Структурные компоненты занятий. Памятка «структура и методика проведения организованной образовательной деятельности при фэмп Структурные компоненты занятий

Обучение - это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение). Областью дошкольной педагогики, исследующей закономерности процесса обучения детей дошкольного возраста, является дошкольная дидактика. Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает - обучающий, наставляющий, поучающий.

Обучение играет ведущую роль в ознакомлении дошкольников с системой элементарных знаний, в формировании умений и навыков, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». Предметом дошкольной дидактики является процесс обучения детей. Обучение в детском саду - составная часть педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка-дошкольника. Он, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов.

Обучение -- процесс двусторонний: наблюдая занятия, важно оценить и обучающую деятельность воспитателя, его воздействие на детей и их ответную реакцию, качество учебных действий. В процессе обучения осуществляется последовательное сообщение детям новых знаний, уточнение и систематизация накопленных ими представлений, развитие познавательных процессов и мыслительной активности детей. Целенаправленный характер обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, внимания, восприятия. В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Педагог как организатор учебного процесса всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате, к которому он стремится в обучающем взаимодействии с ребенком. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.

Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения - является содержание обучения, которое определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности воспитателя и возрастных особенностей детей. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько индивидуальная методическая система педагога, сложившаяся система его взаимодействия с детьми. Методы обучения являются способами работы не только воспитателя, но и дошкольников. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.

Процесс обучения оказывает разностороннее влияние на физическое, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей. Поэтому важная задача наблюдений процесса обучения -- выявление его воспитательного, общеразвивающего воздействия на детей (развитие наблюдательности, сообразительности, умственной, речевой и двигательной активности, самостоятельности, творческой инициативы).

Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду - занятие. Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста. Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего - педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся детей. Последняя протекает под непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием.

Введение в детских садах систематического обучения детей на занятиях как основной формы организации умственного воспитания дошкольников явилось важнейшим этапом развития отечественной дошкольной дидактики. Количество занятий для различных возрастных групп определяется «Программой воспитания в детском саду». Организация их проведения требует определения и соблюдения гигиенических норм и правильности использования педагогического инструментария -- приемов, методов, средств обучения. Основными структурными компонентами занятия являются:

организация детей, или вводная часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности;

основная часть занятия, предусматривающая собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность;

заключительная часть, связанная с подведением итогов детской деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ.

Важно помнить, что на каждом занятии педагог осуществляет взаимосвязанные задачи воспитания и обучения. Так, обучая детей способам рисования, он учит их последовательно анализировать предмет, описывать увиденное, рассказывать о способах действий, аккуратно пользоваться краской, не мешать товарищу, убирать по окончании все на место.Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности можно выяснить, каковы представления детей о внешнем мире, насколько свободно они излагают свои мысли, каков их словарный запас.

Об уровне нравственных представлений детей можно узнать из высказываний, реплик, при оценке выполненных работ и т. д. Следовательно, в каждом просмотренном занятии, как в зеркале, будет отражаться уровень работы с детьми по всем разделам программы. Успешность проведения занятий воспитателем определяют три условия: хорошее знание программы, владение методикой обучения, знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей своей группы.

Чтобы контролировать воспитателя и оказывать ему методическую помощь, заведующий должен знать программы всех возрастных групп и методику обучения, разбираться в психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста, быть в курсе новых научных исследований и передового педагогического опыта.

Введение в детских садах систематического обучения детей на занятиях как основной формы организации умственного воспитания дошкольников явилось важнейшим этапом развития отечественной дошкольной дидактики. Количество занятий для различных возрастных групп определяется «Программой воспитания в детском саду». Организация их проведения требует определения и соблюдения гигиенических норм и правильн

ости использования педагогического инструментария - приемов, методов, средств обучения. Основными структурными компонентами занятия являются:

организация детей, или вводная часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности;

основная часть занятия, предусматривающая собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность;

заключительная часть, связанная с подведением итогов детской деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ.

