Тире между подлежащим и сказуемым 5. Тире между подлежащим и сказуемым. Письменные тренировочные упражнения

Вариант 1

Выполнил:

  • Дон р…ка капризная
  • Июньская ноч.. к..р..тка.
  • Только труд вс..му основа.
  • Ц..на ч..ловеку дело его.
  • Пр..мая обязанность художника изображение действительности.
  • Понимание окружающего м..я цель.
  • Грузопод..емность судна велика.
  • Первая и главная прелесть рассказа это пр..стота и искренность.

Проверил:

Оценка:

Предварительный просмотр:

Вариант 2

Выполнил:

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, запишите, какой частью речи они выражены.

  • Ласковое слово это большая помощ.. в беде.
  • Книга источник знания.
  • Любовь к своей Родине это пламенное ж..лание ее процветания.
  • Правда это победа совести в ч..ловеке.
  • Озеро изумрудное.
  • Художественная л..тература это искусство слова.
  • Д..рога грязная.
  • Степь б..л..шой солнечный диск.

Проверил:

Оценка:

Предварительный просмотр:

  1. Он толкнул вазу.
  2. Лодка исчезла вдали.
  3. Вдруг налетели чайки.
  4. Облачно.

Подчеркните грамматическую основу.

Составьте слово из первых букв грамматических основ.

Вы узнаете, как прошел сегодняшний урок.

  1. Он толкнул вазу.
  2. Лодка исчезла вдали.
  3. Вдруг налетели чайки.
  4. Облачно.

Подчеркните грамматическую основу.

Составьте слово из первых букв грамматических основ.

Вы узнаете, как прошел сегодняшний урок.

  1. Он толкнул вазу.
  2. Лодка исчезла вдали.
  3. Вдруг налетели чайки.
  4. Облачно.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1 ? 2 ? 3 ? 4 ? 1. Какой раздел русского языка изучает знаки препинания и правила их постановки? 2.Какой раздел русского языка изучает построение словосочетаний и предложений? 3. «Ты сегодня пойдешь в кино?» Укажите тип предложения по цели высказывания. 4. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает действие?

1 п у н к т у а ц и я с и н т а к с и с в о п р о с и т е л ь н о е п о д л е ж а щ е е

Тире Дефис «Ты выполнил домашнюю работу?» – спросил Дима. Из-за Из-под ВАЖНО

По какому принципу предложения распределены в два столбика? Я люблю русскую природу. Москва – столица нашей Родины. Даниель Дефо родился в Бристоле. Арена – круглая площадка в цирке. Скинуло кафтан зеленый лето. Гнездо – жилище птицы. Всю ночь пел соловей. Брошюра – небольшая книжка. Только серые вороны расшумелись на лугу. Пословица – мудрость народа.

Тире между подлежащим и сказуемым

Сущ.в им. п. – сущ.в им.п. Ученье – свет, а неученье - тьма

Подсказка! Можно быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым. Нужно вставить между ними указательное слово ЭТО или ВОТ. Глагол – (это) часть речи. Книга – (вот) лучший товарищ. Повторение – (это) мать учения.

Критерии отметки 0 – 1 ошибка 2 ошибки 3 – 4 ошибки 5 и более ошибок «5» «4» «3» «2»

Дон р…ка капризная Ласковое слово это большая помощ.. в беде. Июньская ноч.. к..р.. тка. Книга источник знания. Только труд вс.. му основа. Любовь к своей Родине это пламенное ж.. лание ее процветания Ц..на ч.. ловеку дело его. Правда это победа совести в ч.. ловеке. Пр..мая обязанность художника изображение действительности. Озеро изумрудное. Понимание окружающего м..я цель. Художественная л.. тература это искусство слова. Грузопод.. емность судна велика. Д..рога грязная. Первая и главная прелесть рассказа это пр.. стота и искренность. Степь б..л.. шой солнечный диск.

Дон – р е ка капризная. Ласковое слово – большая помощ ь в беде. Июньская ноч ь к о р о тка. Книга – источник знания. Только труд - вс е му основа. Любовь к своей Родине – это пламенное ж е лание ее процветания. Ц е на ч е ловеку – дело его. Правда – это победа совести в ч е ловеке. Пр я мая обязанность художника – изображение действительности Озеро изумрудное. Понимание окружающего – м о я цель. Художественная л и тература – это искусство слова. Грузопод ъ емность судна велика. Д о рога грязная Первая и главная прелесть рассказа - это пр о стота и искренность. Степь – б о льшой солнечный диск.

