу считается середина XV века. Однако есть множество фактов, косвенно свидетельствующих о гораздо более древнем возрасте этого города.

Официальная версия истории апеллирует к сравнению построек, расположенных в центре Мачу-Пикчу, с постройками, расположенными в Священной долине инков и в Куско. Эти постройки выполнены в схожей манере полигональной кладки, о которой я уже писал в прошлый раз с восхищением и восторгом, и официальная историография считает их авторами инков, а значит, и Мачу-Пикчу мог быть построен только когда империя инков была создана. Да-да, речь именно о тех инках, 12-миллионная империя которых была завоевана отрядом из двухсот испанцев, которые не знали колеса и письменности. Звучит как полный бред, на мой взгляд, бредом и является, однако, если вы приедете в Мачу-Пикчу и возьмете экскурсовода, вас будут убеждать в том, что так оно и было.

Если же обратиться к фактам, то они неумолимы: наряду с инкскими предметами Бингхэм нашел в городе множество каменных топоров, костей древних бизонов, обсидиановых наконечников и керамических изделий доинкского периода. Речь, безусловно, не о том, что город был построен каменными топорами, однако известен он живущим здесь людям был очень давно, явно не за 100 лет до испанского завоевания.

В своих описаниях Мачу-Пикчу Бингхэм, посвятивший ему всю свою жизнь, неоднократно говорит не об инках, а о неизвестной древней цивилизации:

«Главное — восторг от обнаружения тут и там под свисающими виноградными лозами или взгромоздившихся на вершину нависших скал массивных каменных сооружений прошлой расы» (Х. Бингхэм)

Говоря о возрасте Мачу-Пикчу, историки приводят в качестве аргумента данные радиоуглеродного анализа, что удовлетворяет основную часть широкой публики. Однако радиоуглеродный анализ применим лишь к органике, т.е. с его помощью в принципе невозможно определить возраст камня и построек из него. Анализируется найденная возле этого камня органика (например, посуда), и делается по меньшей мере странный вывод о том, что если кувшин датируется XV веком, то и постройка, в которой он находится, тоже имеет этот возраст. Это как если через 1000 лет археологи станут определять возраст Московского кремля по какой-нибудь случайной тарелке из президентского сервиза.

На мой взгляд, самый главный аргумент в пользу гораздо более древнего возраста Мачу-Пикчу находится на поверхности. Как и многое в Перу, Мачу-Пикчу сочетает в себе два типа построек:


  • те, при создании которых использовались технологии, не уступающие или даже превосходящие современные (перефразируя — построенные какой-то другой, явно не инкской цивилизацией),

  • и те, которые были построены непосредственно инками.

Официальной историографии трудно отмахнуться от столь явного различия в качестве построек в Мачу-Пикчу, и историки придумали версию о том, что в городе были дома знати и дома простых жителей, ради которых никто, образно говоря, не заморачивался. Постройки из тщательно обработанных блоков, уложенных без какого-либо раствора, попадают в разряд «храмов» или «дворцов», а конструкции из плохо обработанного или вообще необработанного камня на глиняном растворе — в разряд домов для низших сословий и хозпостроек.

На первый взгляд, архитектура Мачу-Пикчу хорошо укладывается в эту формулу — центр города занимают как раз «дома для знати» и «храмы» с высококачественной кладкой (на карте очерчены красной линией), а гораздо более простые постройки находятся на окраине города (в зоне, очерченной желтым) — см. карту Мачу-Пикчу (она на испанском, но фотографии и надписи достаточно понятны):


Карта Мачу-Пикчу. Желтым цветом выделена «профанная» зона, красным — «сакральная» зона. Слева на карте — террасы (сельскохозяйственный сектор). Между ним и городом проходит небольшой ров.