Важно помнить, что на каждом занятии педагог осуществляет взаимосвязанные задачи воспитания и обучения. Так, обучая детей способам рисования, он учит их последовательно анализировать предмет, описывать увиденное, рассказывать о способах действий, аккуратно пользоваться краской, не мешать товарищу, убирать по окончании все на место. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности можно выяснить, каковы представления детей о внешнем мире, насколько свободно они излагают свои мысли, каков их словарный запас.

Об уровне нравственных представлений детей можно узнать из высказываний, реплик, при оценке выполненных работ и т. д. Следовательно, в каждом просмотренном занятии, как в зеркале, будет отражаться уровень работы с детьми по всем разделам программы. Успешность проведения занятий воспитателем определяют три условия: хорошее знание программы, владение методикой обучения, знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей своей группы. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Чтобы контролировать воспитателя и оказывать ему методическую помощь, заведующий должен знать программы всех возрастных групп и методику обучения, разбираться в психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста, быть в курсе новых научных исследований и передового педагогического опыта.

6. Модели и типы обучения детей дошкольного возраста

Современные модели дошкольного образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентирванная. Традиционная: цель – вооружить детей знаниями, умениями и навыками (ЗУН), привить послушание, репродуктивная деятельность. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали.

Отличительной чертой учебно-дисциплинарной модели было единообразие содержания, методов и форм обучения, т.е. обучение проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям. Способы общения – наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания. Задача педагога – реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Ребенок – объект приложения сил воспитательной системы. Центр педагогического процесса – фронтальные формы работы с детьми, классно-урочная система, активность детей подавляется, игра жестко регламентируется и ущемляется. Результаты: взаимное отчуждение взрослых и детей, потеря детьми инициативы, негативизм.

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др.) к разработке иной модели обучения, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии воспитателя и ребенка. Целью такого обучения является развитие интеллектуальных; духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности, в том числе и учебной (т.е. личностное становление ребенка), обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели у ребенка, начиная с ранних лет жизни, следует поддерживать желание приобщаться к миру человеческой культуры путем освоения передаваемых ему средств и способов, необходимых для этого приобщения. Воспитателю необходимо организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого каждый ребенок мог бы ощущать свой рост, радость творчества и совершенствования.

В личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с ребенком своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. При этом обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве воспитателя и детей, в котором воспитатель – помощник, советчик, старший друг

Современные исследователи отмечают, что собственно воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:

субъект-объектная модель - взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

объект-субъектная модель - взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект-субъектная модель - позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

Прямое обучение – воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми, дает образец выполнения, в ходе выполнения задания направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата.

2. Передача информации от детей-взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.

Способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных не может. Для этого он должен переворошить свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми ЗУН3. Равноправный поиск взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

Опосредованное обучение заключается в том, что педагог на основе собранных данных о развитии детей организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых ЗУН (книги, игрушки и т.д.). Затем необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. (так, дети обмениваются впечатлениями, о том где они были летом, а педагог достает атлас и наглядно вместе отыскивают, рассматривают и изучают).

Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.

Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:

1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);

2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;

3 этап – закрепление, систематизация, применение;

4 этап – задание на дом.

Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:

– организации работы (1–3 мин);

– главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);

– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.

Основные компоненты современного урока:

1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.



4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Основные пути совершенствования современного урока следующие:

Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки - тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.

Совершенствование типологии и структуры урока. Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Основными структурными компонентами занятия являются:

1.Организация детей, или вводная часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия,- вызвать интерес к содержанию, собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. Организация деятельности в условиях создания игровой ситуации в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям дошкольников. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

2 .Основная часть занятия, предусматривающая собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность.

В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно - воспитательным программным задачам.

3.Заключительная часть , связанная с подведением итогов детской деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ.

В конце занятия с дошкольниками формулируется общий итог познавательной деятельности. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.

В заключительной части даётся оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте.