Составьте слово из первых букв грамматических основ. Он толкнул вазу. Лодка исчезла вдали. Вдруг налетели чайки. Облачно. Вы узнаете, как прошел сегодняшний урок.

О н т олкнул вазу. Л одка и счезла вдали. Вдруг н алетели ч айки. О блачно. Отлично

Дополните предложения Мне понравилось на уроке… Мне было интересно… Сегодня я понял…


1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме именительного падежа: Одиночество в творчестве — тяжёлая штука (Ч.); Следующая станция — Мытищи, Московские игры — прекрасная академия спортивного творчества (Газ.).

Как правило, тире ставится:

1) в предложениях, имеющих характер логического определения: Геометрия — отдел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел;

2) в предложениях книжных стилей (научного, публицистического, официально-делового), содержащих характеристику, оценку предмета или явления: Материя — объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания; Разоружение — веление времени;

3) в предложениях тождества (подлежащее и сказуемое выражают одно и то же понятие): Москва — столица России;

4) после однородных подлежащих: Казань, Нижний Новгород, Саратов, Волгоград, Астрахань — крупнейшие города Поволжья;

5) при параллелизме конструкций (частей предложения): Усердный в бригаде — клад, ленивый — тяжёлая обуза;

6) для внесения ясности в смысл предложения; ср.: Старшая сестра его — учительница; Старшая сестра — его учительница.

Примечание. Обычно тире не ставится:

1) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи: Моя мать инженер ; Мой брат школьник ;

2) если в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что и т. п.: Речи как речи (Фурм.); Звёзды будто мелкие алмазы; Облака словно сказочные чудовища; Сегодня небо точно море.

Отступления от этого положения у писателей-классиков и у современных авторов связаны с прежними пунктуационными нормами или с желанием подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом: Твои речи — будто острый нож (Л.); Такая фраза — всё равно что большой шлем в ералаше (Т.); Эта девушка — как праздник! (Аж.); Срок войны — что жизни век (Тв.);

3) если перед сказуемым стоит отрицание не: Офицер этот не чета вам (Фед.); …Уссурийский тигр совсем не сказка , явь почти (Март.); Бедность не порок (Погов.); Сердце не камень (Погов.); Аналогия не доказательство.

Постановка тире в этом случае имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое: Но объяснение — не оправдание (М. Г.); Его взгляды на семейный этикет — не предрассудок ли это?;

4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда — наречие, союз, частица: Дубава, кажется, друг Корчагина (Н. О); Риск, как известно, дело благородное ; Необдуманный поступок вообще шаг опасный; Сергеев теперь известный художник ; Пихта тоже дерево смолистое; Март только начало весны .

Ср. наличие/отсутствие тире в зависимости от указанных условий: Иванов — хороший шахматист; Иванов, кажется , неплохой шахматист (наличие вводного слова); Иванов теперь опытный шахматист (наличие наречия); Иванов тоже известный шахматист (наличие союза); Иванов только начинающий шахматист (наличие частицы);

5) если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения: Степан нам сосед (Ш.); Коля мне друг;

6) если сказуемое предшествует подлежащему: Прекрасный человек Иван Иванович! (Г.); Славное место эта долина! (Л.); Живописный народ индийцы (Гонч.); Неплохой ученик этот мальчик.

Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное деление предложения на два состава: Славные люди — соседи мои! (П.); Удивительное дело сон (Т.); Психологический курьёз — моя мать (Ч.); Ловкая штучка — умишко человеческий (М. Г.); Гроб — дорога (Тв.);

7) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимое сочетание -— фразеологический оборот : Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (Гол.); Два сапога пара (Погов.).

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола (инфинитивом) или если один из главных членов выражен формой именительного падежа существительного, а другой — неопределенной формой глагола: О решённом говорить — только путать (М. Г.); Долг наш — защищать крепость до последнего нашего издыхания (П.); Конечно, это большое искусство — ждать (Соб.); Чай пить — не дрова рубить (Посл.); Заставить меня свернуть с правильного пути — дудки!; Писать посредственные вещи на это не нужен никакой талант — инфинитив в функции именительного темы, сказуемое выражено целым предложением; Казалось бы, чего проще — написать ответное письмо (ср.: Написать ответное письмо — дело простое ).

Но (при инверсии и отсутствии паузы): Какое счастье сына обнимать! (Долм.)