Однако есть целый ряд мест, где эта стройная логика явно нарушается, причем нарушается очень серьезно. Наиболее показателен комплекс построек, который обычно в путеводителях называется «мастерскими». Это целый ряд домов, расположенных возле центральной площади (на карте — граница между желтой и красной зонами), как раз напротив так называемых «храмов»:


Два уровня технологий в «мастерских» (из книги А. Склярова «Священная долина инков»)

Самый нижний ярус комплекса «мастерских» представлен уже хорошо знакомой нам мегалитической полигональной кладкой из хорошо обработанных гранитных блоков, уложенных без какого-либо раствора. Однако второй ярус этих же домов демонстрирует нам совсем другую технологию строительства: выше отчетливо видимой границы идет уже кладка из гораздо более мелких, плохо обработанных блоков, скрепленных глиняным раствором. Это вполне объяснимо, если предположить, что инки «получили в наследство» Мачу-Пикчу и достраивали здесь свои сооружения на остатках древних зданий. Но это практически необъяснимо с позиций официальной историографии, разве что архитекторы и строители внезапно потеряли квалификацию или же внезапно погибли (спрыгнули в пропасть или типа того). Налицо принципиально разные фазы строительства, разнесенные по времени и кардинально отличающиеся по технологиям, причем более поздние технологии оказываются гораздо более примитивными.

Причем, разумеется, это происходило не только «по вертикали» — как в случае с мастерскими, но чаще всего — по горизонтали. Инки строили свои сооружения на периферии, вокруг центра города, возведенного задолго до них совершенно иной цивилизацией.

Население и предназначение Мачу-Пикчу

В Мачу-Пикчу около 200 построек, из чего археологи делают вывод, что на пике его население должно было составлять около 1000 человек. Вместе с тем, уже в середине XV века город резко опустел (почему — так никто и не знает), и Бингхэму удалось найти в нем лишь 173 человеческих скелета.

В разных источниках тиражируется информация о том, что из этих 173 скелетов 150 принадлежат женщинам. Такой вывод сделал сам Хирам Бингхэм, из чего он заключил, что в Мачу-Пикчу свозили лучших девушек со всей империи, очевидно, для формирования гарема Верховного инки. Это — заблуждение, не более, чем легенда. Ученые из массачусетского университета сделали вывод, что из 173 найденных останков женщинам принадлежит только половина. Да и внешний вид города больше напоминает не женский монастырь, а неприступную крепость.

Против версии о «гаремной столице» империи инков работает полное отсутствие в Мачу-Пикчу каких-либо золотых предметов, и украшений, которые так активно использовали инки при оформлении своей главной столицы — Куско (вспомните про поле из золотых початков кукурузы возле Кориканчи).

Итак, версия уединенного места, куда императору свозили отборных наложниц, кажется несостоятельной. Каково же тогда было предназначение этого города? Разными учеными высказываются разные версии, из которых наиболее убедительной кажется версия своего рода «Ватикана», существование которого особенно не афишировали. Любому, кто побывал в Мачу-Пикчу, очевиден священный характер данного места — оно действительно чрезвычайно необычно и наполнено совершенно непередаваемой энергетикой.

Размышляя о предназначении города, нельзя забывать, что он был основан не инками, а другой, гораздо более развитой цивилизацией. В уже упоминавшейся мной книге «Священная долина инков» Андрей Скляров выдвигает версию о том, что это место идеально подходило для отдыха «богов», вдали от «человекообезьянок», сбивающих бананы с пальм палками. Как бы то ни было, окончательной правды, по-видимому, узнать не суждено никому.

Важные советы по посещению Мачу-Пикчу


  • с 1 июля 2017 года в очередной раз изменился порядок доступа туристов в Мачу-Пикчу. Внедрено новшество, что нельзя разворачиваться и ходить по городу в разных направлениях — все дорожки организованы так, что образуют большое кольцо. В разных его частях стоят охранники, которые не позволяют идти против потока и заставляют идти вперед. Так вот, эта дорожка неминуемо приводит вас к выходу из Мачу-Пикчу, и чтобы снова зайти в город, вам нужно вновь проходить через турникет. Когда мы были в Мачу-Пикчу (май 2018), можно было сделать неограниченное число заходов по одному билету в указанный в билете интервал времени (с 6:30 до 12:30 или с 12:00 до закрытия комплекса). Во время подготовки этого материала я читал, что в скором будущем планируют отменить возможность многократного прохода в комплекс по одному билету.