Методы:

1. Наглядные методы включают организацию наблюдений; показ предметов, картин, иллюстраций; использование ТСО и дидактических пособий.

2. Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.

3. Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.

4. Игровые методы - дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Приемы ФЭМП:

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но вых знаний).

    Инструкция (используется при подготовке к самостоятель ной работе).

    Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

    Вопросы к детям.

    Словесные отчеты детей.

    Предметно-практические и умственные действия.

    Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

    точность, конкретность, лаконизм;

    логическая последовательность;

    разнообразие формулировок;

    небольшое, но достаточное количество;

    избегать подсказывающих вопросов;

    умело пользоваться дополнительными вопросами;

    давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

    краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

    на поставленный вопрос;

    самостоятельные и осознанные;

    точные, ясные;

    достаточно громкие;

    грамматически правильные...

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяется в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

МАДОУ Детский сад № 27 «Надежда»

городского округа город Октябрьский РБ

«Структура и методика проведения организованной образовательной деятельности при ФЭМП»

Составитель: С.О Саитова, воспитатель

высшей квалификационной категории

г. Октябрьский, 2017 г.

Начало аддиктивного процесса характеризуется возникновением понимания, что существует определенный способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние. Естественно, что люди, испытывающие трудности, стрессы, люди, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее становятся на путь аддикции, особенно при отсутствии поддержки со стороны друзей и близких. Особенность аддикции, как нередко отмечается, - в постепенном разрыве контактов с людьми, в нарушении межличностных отношений. В естественном, неаддиктивном поведении человек, попавший в трудную ситуацию, ищет поддержки не в фиксации на каких-то суррогатах, а в межличностном общении. Это общение включает первым делом круг своей семьи, друзей и знакомых. От многих из них идет "заряд положительной энергии" в виде теплого участливого отношения, заботы, сопереживания. Эмоциональная поддержка, поддержка словом способствует улучшению настроения, стимулирует оптимизм, улучшает самочувствие, повышает самооценку. Это взаимообогощающий процесс, от которого выигрывают все его участники. Особенно важно подчеркнуть, что в процессе общения включаются, начинают функционировать ранее скрытые потенциальные возможности: человек начинает лучше понимать себя и других людей, нередко в нем пробуждается способность к творческому подходу - стремление постигать новое, найти способо продуктивного самовыражения. Большое значение имеют контакты с товарищами по работе, участие в различных секциях, кружках, а также психологических тренингах, где возможно отвлечение, сочетаемое с каким-то видом полезной деятельности, общение в группе.

Все это противостоит, противоречит аддиктивным взглядам, подходам и может быть полезным для людей, оказавшимся в начале аддиктивного пути. Чем раньше после начала развития аддикции человеку будет оказана помощь, тем вероятнее возможность остановки этого болезненного процесса.

Аддиктам (в том числе начинающим), чаще всего, присущи следующие личностные особенности:

1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

3) внешняя социабельность, сочетаемая со страхом перед стойкими социальными контактами;

4) стремление говорить неправду;

5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;

7) стереотипность, повторяемость поведения;

8) зависимость;

9) тревожность.

Очевидно, что борьба с этими проявлениями аддиктивного поведения, их предупреждение - являются важными элементами психопрофилактической работы с подростками.

Групповые занятия предлагаемой программы ориентированы в первую очередь на учащихся учебных заведений системы начального профессионального образования. Целесообразность выделения данной категории учащихся мотивирована в первую очередь их психологическими особенностями. Практика проведения групповых занятий с учащимися профессиональных училищ показала особую специфику работы. Так, например, учащиеся весьма неохотно принимают участие в ролевых играх. Практически всегда на занятиях присутствует значительное количество учащихся, предпочитающих либо «отсиживаться», либо ждущих конкретные, целевые указания от ведущего (ведущих). По сравнению с «типичными» школьниками, студентами ВУЗов мышление учащихся профессиональных училищ более «практическое»: сравнительно лучше развито наглядно-действенное мышление, хуже – абстрактно-логическое. По этой причине всегда довольно тяжело проходит обсуждение в группе, в котором требуется что-то обобщить, подытожить. При составлении данной программы мы постарались учесть эти особенности.