3. Тире ставится перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему: Поймать ерша или окуня это такое блаженство! (Ч.); Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришв.) — в роли сказуемого выступает целое предложение; Понять — значит простить; Спорт и культура — вот два ключа к радости, красоте (Газ.).

4. Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены количественными числительными или если один из них выражен формой именительного падежа существительного, а другой — числительным либо оборотом с числительным: Двадцать лет — хорошая вещь (Сим.); Расставанья и встречи — две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.); Трижды пять — пятнадцать; Скорость — шестьдесят километров в час.

Примечание. В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится: Грузоподъёмность крана 2,5 тонны, вылет стрелы 5 метров; Температура плавления золота 1063 о С.

5. При наличии паузы между главными членами предложения тире ставится между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием на -о (категорией состояния): Уступить — позорно (Тендр.); Это очень несносно — переезжать (Гонч.); Это ужасно — струсить в последний момент; Это чертовски весело — кататься на лодке [ср. без паузы: Кататься на лодке весело; Судить человека в немилости очень легко (Л. Т.)].

6. Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: И женщина и мужчина — пятак пара (Ч.); А крыльцо — дай бог иному князю (А. Т.); Заработок у него теперь — будь здоров; Серёжа — седьмая вода на киселе и вам и мне.

7. При подлежащем, выраженном словом это , между главными членами предложения тире ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия паузы после него; ср.: Это — начало всех начал. — Это неплохое начало; Это — одиночество (Ч.). — Это дом Зверкова (Г.).

8. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — формой именительного падежа существительного, тире между ними обычно не ставится: Он порча, он чума, он язва здешних мест (Кр.); Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Ч.).

Однако тире в этом случае ставится:

1) при логическом подчеркивании: Я — страница твоему перу. Всё приму. Я белая страница. Я — хранитель твоему добру… (Цв.);

2) при противопоставлении: Я — фабрикант, ты — судовладелец (М. Г.); Она — сплошной клубок нервов, а он — воплощение олимпийского спокойствия;

3) при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения): Без тебя я — звезда без света. Без тебя я — творец без мира (Бр.); Мы — люди беспокойные, ибо мы — в ответе за планету; Двое людей, он и она, шли рядом: он — молодой человек в тёмном костюме, она — молодая, очень хорошенькая девушка в цветастом платье;

4) при инверсии главных членов предложения: Герой этого спектакля — я; Пример тому — он.

9. Тире между главными членами предложения не ставится, если один из них выражен вопросительным местоимением, а другой — существительным в форме именительного падежа или личным местоимением: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты; Эта книга чья?; Вы кто?

10. Если сказуемое выражено прилагательным (в том числе местоименным) или предложно-именным сочетанием, тире перед сказуемым обычно не ставится: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый… (П.); Земля велика и прекрасна (Ч.); Вишнёвый сад мой! (Ч.); Небо без единого облачка; Люди здесь необыкновенной доброты.

Тире перед сказуемым-прилагательным ставится:

1) при логическом или интонационном членении предложения: Зрачки — кошачьи, длинные (Ш.); Высота возле разбросанных домиков хутора — командная (Каз.);

2) при наличии однородных сказуемых: Ритм суворовского училища — чёткий, быстрый, военный (Газ.); Он сильно изменился: походка, движения, черты лица, даже взгляд — мягче, спокойнее, проще;

3) при параллелизме конструкций (частей предложения): Ночь — тёплая, небо — синее, луна — серебристая, звёзды — блестящие.

11. В сносках (примечаниях, объяснениях) тире отделяет объясняемое слово от объяснения (независимо от формы выражения сказуемого): Посейдон — в древнегреческой мифологии бог морей; Пегас — считается символом поэтического вдохновения.

Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым" (5-й класс)

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Технологии: игровая; компьютерная; личностно-ориентированная;

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.
  • формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2013; интерактивная доска;

Ход урока

1. Организационный момент. (. 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

Разминка.

Вспомните, что изучает синтаксис.

Что такое словосочетание?

Назовите виды словосочетаний?

Как грамматически связываются словосочетания?

1. Игра «Третий лишний.» (4, 5,6,7 слайд) + Словарная работа

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними. Вставьте пропущенные буквы. Один человек работает на интерактивной доске.

а) пришла з.ма, х. лодная з. ма, пришла рано;

б) в. селые с. нички, с. нички и поп. лзни, кл. вали корм;

в) возле дер. ва; прол. тела мимо; х. лодный вет. р;

г) вес. ло играть, бегать и прыгать, в. селый д. нек.