  • Купить билеты перед входом в Мачу-Пикчу нельзя! Это нужно делать хотя бы в Агуас-Кальентес (а еще лучше — заранее заказать их через интернет). Как это сделать, подробно описано в моей публикации «Как добраться до Мачу-Пикчу и не сойти с ума ».

  • Официально с собой нельзя проносить ни еду, ни напитки, однако сумки практически не обыскивают, и обычно что-то можно пронести (бутерброд или хотя бы воду). Поесть-попить можно прямо перед входом в Мачу-Пикчу, цена задрана, но не дороже, чем на Красной площади:).

  • К сожалению, в Мачу-Пикчу категорически запрещены квадрокоптеры. Прямо совсем. На форуме Винского есть статья о том, как ребята все же запустили коптер, пронеся его по частям с привлечением гидов, однако их быстро поймали и они огребли кучу проблем. Я пытался получить разрешение заблаговременно, но без результата. К слову, в принципе ввоз квадрокоптера в Перу — геморройное предприятие. На границе вам надо заплатить таможенную пошлину в размере 25% стоимости коптера, а затем, при выезде, получить ее обратно. Однако это занимает время, которое не всегда есть в аэропорту, а перуанские таможенники такие же, как наши (ну, вы понимаете).

  • Не верьте прогнозу погоды. Погода наверху непредсказуема — лучше всего подстрахуйтесь и купите полиэтиленовые плащи-дождевики. Погодные программы могут показывать вам, что будет солнце, однако вы можете попасть в жуткий ливень (собственно, как с нами и произошло).

Собственно, Мачу-Пикчу. Красота ведь!

В завершение этой длинной публикации — несколько фотографий и заметок непосредственно с нашей прогулки по этому древнему городу.

Поднявшись по получасовому серпантину на специальном автобусе, мы попали в жуткий ливень. Пока натягивали на себя плащи, успели вымокнуть, плюс сами плащи оказались тоже не айс. Настроение было так себе, потому что небо казалось беспросветно затянутым облаками. Решили все же не пережидать дождь под крышей у входа (как это сделало большинство прибывающих), а побрести наверх, воспользовавшись возможностью сделать кадры Мачу-Пикчу с минимумом туристов.


На заднем плане — гора Уайну-Пикчу. Чтобы подняться на нее, нужно покупать специальный билет, но оно того стоит. Рекомендуем всем, кто едет без маленьких детей.

К счастью, примерно через час дождь утих, облака стали исчезать и погода стала налаживаться, причем изменения эти произошли довольно быстро. Довольная альпака обсыхает на солнце:


Одна из множества альпак, пасущихся на террасах Мачу-Пикчу

Скажу банальность, но — фотографии не передают даже сотой доли тех эмоций, которые испытываешь в этом городе. Процитирую «первооткрывателя» Мачу-Пикчу Бингхэма:

«По разнообразию его чар, по мощности его очарования я не знаю никакого места в мире, которое может сравниваться с ним. Помимо громадных снежных пиков, вздымающихся выше облаков более чем на две мили; гигантских обрывов разноцветного гранита, поднимающихся отвесно вверх на тысячи футов над пенящейся, сверкающей и ревущей стремниной, это место обладает также поразительным контрастом орхидей, папоротников и деревьев, притягательной красотой роскошной растительности и таинственным очарованием джунглей. Неотразимо притягивают непрерывные сюрпризы в глубоком продуваемом ущелье, поворачивающемся и извивающемся мимо нависающих утесов невероятной высоты». (Хирам Бингхэм)


Ощущение такое, что ты ходишь просто рядом с облаками — так оно и есть!

Мачу-Пикчу, древний город инков, обнаруженный в северных Андах немногим более ста лет назад. Он был покинут своими обитателями в середине шестнадцатого века при неясных обстоятельствах и забыт на столетия. Священный и величественный Мачу-Пикчу изредка зовётся «городом среди облаков» или даже «потерянным городом инков». Какие же тайны в себе таит самый загадочный памятник культуры древних инков, открытый всего лишь век тому назад?