В целом представляется целесообразным организовать такие формы работы с подростками, в рамках которых они могли бы не только делиться друг с другом собственными соображениями, но и получать дополнительную информацию о человеке и его жизни, приобретать новый, более эффективный опыт в общении с собой и другими людьми. Важно, чтобы подростки приобрели опыт организации своего собственного досуга, развития своих интересов, способностей, личностных возможностей.

Особым образом организованное взаимодействие в группе при участии взрослого помогает подросткам осознать себя, свои ценности и сопоставить их с духовными и общественными ценностями, определить и сформировать свое отношение к творческой полноценной жизни человека как к цели, к которой надо стремиться.

Цель предлагаемого курса – помочь подростку осознать проблему наркозависимости и выработать у него навыки защитного поведения.

Учитывая, что в условиях профессионального училища далеко не всегда удается провести тренинг в оптимальных рамках, мы предлагаем максимально гибкую схему тренинга, когда сам психолог, исходя из своих возможностей, определяет объем, частоту и продолжительности занятий. При этом важно помнить, что любой тренинг имеет свою внутреннюю логику, которая определяется как преемственностью упражнений, так и последовательностью целей, которых ведущий достигает на каждом из этапов :

1. Знакомство и выработка групповых правил;

2. Осознание собственного отношения к наркотикам;

3. Осознание мотивов злоупотребления наркотиками;

4. Осознание проблемы зависимости;

5. Тренировка навыков отстаивания своей позиции;

6. Прояснение предрассудков, связанных с наркотиками;

7. Осознание личных ценностей;

8. Выработка навыков помощи другим.

Упражнения данного курса, представленные ниже, расположены в том порядке, который соответствует вышеназванным этапам и традиционно соблюдается ведущим.

Общая продолжительность программы 20 часов (ориентировочно: 10 встреч по 2 часа).

Особенности форм и методов проведения занятий по данному курсу

Основная форма работы – групповые занятия. Оптимальным представляется количество участников в 10-20 человек. Максимальное количество участников: 25 человек. Желательно, чтобы при количестве участников более 15, занятия проводили двое ведущих.

Предварительная работа . Желательно перед началом занятий провести предварительный разговор с участниками, где им необходимо объяснить цель и задачи занятий, рассказать регламент. При подборе участников в группу следует руководствоваться следующими критериями:

1) желание и добровольность прихода в группу

2) противопоказано участие людей с явно выраженными нарушениями психического здоровья

3) приблизительно одинаковый возраст участников; желательно, чтобы разброс составлял 2-3 года

Структурные компоненты занятий

Занятия в рамках программы по содержанию и формам работы могут быть достаточно разнообразны. Особенности каждого занятия обусловлены как проблемами, которые рассматриваются, так и характером группы и личностными особенностями и эмоциональным состоянием участников. Вместе с этим, в целях более технологичного проведения занятий выделены структурные компоненты занятий. Эти компоненты представлены на каждом занятии, особенности же их применения могут меняться с учетом целей и задач конкретного упражнения. Также следует отметить, что ведущий тренинга может самостоятельно подбирать упражнения для проведения занятий из представленных ниже, учитывая возрастные особенности участников группы и место проведения тренинга.

1) Адаптационный компонент . Предполагает проведение в начале каждого занятия упражнения – разминки, направленного на снятие напряженности и способствующего физическому раскрепощению участников занятий.

2) Конструктивно-практический компонент. Содержит собственно обсуждение и решение вопросов, ситуаций, используются упражнения, игровые технологии, отрабатываются поведенческие навыки, происходит формирование личностной позиции участников группы.

3) Рефлексивный компонент. Включает обсуждение, высказывание собственных мнений в группе.