2) Найдите соответствия. (слайд)

2 группы карточек со словами. Нужно составить 2 предложения. Работают две команды: желтые и зеленые.

На желтых карточках: не, На, ленись, уроке

На зеленых карточках: мы, предложении, о, знаем, Что

На красных карточках: знаки препинания.

Учащиеся строятся в соответствии с порядком слов в предложениях.

  1. Определите, какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

Назовите грамматическую основу.

  1. Какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

Что вы знаете о предложении? (Ответы учащихся.)

Какой частью речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?

Сегодня предстоит узнать новое о сказуемом.

Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. (11слайд)

Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

А.Арсирий

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

Тест слайд 12

3. Объяснение новой темы.

Наблюдение над синтаксической ролью имени существительного.

Выпишите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Слайд 15

1.Дуб сломал ураган.

2. Этот край очень скромен.

3. Первые листики зелёные.

4. Рысь – опасный хищник.

Чем выражено подлежащее и сказуемое в последнем предложении?

В форме какого падежа употреблено подлежащее? Сказуемое?

1) Наблюдение над предложениями (18 слайд)

Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Класс: 5

Аннотация урока: формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2003; интерактивная доска; раздаточный материал; Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская академия наук. - М.: Азбуковник, 1999.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение . 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

1) Третий лишний. (2, 3, 4, 5 слайд)

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними.

а) пришла зима, холодная зима, пришла рано;

б) веселые синички, синички и поползни, клевали корм;

в) возле дерева; пролетела мимо; холодный ветер;

г) весело играть, бегать и прыгать, веселый денек.

2) Найдите соответствия. (6 слайд)

Вспомните, что изучает синтаксис.

Что такое словосочетание?

Назовите виды словосочетаний?

Как грамматически связываются словосочетания?

Что такое предложение? Приведите примеры.

Назовите виды предложений по цели высказывания. Примеры.

Какие предложения бывают по интонации?

Может ли предложение быть без главных членов?

Что такое подлежащее? Сказуемое?

Чем они могут быть выражены? Ваши примеры.

Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. (7 слайд)

Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка - важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

3. Объяснение новой темы.

1) Наблюдение над предложениями (8 слайд)

На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое?

Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Узда для языка – голова.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

Сделайте вывод.

* Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире.

2) Чтение теоретического материала (учебник с. 65).

Физкультминутка.

4. Закрепление.

Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы данных предложений (раздаточный материал на каждого ребёнка).

Доброе начало половина дела.

Семь загадочное число.

Ум одежда, которая никогда не износится.

У лжи ноги коротки.

Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.

Ложь зло для всех.

Детство это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

5. Обобщение.

Назовите главные члены предложения?

Чем они могут быть выражены?

Когда между главными членами ставится тире?

* Работа по учебнику. Выполнение упражнения 167 (пользуясь Толковым словарем, нужно объяснить значение слов).

6. Домашнее задание. Упражнение 169.

7. Выставление оценок за урок. (9 слайд)

8. Рефлексия.

Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял…

Чтобы правильно ставить знаки препинания…

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 5. Тире между подлежащим и сказуемым

1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме именительного падежа: Одиночество в творчестве - тяжёлая штука (Ч.); Следующая станция - Мытищи; Московские игры - прекрасная академия спортивного творчества (газ.).

Как правило, тире ставится:

1) в предложениях, имеющих характер логического определения: Геометрия - отдел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел;

2) в предложениях книжно-письменных стилей (научного, публицистического, официально-делового), содержащих характеристику, оценку предмета или явления: Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания; Разоружение - веление времени;

3) в предложениях тождества (подлежащее и сказуемое выражают одно и то же понятие): Москва - столица России;

4) после однородных подлежащих: Казань, Нижний Новгород, Саратов, Волгоград, Астрахань - крупнейшие города Поволжья;

5) при структурном параллелизме частей предложения: Усердный в бригаде - клад, ленивый - тяжёлая обуза;

6) для внесения ясности в смысл предложения; ср.: Старшая сестра его - учительница; Старшая сестра - его учительница.

Примечание. В ряде случаев тире обычно не ставится:

1) в простых по составу предложениях разговорного стиля речи: Моя мать инженер; Мой брат школьник;

2) если в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что и т. п.: Речи как речи (Фурм.); Звёзды будто мелкие алмазы; Облака словно сказочные чудовища; Сегодня небо точно море.