Забытый город

Причиной столь позднего открытия забытого города на территории Перуанских Анд, является то, что до него очень трудно добраться. Старинные сооружения построены на гребне горной гряды на высоте 2540 метров в окружении скалистых вершин на большом удалении от других поселений государства инков.

Почти сто лет учёные пытаются открыть тайну странного города: почему его построили именно здесь, как строили и для чего.

В Центральной Америке за год выпадает около 2100 мм осадков (в России – 500–700 мм в год). В сезон дождей сильные ливни создают опасность селей. Проблему отвода значительного количества стоков строители разрешили, создав систему дренирования. Строительство велось от основания горного хребта к вершине: были вырублено множество террас (до 8 м шириной). На глубину 2,5 м у каждой из них была сделана «подушка» из плодородной прослойки земли, песка и гравийного щебня. Дождевая вода не мчалась вниз потоком, сметая все на своём пути, а медленно просачивалась до слоя гравия и отводилась по каналам.

На террасах, занимающих пять гектаров города Мачу-Пикчу, земледельцы выращивали маис, овощи и кокаиновые кусты. Кукуруза была пищей представителей знати, а листья коки употребляли повсеместно: жрецы, чтобы ввести себя в транс, обычные люди — для выполнения ритуалов при захоронении.

Применение террас решило две проблемы: угрозу оползней и снабжение продовольствием. В мощённых гранитом полах, был вырезан водоотвод из 140 ответвлений.

Для водоснабжения функционировал каскад из 16 фонтанов, получавших воду от источника, бьющего из скалы. Объем поступающей к жителям воды был очень точен и рассчитан на 1000 человек.

В Мачу-Пикчу всего двести построек, включая административные и культовые сооружения, жилища и склады, строительным материалом для которых служил гранит.

Каменоломня, расположенная выше по склону, находилась рядом с поселением. Что удивительно, в Мачу-Пикчу встречаются двухэтажные здания, да ещё и с заострёнными соломенными крышами.

Бронзовыми орудиями каменотёсы вырубали и обрабатывали заготовки из камня, иногда достигавшие веса пятьдесят тонн. Все структуры выложены и подогнаны по принципу мозаики, без скрепляющих растворов. Высокая трудоёмкость такого подхода свидетельствует, что Мачу-Пикчу возводили несколько десятилетий.

Полированные мозаичные плоскости выглядят впечатляюще. Кажется невероятным, что это возможно было сделать в XV в.

На западном побережье Южной Америки сейсмические толчки – не редкость. Это один из самых сейсмоопасных районов планеты.

Древние инки умели строить сейсмоустойчивые сооружения. Для этого все окна в храмах и домах имели трапециевидную форму, углы блоков округлены, а стены наклонены внутрь.

За прошедшие столетия сильнейшие землетрясения не один раз заставили содрогнуться Кордильеры, унеся тысячи человеческих жизней. Но город Мачу-Пикчу стоит нетронутый подземной стихией.

Территория поселения была разбита по секторам: храмы, дворцы, жилые постройки, кладбище, хранилища.

Центральную часть занимает Священная площадь, где проходили религиозные церемонии. В её восточной части находится «Храм трёх окон», символизирующий место входа в этот мир трёх божественных прародителей народа инки. Когда через окна храма проходят солнечные лучи, они падают прямиком на Священную площадь, расположенную в самом центре. Есть мнения, что это были своеобразные солнечные часы.

Особенным можно назвать Храм Кондора, названный так из-за явного сходства с этой птицей. Согласно доводам, он служил в качестве тюрьмы и жертвоприношений.

К северу от площади находится храм Солнца в виде полукруглой башни, в центре которой лежит гранитный отшлифованный валун для жертвоприношений. Жертвенными животными были ламы: утром и днём убивали двух белых лам, а вот вечером одну чёрную.

Вплотную к храму Солнца примыкают резиденции императора и его жены. Здесь же находится первый фонтан, чтобы королевские особы получали самую свежую воду.

Каменная лестница от храма Солнца ведёт башне, особый статус которой заключался в том, что раз в году, во время зимнего солнцестояния, солнце заглядывало внутрь помещения через единственное окно.