4) Эмоционально-завершающий компонент . Назначение и смысл данного компонента в создании эмоционально положительного впечатления от занятия, а в развитии у участников культурного общения с окружающими. Данный компонент придает завершенность конкретному занятию и предполагает дальнейшую встречу участников.

Упражнение “Имя”

Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом.

Принципы занятий:

Умейте слушать друг друга

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

Говорите по существу

Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

Делитесь чувствами

Важно, чтобы каждый участник имел возможность свободно высказываться. Поощряйте стремление участников делиться своими мыслями, давайте участникам почувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Следует помнить, что участник имеет право отказаться от участия в обсуждении, когда оно вызывает у него сильные негативные чувства.

Проявляйте уважение

Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

Все участники должны собираться до установленного времени.

Правило поднятой руки

Высказываться по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.

Без оценок

Принимаются разные точки зрения, никто друг друга не оценивает.

Конфиденциальность

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

Правило "стоп".

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

В детстве я хотел быть...

Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.

Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.

Социометрия

Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" (варианты: "Те у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.

Цель упражнения: позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.

Самый-самый мой плакат

Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1. Имя, 2. Возраст, 3. Вес, 4. Рост, 5. Мой любимый цвет.

Нарисовать: а) чем я люблю заниматься, б) некоторые мои друзья, в) так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет), г)моя семья, д) если бы у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы... е) вот мое любимое место.

Эти плакаты прикрепляются на грудь, и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течении 15 минут.

Цель упражнения: знакомство, создание доверительной атмосферы.

"Я-реальное" и "Я-идеальное"

Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в "двух ипостасях": Я-реальное и Я-идеальное . Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение:

Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?

Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Беседа "Что такое самооценка?"

Не следует забывать, что все "Я - образы", включая "Я –реальное"- это всего лишь субъективные представления человека о себе. Вместе с ним, рядом с ним существует фактическое положение человека в системе социальных связей. То, каким он должен быть, каким он хотел быть, каким он представляет себя окружающим, наконец, каким он видит себя в данный момент –все это может совпадать, но может и не совпадать с тем, каким он является на самом деле. Поэтому возникает важнейшая для каждого человека задача –осуществить правильную самооценку, соотнеся ее с тем, как его оценивают другие люди. Что такое самооценка?

Каждый из нас имеет своего рода "внутренний манометр", показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен он собой или нет. Значение этой оценки удовлетворенности своими личными качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценка может стать источником конфликта для личности. Так, чрезмерно высокая самооценка говорит о том, что человек склонен переоценивать себя, причем в ситуациях, не дающих для этого повода. И тогда нет ничего удивительного в том, что он часто сталкивается со скептическим отношением окружающих. К чему это ведет? Он озлобляется, проявляет подозрительность. Если самооценка очень низкая, то у человека проявляется "комплекс неполноценности", устойчивая неуверенность в себе, отказ от инициативы, безразличие и тревожность.

Одна из проблем, с которой часто сталкиваются подростки, молодые люди, - неустойчивая самооценка. Проявляется это в том, что в одних ситуациях, где человек успешен, где его хвалят, проявляется высокая самооценка. Другие же ситуации, в которых человек не так успешен, где его критикуют –самооценка редко падает. Подобные перепады самооценки приводят к большому эмоциональному перенапряжению. К примеру, если человек в состоянии повышенной самооценки принимает какое-то решение, то от него можно, конечно, ожидать что он примет на себя повышенные обязательства. И скорее всего цели своей человек не добьется, в результате чего наступает разочарованность, человек "рвет на своей голове волосы".

Для того, чтобы самооценка стала адекватной, можно воспользоваться услугами психолога, который с помощью специальных методик - психологических тестов –поможет оценить такие качества как интеллектуальные способности, личностные особенности и т.д.

Снежный ком

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий долженназвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки

Побег из тюрьмы

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Мы похожи?..

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

Ты похож на меня тем, что...

Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.

Чувства

Участникам предлагается: вспомнить ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящемся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются. После этого участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.