Отступления от этого положения у писателей-классиков и у современных авторов связаны с прежними пунктуационными нормами или с желанием подчеркнуть оттенок сравнения, содержащийся в сказуемом: Твои речи - будто острый нож (Л.); Такая фраза - всё равно что большой шлем в ералаше (Т.); Эта девушка - как праздник! (Аж.); Срок войны - что жизни век (Тв.);

3) если перед сказуемым стоит отрицание не: Офицер этот не чета вам (Фед.); …Уссурийский тигр совсем не сказка, явь почти (Март.); Бедность не порок (пог.); Сердце не камень (пог.); Аналогия не доказательство.

Постановка тире в этом случае имеет целью логически и интонационно подчеркнуть сказуемое: Но объяснение - не оправдание (М.Г.); Его взгляды на семейный этикет - не предрассудок ли это?;

4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз, частица: Дубава, кажется, друг Корчагина (И.О.); Риск, как известно, дело благородное; Необдуманный поступок вообще шаг опасный; Сергеев теперь известный художник; Пихта тоже дерево смолистое; Март только начало весны. Ср. наличие или отсутствие тире в зависимости от указанных условий: Иванов - хороший шахматист; Иванов, кажется, неплохой шахматист (наличие вводного слова); Иванов теперь опытный шахматист (наличие наречия); Иванов тоже известный шахматист (наличие союза); Иванов только начинающий шахматист (наличие частицы);

5) если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения: Степан нам сосед (Ш.); Коля мне друг;

6) если сказуемое предшествует подлежащему: Прекрасный человек Иван Иванович! (Г.); Славное место эта долина! (Л.); Живописный народ индийцы (Гонч.); Неплохой ученик этот мальчик. Постановка тире в этом случае подчеркивает интонационное деление предложения на два состава: Славные люди - соседи мои! (Н.); Удивительное дело - сон (Т.); Психологический курьёз - моя мать (Ч.); Ловкая штучка - умишко человеческий (М.Г.); Гроб - дорога (Тв.);

7) если подлежащее в сочетании со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот: Грош цена теории, которая фиксирует одни шаблоны (Гол.); Два сапога пара (пог.).

2. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба они выражены неопределенной формой глагола (инфинитивом) или если один из главных членов выражен формой именительного падежа существительного, а другой - неопределенной формой глагола: О решённом говорить - только путать (М.Г.); Долг наш - защищать крепость до последнего нашего издыхания (П.); Конечно, это большое искусство - ждать (Соб.); Чай пить - не дрова рубить (посл.); Заставить меня свернуть с правильного пути - дудки!; Писать посредственные вещи - на это не нужен никакой талант (инфинитив в функции именительного темы, сказуемое выражено целым предложением); Казалось бы, чего проще - написать ответное письмо (ср.: Написать ответное письмо - дело простое ).

Но (при инверсии и отсутствии паузы): Какое счастье сына обнимать! (Долм.)

3. Тире ставится перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему: Поймать ерша или окуня - это такое блаженство! (Ч.); Спорт и культура - вот два ключа к радости, красоте (газ.); Понять - значит простить; Самая поздняя осень - это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришв.) - в роли сказуемого выступает целое предложение.

4. Тире ставится, если оба главных члена предложения выражены количественными числительными или если один из них выражен формой именительного падежа существительного, а другой - числительным либо оборотом с числительным: Двадцать лет - хорошая вещь (Сим.); Расставанья и встречи - две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.); Трижды пять - пятнадцать; Скорость - шестьдесят километров в час.

Примечание. В специальной литературе при характеристике предмета тире в этом случае часто не ставится: Грузоподъёмность крана 2,5 т, вылет стрелы 5 м; Температура плавления золота 1063°С.

5. Тире ставится между подлежащим, выраженным не определенной формой глагола, и сказуемым, выраженным предикативным наречием (категорией состояния) на -о, при наличии паузы между главными членами предложения: Уступить - позорно (Тендр.); Это очень несносно - переезжать (Гонч.); Это ужасно - струсить в последний момент; Это чертовски весело - кататься на лодке [ср. без паузы: Кататься на лодке весело; Судить человека в немилости очень легко (Л.Т.)].

6. Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: И женщина и мужчина - пятак пара (Ч.); А крыльцо - дай бог иному князю (А.Т.); Заработок у него теперь - будь здоров; Серёжа - седьмая вода на киселе и вам и мне.

7. При подлежащем, выраженном словом это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия либо отсутствия паузы после него. Ср.:

Это - начало всех начал. - Это неплохое начало; Это - одиночество (Ч.). - Это дом Зверкова (Г.).

8. Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - формой именительного падежа существительного: Он порча, он чума, он язва здешних мест (Кр.); Я честный человек и ни когда не говорю комплиментов (Ч.).

Тире в этом случае ставится:

1) при логическом подчеркивании: Я - страница твоему перу. Всё приму. Я белая страница. Я - хранитель твоему добру… (Цв.);

2) при противопоставлении: Я - фабрикант, ты - судовладелец (М.Г.); Она - сплошной клубок не рвов, а он - воплощение олимпийского спокойствия;

3) при структурном параллелизме предложений или частей предложения: Без тебя я - звезда без света. Без тебя я - творец без мира (Бр.); Мы - люди беспокойные, ибо мы - в ответе за планету, Двое людей, он и она, шли рядом: он - молодой человек в тёмном костюме, она - молодая, очень хорошенькая девушка в цветастом платье;

4) при инверсии главных членов предложения: Герой этого спектакля - я ; Пример тому - он.

9. Тире не ставится, если один из главных членов выражен вопросительным местоимением, а другой - существительным в форме именительного падежа или личным местоимением: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты; Эта книга чья?; Вы кто?

10. Тире обычно не ставится, если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием: Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый… (П.); Земля велика и прекрасна (Ч.); Вишнёвый сад мой! (Ч.); Небо без единого облачка; Люди здесь необыкновенной доброты.

Тире перед сказуемым-прилагательным ставится:

1) при логическом или интонационном членении предложения: Зрачки - кошачьи, длинные (Ш.); Высота возле разбросанных домиков хутора - командная (Каз.);

2) при наличии однородных сказуемых: Ритм суворовского училища - чёткий, быстрый, военный (газ.); Он сильно изменился: походка, движения, черты лица, даже взгляд - мягче, спокойнее, проще;

3) при структурном параллелизме частей предложения: Ночь - тёплая, небо - синее, луна - серебристая, звёзды - блестящие.

11. В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого: Посейдон - в древнегреческой мифологии бог морей; Пегас - считается символом поэтического вдохновения.

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 2 Тире между членами предложения § 5. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме именительного падежа: Одиночество в творчестве -

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XXI. Тире между членами предложения § 79. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Человек – кузнец своему счастью;

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 79. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Человек – кузнец своему счастью; Место сбора - вокзал. Как правило,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

XLIII. Согласование сказуемого с подлежащим § 183. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.),

Из книги Мифология Британских островов автора Королев Константин

§ 185. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение 1. По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование, например: Девушка-пилот умело вела машину; Жаркое –

Из книги автора

XXI. ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ § 79. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Москва - столица России. Место

Из книги автора

§ 79. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Москва - столица России. Место сбора - плац (Шолохов).Как правило,

Из книги автора

§ 82. Соединительное тире 1. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов:а) пространственных, например: поезд Москва - Иркутск - Хабаровск - Владивосток;б) временных, например: Крестовые походы 11–13 веков; массовые отпуска в июле -

Из книги автора

§ 133. Запятая и тире При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например: История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, - вот собственно история культуры (Горький); Увы! Моя шкатулка, шашка с

Из книги автора

XLIII. СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ § 183. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.),

Из книги автора

§ 185. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение 1. По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование, например: Девушка-пилот умело вела машину, Жаркое

Из книги автора

ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тире между подлежащим и сказуемым § 10. Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа: Флигель у дома на Садовой по

Из книги автора

Тире между подлежащим и сказуемым § 10. Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа: Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича

Из книги автора

Тире между подлежащим и сказуемым между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными § 10перед сказуемым со словами вот, это § 11при выражении подлежащего и сказуемого (или только подлежащего, или только сказуемого) инфинитивом § 12при сказуемом, имеющем слова

Из книги автора

Тире в функции выделения между членами предложения для подчеркивания их смысла в стилистических целях § 21, пп. 1, 2;

Из книги автора

Глава 10 ХЭЛЛОУИН: МЕЖДУ МИРОВ, МЕЖДУ ВРЕМЕН Самайн. - Христианизация языческих праздников. - День Иного Мира. - Ведьмы. - Костры друидов. - «Сжигание ведьмы». - Ряжение. - Игрища и развлечения. - Ворожба и гадание. - Рецепты.Посреди стола - тыква: верхушка