Интиуатане – это обточенный в форме четырехгранного зуба кусок скалы метровой высоты. Учёные определили, что он ориентирован по сторонам света и является центром, соединяющим четыре главные горные вершины Анд, если мысленно провести от них прямые линии к этой точке. Хайрам Бингем предполагал, что к нему инки «привязывали солнце» чтобы оно никуда не делось от них во время зимнего солнцестояния.

Бог Солнца, духи гор и реки Урубамбы у подножия горы должны были давать силу предводителю инков – к такому выводу пришли исследователи горного приюта.

Империя племени инков

Мачу-Пикчу возвёл Пачакутек, основатель Туантинсуйу, как именовали своё государство инки. За десять лет этот великий воин завоевал территорию протяжённостью почти 4000 км, с населением от 6 до 10 млн. человек. В 1472 году после его смерти разгорелась междоусобная война, вспыхнула эпидемия оспы.

В 1530-е годы императору инков пришлось бежать из своей столицы Куско от испанцев. Всего сотню лет простояла империя мистического племени, пришедшего на в XII в. во главе с Инко Манко Капаку.

Племя, не знавшее письменности, колеса и железа, смогло проложить хорошие коммуникации (16000 километров дорог, построенных ими, сохранились до сих пор), прочные здания, водопровод, накопило обширные астрономические познания, делало трепанацию черепа, имело представление о свойствах пенициллина.

Террасный способ земледелия избавил людей от голода. Площадь сельскохозяйственных угодий 500 лет назад превышала обрабатываемую в нынешнем Перу.

Созданное инками узелковое письмо (кипу) являлось и инструментом учёта, и средством передачи информации, для чего были учреждены почтовые станции.

Пантеон инков – это духи гор, рек, солнца. Их воплощением на Земле были мумии вождей, которым поклонялись и воздавались почести.

С исчезновением государства инки словно растворились среди других племён, не оставив следа.

По одной из гипотез археологов это поистине уникальное поселение было выстроено по приказу императора инков Пачакутека в качестве летней резиденции. А по другой версии создание города носило более глубокий смысл: город был центром поклонения солнцу и являлся пристанищем так называемых «солнечных дев» или попросту жриц, которые посвятили себя этой религиозной службе и был священным, да так, что далеко не каждому была дана возможность ступить туда. Возможно, именно поэтому здесь расположено такое обилие различных храмов.

Иезуит Бернабе Кобо, в XVI в. со слов потомков инков составивший описания религиозных обрядов, да рисунки художника Патайякте – вот вся текстовая информация, которой располагают научное сообщество о древнем народе.

О Мачу-Пикчу не осталось ни одного непосредственного исторического свидетельства. Ответы на вопросы, возникшие при его обнаружении, приходится искать у «призраков», используя современные методы исследования.

«Город под облаками» оказался резиденцией императоров и культурным центром, его настоящее название предано забвению. Мачу-Пикчу – наименование горы, на которой он стоит.

В 1572 году государство прекратило своё существование и об этом месте забыли на 300 лет. Испанцы не подозревали о нём, а индейцы молчали.

В поисках «потерянного» города

Мачу-Пикчу был найден случайно. В 1900 году фермер-индеец Аугусто Лизаррага выжигал лесные заросли под посевы и наткнулся на заросшую тропинку. Поднявшись по ней наверх, он обнаружил строения, затянутые буйной растительностью. В течение двух лет предприимчивый фермер занимался сбытом откопанных им ценностей. Появление артефактов той эпохи привело к циркуляции слухов о заброшенном неподалёку доиспанском поселении.

Хайрам Бингем, путешественник и археолог, начал поиски этого города, предполагая, что речь идёт о Вильбамба, последнем оплоте сопротивления инков. За монетку в 30 центов мальчик-индеец указал американцу на тропу к Мачу-Пикчу.

В 1911 году открытие в перуанской глубинке старинных сооружений стало мировой сенсацией. Достаточно долго считали, что это Вильбамба, местонахождение которого также неизвестно. Но скрупулёзный анализ показал, что это не так. Раскопки и расчистка местности явили человечеству шедевр индейской архитектуры, таинственный и загадочный, названный Мачу-Пикчу.