Возможный вариант:

Чувства говорящего

раздражение

возмущение

презрение

недоверие

ответственность и т.д.

Чувства слушающего

сочувствие

возмущение

отвращение

понимание

сожаление

уважение и т.д.

Цель упражнения: анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь? (мозговой штурм)

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: "Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему:

Снимать барьеры в общении

Удовлетворять свое любопытство

Снимать напряжение и тревожность

Стимулировать активность

Следовать принятой традиции

Приобретать новый опыт".

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсужденя целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. К примеру, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.

Табу

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Тосты

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке.

Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Что внутри вас помогало вам отказаться?

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Портрет наркомана

Участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: "Нарисуйте "портрет наркомана". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах". После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями.

По завершении обсуждения можно провести своеобразный конкурс на то, кто «быстрее распрощается со своим наркоманом». Для этого в центр круга ставится мусорная корзина. Участники с одинакового расстояния должны попасть скомканным рисунком в эту корзину. При этом, если участник не попал – он берет свой комок и отходит на исходную позицию.

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

10 заповедей

Участников просят придумать 10 заповедей - неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.

Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.

Зависимость (незаконченные предложения)

Участникам раздается бумага и карандаши. Объясняется, что необходимо закончить следующие предложения:

1. Когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя, тогда я...

2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает...

3. Свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через...

4. Когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю, что...

5. Ситуация, в которой я бы мог стать зависимым от наркотика, это...

6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то, я осознаю, что...

7. Быть независимым для меня означает...

8. Как я понимаю, зависимость это...

Можно эти предложения заготовить в виде распечаток и раздать для самостоятельной работы (10 минут).

Затем группа делится на пары и участники поочередно зачитывают друг другу варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные точки зрения, а также наиболее отличные.

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости

Его сильная сторона

Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого".

Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

Шахматы

Если группа большая, то ее делят на части (по 5-7 человек), количество участников в подгруппах должно быть нечетным.

Задается тема для обсуждения:

Допустимо ли употребление наркотиков в обществе?

Подгруппы рассаживаются кругами и рассчитываются "на первый-второй". Первые номера отстаивают одну точку зрения, начиная свое выступление словами: "Да, употребление наркотиков допустимо...", а вторые - противоположную: " Нет, употребление наркотиков недопустимо..." Взаимодействие осуществляется по кругу, при этом отвечающий сначала перефразировать предыдущего участника, а затем возразить, обращаясь к следующему по кругу собеседнику. К примеру: "Насколько я понимаю, ты, Сергей, считаешь, что употреблять наркотики нельзя, так как это подрывает здоровье человека, но мне кажется, что ничего страшного нет в том, что человек хотя бы раз попробует наркотик..." Когда один круг закончится, упражнение продолжается, но точки зрения меняются на противоположные благодаря нечетному числу участников.

Цель упражнения. Оно дает почувствовать, что проблема употребления наркотиков не такая простая, как кажется на первый взгляд. Так, например, наркотические вещества используют в медицине для того, чтобы облегчить страдания больных, или, например, известны случаи из истории, когда наркотики употребляют люди искусства для стимуляции воображения. Смысл этого упражнения заключается в том, чтобы сформировать у подростка более осознанную позицию в отношении наркотиков и выработать у него навыки аргументированной защиты своей позиции.

Ответственность (незаконченные предложения)

Предложения записываются под диктовку; во время паузы участники должны эти предложения закончить; наиболее верна первая реакция; если какое-то предложение не подходит, его можно пропустить; в конце дается ненемало времени для того, чтобы все завершить.

Быть ответственным для меня означает...

Некоторые люди более ответственны, чем другие, - это люди, которые...

Безответственные люди - это...

Свою ответственность к другим людям я проявляю через...

Вид ответственности, который, как я чувствую, более тяжел для меня - это...

Ответственного человека я узнаю по...

Чем сильнее моя ответственность, тем больше я...

Я побоялся бы нести ответственность за...

Быть ответственным по отношению к самому себе - это...

Я несу ответственность за...

Проводится обсуждение в парах и в кругу. Ведущий помогает участниками прояснить их точки зрения и осознать степень своей ответственности за свои чувства, мысли, поступки. При проведении обсуждения можно дать участникам почувствовать достоинства и недостатки двух позиций: "ответственности за других" и "ответственного отношения к другим". Приведенная ниже таблица поможет ведущему сориентироваться в этом вопросе.

Когда я чувствую ответственность за других

исправляю

контролирую

перенимаю их чувства

не слушаю

Я чувствую...

усталость

неуравновешенность

Я беспокоюсь о

обстоятельствах

том, чтобы не ошибиться

исполнении

Я манипулятор , т.е. использую других

Я думаю , что человек живет в соответствии с моими ожиданиями

То же самое, только Когда я отношусь ответственно к другим

демонстрирую эмпатию (сопереживание, понимание чувств)

подбадриваю

делюсь
конфликтую

Я чувствую...

уравновешенность

осознанность

самоценность

Я беспокоюсь

о человеке

о чувствах

с человеком

Я верю , моего присутствия с другим человеком достаточно

Я помощник/проводник , т.е. сопровождаю другого

Я думаю , человек сам отвечает за себя и за свои поступки

Я могу доверять и принимать людей такими, какие они есть

Цель упражнения: помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других.

За кругом

Нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.

Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)

Дискриминация, как ущемление прав меньшинства, достаточно широко распространена в нашем обществе. Причем в случае с наркозависимостью дискриминируемыми могут быть как те, кто употребляет наркотик, так и те, кто находится рядом с наркоманами. Важно понять, что, ущемляя права меньшинства (например, пытаясь решить проблему наркомании только карательными методами), мы чаще всего лишь усиливаем напряжеженность, отчуждение, еще больше осложняем ситуацию. Кстати, это упражнение может продемонстрировать и противоположный пример: как, руководствуясь естественными человеческими чувствами, участники группы оказывают помощь тем, кто оказался за кругом.

Цель упражнения: помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.

Что вы действительно думаете

Группа делится на подгруппы по 4 человека, выдаются карточки с написанными на них предложениями. В подгруппе участники по очереди поднимают, зачитывают эти карточки и высказываются за или против, делается короткое обсуждение. Предложения:

Курение должно быть запрещено во всех публичных местах

Алкоголиков и наркоманов надо изолировать от общества

Нужно, чтобы наркоманы получали бесплатно чистые иглы и шприцы

Женщины, больные наркоманией или алкоголизмом, не должны иметь детей

Могут быть предложены и другие спорные высказывания, относящиеся к теме зависимостей и поведения молодежи.

Время на работу в подгруппах (3-5 человек) - 10-15 минут.

После этого в общем кругу участники делятся результатами получившегося обсуждения. Можно наглядно на доске или ватмане представить спектр имеющихся мнений (сколько согласно человек и несогласно по отдельным высказываниям.

В ходе обсуждения обращается внимание на то, что нередко наше отношение к тому или иному явлению диктуется предрассудками и ложными представлениями, что может рождать дискриминацию отдельных категорий людей.

Цель упражнения: осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.

Мифы

Далеко не все из нас имеют отчетливое представление о наркомании. Часто взрослые да и сами подростки формируют свои представления о наркотиках, ориентируясь на рассказы приятелей, слухи и предубеждения. Это опасно, во-первых, потому, что "мифы" о наркотиках могут преуменьшать реальную угрозу (например, миф о том, что марихуана совершенно безвредный наркотик), во-вторых, потому, что "мифы" могут чрезмерно преувеличивать опасно, рождая чувство безысходности и обреченности (например, миф о том, что стоит человеку один раз попробовать наркотик, он обязательно станет наркоманом). Упражнение "Мифы" может помочь подростку выработать зрелую и обоснованную позицию в отношении наркотиков.

В начале упражнения группе предлагается ряд высказываний, относящихся к теме наркомании. К примеру, такие:

Достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом

Наркомания не болезнь, а распущенность

Все наркоманы - преступники

Наркотики помогают снять напряжение

Марихуана совершенно безопасно

В комнате вывешивается три таблички с надписями:

Может быть

Участники в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу каждого из этих высказываний. Затем участникам необходимо разделиться в соответствии с их убеждениями на 3 группы, после чего ведущий организует дискуссию, в ходе которой каждая группа отстаивает свою точку зрения. Затем обсуждается следующее высказывание.

После упражнения целесообразно дать участникам дополнительную информацию и статистические данные, развенчивающие мифы, существующие в обществе по этой теме.

Цель упражнения: помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.

Я в будущем

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Обсуждение истории (дискуссия)

"Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, он стал часто пропускать уроки, у него появились "подозрительные" друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько лет "балуется" "ханкой"; ему это нравится, но он не считает себя наркоманом. Потом он предложил ей уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и в этот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане; та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема.

После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице - Свете. Она знала, что в прошлом году у Светы от наркотиков погиб родной брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педагогический совет и поставлены в изветность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался всегда рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя больше наркотиков не употребляет, но с Катей отношения испортились".

Этот рассказ зачитывается один раз, затем участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:

Кто вызывает наибольшую симпатию?

Чьи действия были наиболее правильными?

Группа делится на подгруппы по 4-5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями, желательно прийти к общей точке зрения. Затем проводится общее обсуждение в режиме дискуссии. Ключевыми понятиями при этом должны быть "ответственность" и "дискриминация".

Уверенные интонации

Вызываются два добровольца. Ведущий с помощью наводящих вопросов выясняет спорную для участников тему, так чтобы они придерживались противоположной точки зрения. После того, как спорная тема выяснена, ведущий объявляет "публичные дебаты", противоположность которых 3 мин. За это время каждый из спорщиков должен попытаться склонить на свою точку зрения оппонента.

По окончании отведенного времени остальные участники должны голосованием выявить, у кого из участников в голосе присутствовали наиболее уверенные интонации.

Победитель дебатов сразу же встречается со следующим добровольцем. И так до тех пор, пока все участники не пройдут через дебаты.

При обсуждении стоит выписать те критерии, на которые участники опирались при определении, у кого из спорящих наиболее уверенные интонации.

Цель упражнения: выработка у участников навыков уверенных интонаций.

Ценности

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

Интересная работа

Хорошая обстановка в стране

Общественное признание

Материальный достаток

Удовольствия, развлечения

Самосовершенствование

Свобода

Справедливость

Доброта

Честность

Искренность

Целеустремленность

Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

Последняя встреча

Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой.

Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

Письмо в редакцию

Участникам предлагается разделиться на две подгруппы, каждая из которых временно будет исполнять функции редакции молодежной газеты. "Представьте, что к вам в редакцию пришло письмо, - объявляет ведущий. - Постарайтесь за 15-20 минут совместными усилиями написать ответ молодому человеку". Затем ведущий раздает письма. Примерные варианты письма могут выглядеть так:

"Дорогая редакция.

Я была в компании и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я все время думаю, а вдруг я уже наркоманка. Что мне теперь делать? К врачу идти я боюсь. Ответьте мне, пожалуйста.

Маша П., 14 лет"

"Дорогая газета!

У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят и пьют водку. Теперь он все больше времени проводит с ними.

Мне он нравится, и я очень хочу ему помочь, чтобы он не стал алкоголиком.

Посоветуйте как?

Марина, 16 лет"

После того как ответы написаны, подгруппы меняются письмами и своими вариантами ответов. Теперь каждой из подгрупп предлагается оценить качество ответа их коллег по следующим критериям:

Доступна ли форма ответа на письмо?

Понятен ли смысл ответа?

Не вызвал ли у вас чувство смущения или неприязни этот ответ?