Руины — «затерянного города инков» — скрыты в зарослях джунглей высоко в Перуанских Андах и с трёх сторон окружены бурной горной рекой Урубамба. Город построен как святилище в 1438 году девятым правителем Империи Инков — Пачакутеком Юпанки.

Мачу-Пикчу в Перу — последний оплот инков

Испанские колонизаторы, вторгшиеся в Перу в 1520-х годах, так и не смогли обнаружить цитадель, в которой укрылись инки, не желавшие подчиняться чужеземцам. Более 300 лет о существовании города ходили лишь легенды, и всего 100 лет назад оплот инков вновь «воскрес из небытия» благодаря американскому археологу Хайраму Бингему.

По преданию, Бингем встретил нескольких крестьян, работавших на склонах Анд, и подарил одному из них серебряный соль (эквивалент 30 американских центов), за что тот согласился показать археологу дорогу к «затерянному городу». На вершине труднодоступного горного хребта Бингем увидел сотни громадных, выложенных камнем террас и каменные руины домов. Город получил имя по названию расположенной поблизости горы — («Старая вершина»). Бингем вывез из Мачу-Пикчу 4000 изделий инков. В 2011 году артефакты, хранящиеся в музее Йельского университета (США), были возвращены Перу.

Мачу-Пикчу — город солнечных дев

Предположительно, Мачу-Пикчу (Перу) служил центром поклонения солнцу, куда допускались только избранные. Здесь жили жрицы — солнечные девы, посвятившие свою жизнь культу Солнца, а также вельможи и их слуги. Религиозные обряды инков лишены леденящей душу жестокости, характерной для культуры майя и ацтеков. Чтобы заслужить благосклонность бога Солнца Инти, инки приносили ему в дар кукурузу, листья кустарника коки, морских свинок и лам.

На рассвете жрецы убивали белую ламу, а на закате — чёрную. Главным священным растением считался кокаиновый куст, или кока, оказывающая наркотическое воздействие и помогающая войти в транс во время религиозных церемоний. Листья коки жевали и рабы, чтобы снять усталость после тяжёлого труда. По оценкам археологов, численность населения города не превышала 1200 человек, причём обнаруженные здесь скелеты дают основание полагать, что женщин в Мачу-Пикчу было в 10 раз больше, чем мужчин. Город процветал, на высоте 3000 метров его жители выращивали маис, картофель и другие овощи. Прямо в скалах инки вырубали террасы, засыпали их землёй из речной долины Урубамба и возводили массивные подпорные стены, защищавшие грядки от солнца, ветра и песчаных заносов. Круглый год в Мачу-Пикчу благоухали сады, а оросительные каналы, колодцы и купальни были полны свежей воды.

Мачу-Пикчу — «место, где привязано солнце»

Неизвестные зодчие построили в Мачу-Пикчу около 200 сооружений. Город имеет чёткую структуру и поделен на секции: кладбище, тюрьмы, жилой квартал и храмы. С Солнечной башни велись астрономические наблюдения, а в день зимнего солнцестояния её окно освещалось солнечными лучами. С культом Солнца связан и Храм трёх окон: через его окна солнечные лучи попадали на священную площадь.
Также интересной архитектурой обладают и другие древние города Америки — , и .

Немного выше храма находится Интиватана («Место, где привязано солнце») — многоугольная вырубленная в скале глыба, служившая Солнечными часами. К этому каменному столбу жрецы «привязывали» солнце, пытаясь остановить его движение в дни зимнего солнцестояния. Мастерство местных строителей и каменотёсов достойно восхищения.

Дворцы и дома Мачу-Пикчу сложены из каменных блоков, подогнанных друг к другу с удивительной точностью без использования цемента и других скрепляющих растворов. Глыбы держат друг друга за счёт собственной массы, а подпорные террасы, возведенные под наклоном, обеспечивают устойчивость во время землетрясений. Близко к краю пропасти стоит высеченное из скалы мощное круглое здание Эль-Торреон — святилище инков и место захоронения их правителей. Около 1532 года обитатели Мачу-Пикчу по неизвестным причинам покинули город, оставив своим потомкам прекрасные архитектурные творения.

: