Теория ангельских языков. Священник Игорь Ефимов. Алфавит ангелов- енохианский алфавит Демонический язык алфавит


Енохианское произношение

Геда – G – ‘J’ как английская












Значения букв Енохианского языка
O- основа Бытия-Становления: бытие, становление; все существующее
L- основа Первенства: первый, первичность, единица; провидение
S- основа Обладания; иметь, овладевать, собирать; вместе
N- основа Внутреннего; внутри (в пределах), внутренняя сторона, индивидуальность
F- основа Манифестации (Проявления); проявлять, видимость, появляться
V- основа Темноты; темный (тайный), скрытый (поэтому неизвестный); отражение (Тень или ее отблеск)
R- основа Движения; двигаться, движение (жест), эмоция, побуждать, изменение
G -основа Отрицания; не(нет), никто, ни
H- основа Дыхания; дышать, жизнь
I -основа Энергии/Возможности; сообщать энергию, давать возможность, способность
A- основа Времени; начинать, начало, новый, заново; снова, тогда, когда
D- основа Вероятности; возможный, потенциальный
B- основа Выбора; двойственность, многочисленность, выбирать(между)
T- основа Равновесия; равновесие, правосудие, регулировать, судья, уравновешивать
C- основа Причинности; совершать, причина, творить, вследствие
Z- основа Разделения; разделять, отдельный, другой, часть чего-либо
P- основа Основания; пространство, место, помещать, ставить, здесь, там, где
M- основа Знания; разум, знать, осознание, познание
Q- основа Вожделения; вожделение, любовь
E- основа Воли; воля, намереваться, целеустремленность, намерение
U- основа Света; свет, просвещение
X- основа Ограничения/Уменьшения; граница, уменьшать, низший, замедлитель
Y- основа Увеличения; расти, увеличение, больше, быстрее
ЕНОХИАНСКИЕ БУКВЫ

Енохианская буква Pa(па)

Ингушский язык па: лётчик
Ингушский язык опа: прогулка, даль
Ингушский язык пха: жила, струна, сосуд, пульс, титива
Ингушский язык пхиъ: пять
Ингушский язык пхо: дно, низ, пуля, зад
Ингушский язык пхье: местожительство
Ингушский язык пхьеа: страна, государство
Ингушский язык пу: очко
Ингушский язык пуба: дееспособный
Ингушский язык епи: этап работ

ЕНОХИАНСКАЯ БУКВА WEH
Ингушский язык вех: вызов, призыв Ингушский язык вех, вих: ломать
Ингушский язык вухь: назад, лицо
Ингушский язык веха: пригласить, пьянеть, нетрезвый, пьяный, растерянный
Ингушский язык вах: жить
Ингушский язык в1ьах: длинно, долго
Ингушский язык виег: трясти
Ингушский язык вайх: горячий
Ингушский язык вег: вести
Ингушский язык воаг: гореть
Ингушский язык воаккх: большой

ЕНОХИАНСКАЯ БУКВА GED

Ингушский язык гад: молитва
Ингушский язык г1ад (g’ad): ствол, дерево, стебель
Ингушский язык г1од: штраф
Ингушский язык гад: полотенце
Ингушский язык г1ад: радость
Ингушский язык агида: догма
Ингушский язык гайдолг: кисть, гроздь
Ингушский язык жадд: дед, бабка, прадед, прабабка и др.
Ингушский язык жаддал: старый, немощный
Ингушский язык жедди: предок

Енохианская буква Or

Ингушский язык оар: голос, речь
Ингушский язык орх: путы, связь
Ингушский язык орг: глубок
Ингушский язык ор: овраг, яма, ров
Ингушский язык оркий: цилиндр
Ингушский язык ур: вверх, высший
Ингушский язык ойре: стих гневного содержания
Ингушский язык уйр: утро
Ингушский язык эра: собака, гончая
Ингушский язык ер: он

ЕНОХИАНСКАЯ БУКВА UN

Ингушский язык ун: болезнь, зараза
Ингушский язык уйне: половой

ЕНОХИАНСКАЯ БУКВА TAL

Ингушский язык тал: дерево, тополь
Ингушский язык талх: гнить, портиться
Ингушский язык толх: храм, старье
Ингушский язык тал: охотник
Ингушский язык тула, тил, тул: заблудший, промах
Ингушский язык т1еала: доскажи
Ингушский язык тола: выйграть, превзойти
Ингушский язык тол: землянка, купол

ЕНОХИАНСКАЯ БУКВА GON

Ингушский язык гон: молот
Ингушский язык гона: коленный
Ингушский язык ген: брюшной
Ингушский язык гьан: дерево
Ингушский язык гонахь: вокруг
Ингушский язык гаьн: за, прочь, далеко
Ингушский язык генар: семечко

ЕНОХИАНСКАЯ БУКВА UR

Ингушский язык урхаз: вождь
Ингушский язык ура: стоя, пребывая на ногах, 2 |переносно| - бодрствуя.
Ингушский язык урх: вожжи
Ингушский язык ург: дыра
Ингушский язык ура: пик |острая вершина горы|.
Ингушский язык ураг1: вверх

Енохианский язык
Одним из интереснейших моментов в истории Джона Ди и Эдварда Келли можно считать появление особенного языка, с помощью которого Ди и Келли общались с ангелами, создавали печати и талисманы, "ангельский язык", позднее получивший название "енохианского языка" по имени ветхозаветного патриарха Еноха, требует самого пристального рассмотрения.

Статья по сабжу в Википедии (англ.)

Сам Ди никогда не называл язык ангелов енохианским, но он указывал, что алфавит этого языка можно считать алфавитом Адама, именно его он использовал для именования всех вещей. О Енохе же Ди писал, что он был последним человеком, которому этот язык был открыт.
По легенде, после изгнания из Рая, Адам забыл енохианский и попытался восстановить его по памяти, что дало начало прото-еврейскому языку, на котором говорили по всему миру вплоть до Смешения Языков при постройке Вавилонской Башни. Позднее только Еноху, при вознесении на небеса, было дано познать тайну первоязыка, опираясь на который он написал книгу "Речений Бога" (Liber Loagaeth), исчезнувшую во время Потопа.
По словам ангела, обратившемуся к волшебникам: "В этом языке каждая буква означает часть вещества, о котором говорит. Каждое слово выражает суть вещества. Буквы разделены и находятся в беспорядке. И потому по числам собираются вместе, также означая число. Ибо как все большее содержит меньшее, так тайные и неизвестные формы вещей объединяются в породившем их. Будучи известны по числу, они могут легко быть разделены, поэтому здесь мы учим, как исчислять места, как из чисел извлекать буквы, а из букв - правильные слова, которые означают суть вещи, о которой говорит Творец." (Дональд Тисон "Подлинная магия ангелов"). Легко заметить, что ангел здесь открывает начала каббалистических методов Гематрии, Нотарикона и Темуры.
Весь доступный словарь енохианского языка был составлен по 19 отрывкам, названным "Ключи" или "Воззвания", с помощью которых Ди намеревался открыть "49 врат мудрости", образы которых запечатлены в новой Liber Loagaeth.

Алфавит
Енохианские слова записываются cправа налево. Алфавит содержит 21 букву. Внутренняя структура алфавита строится на 3-х группах по 7 букв, так названия букв были переданы Келли.
"Названия, начертание и порядок букв алфавита практически не вызывает сомнений, потому что буквы были открыты Келли в видении 6 мая 1583 года, что записано в его собственном рукописном дневнике Liber Logaetum. Они появились на лежащем перед ним листе, написанные "светло-желтым цветом" и Келли обводил их, после чего их очертания исчезали..." (Idem)
Алфавит Ангелов- Енохианский алфавит

Енохианский алфавит, известный также как Алфавит Ангелов, получили доктор Джон Ди и Эдвард Келли во время своих спиритических сеансов, во время которых они получили различных тексты и квадраты от Ангелов. Термин Енохиана пришел от библейского героя Енохи, который хранил тайные мистические знания. Согласно книге Бытия 5:24 «он ходил перед Богом», а в книге Евреям 11:05 сказано, что он » был взят из этой жизни, так что он не испытывал смерти«. Джон Ди так же упоминал об этом в письме Алфавит Адамикал.
На самом деле есть две разные версии написания Енохианского алфавита, незначительно отличающиеся друг от друга. Первый вариант написания можно найти в первых пяти книгах Тайны (Слоун-3188), а второй (который более похоже на правду) приведен в Liber Loagaeth (Слоун-3189), позднее использовался как оригинальным начертанием Келли.

Метод, которым был получен этот алфавит, очень интересен. Джон Ди писал:

«Но следует отметить, что, когда К. [Эдвард Келли] не смогли удачно имитировать форму символов или букв, как они были показал, что тогда они появились обращено на его бумаги светло-желтого цвета, который он обратил на черном и так желтый цвет исчезает, остается только форма письма в черный цвет …»

Ди так же записал разговор с ангелом Ир:

«Эти буквы представляют сотворение человека, а посему они должна дозироваться. Они представляют необходимые средства манипулирования человеческой душой, как это сделал созадель «.

Обычно используют и чаще всего используют показанную ниже версию Енохианского алфавита. Он показывает Енохианские буквы таким, как их рисовал Эдвард Келли.


Енохианское произношение
Veh – C – S ‘или «английская K как’
Геда – G – ‘J’ как английская
Гон – I / Y изредка как ‘J’, как англиское сочетание ‘EE иначе’
Ван – ‘или U’ ‘V иногда’ (Ван / UU как англиский ‘W’ -) двойной
Малс-Na – PH – как английское ‘F’
Veh-Na – CH – ‘Ши’ как греческое английское ‘или ТКП.
Un-Ван – AU – похоже на греческое ‘ AF ‘
Германия – Q – как семитское «Каф» или «Qoph» (горволой) как английское ‘QU или’
Ceph – Z – старое английское ‘Зод как’
Алистер Кроули предложил следующее произношение: все символы произносятся так же как в английском языке, с некоторыми исключениями:

A – ah – как в слове “fAther” ["Fɑ ː də]C – А – как в слове » C Оке »
E – а – как в слове»г E у »
Я – ы – как в слове»е EE т «[ц: т]
O – долгое о – как в слове»см O KE «
Q – Н – как в слове» Q abalah »
U – длинный и – как в слове»е OO л «[ л ː фу]

Многие Енохианские маги сходятся во мнении, что в данном случае «правильное» произношения не является таким уж важным аспектом, по сравнению с концентрацией и намерением мага.

Энохианский язык это значимая и интересная тема в мире оккультизма, имеющая долгую историю множество легенд вокруг процесса своего создания и места в мистических практиках. Хотя об нем узнали только в 16 веке, многие уже заявляют что он основа всем языкам.

В статье:

Енохианский язык - наречие ангелов

Иначе его называют язык ангелов, так как его создатели Джон Ди и Эдвард Келли в 1581 году объявили, что во время ритуала ангелы явились к ним и даровали основы знаний. С помощью этих основ они могли наладить , существующим за гранью обыденности. В этом языке высших сил имелись свои алфавит, грамматика и синтаксис, записанные в дневниках Джона Ди. Название ему дали «Енохианский», в честь и ее автора. Он был последним, кто владел знанием о нём, а знание также получил от ангельских созданий.

Сам создатель и реконструктор языка ангелов Джон Ди имел степень доктора математических наук, увлекался также оккультизмом, астрономией и астрологией. Значительную часть жизни он прожил в Мортлейке, который является западной стороной Лондона. По тем временам он был весьма образован, получил образование в кембриджском Колледже Святого Иоанна, был вхож в высшее общество, давал научные консультации, а также являлся доверенным лицом королевы Елизаветы Первой.

В юношестве Джон не испытывал тяги к сверхъестественным вещам и мистическим практикам, однако, позже его постигло разочарование в точных науках. Он стал искать ответы на свои вопросы в экспериментах с оккультизмом. Джон хотел отыскать затерянные духовные знания и заново открыть мудрость, спрятанную в древних манускриптах и гримуарах . Наибольшее его внимание привлекла так называемая книга Еноха, библейского патриарха, который описывал систему магии, бытовавшую во времена Иисуса и вплоть до Соломона.

Язык ангелов, енохианский язык - это всё связано с библейской фигурой Еноха, бывшего источником знаний о мистической стороне Библии. Как гласит книга Бытия, Енох «ходил с Богом» и не умер, как все люди. Енох был вознесён на небеса и приближен к Небесному Престолу.

Начиная со второй половины жизни, по достижению пятидесятичетырехлетнего возраста Джон Ди начинает создавать труд всей своей жизни. В личном дневнике он записывает, что Бог отправил на Землю ходить меж людьми «Хороших ангелов», служащих проводником Его божественной воли. Для общения с ангелами он привлекает медиума и фальшивомонетчика Эдварда Келли.

Вместе они записали сотни бесед, проведенных с духами, в том числе и те, в которых содержался енохианский алфавит, совершенно непохожий на привычные английские буквы. Эти символы ангелы показали Джону и Келли при гадании на поверхности зеркала, вместе с разными текстами и таблицами. С той поры гадание на зеркальной поверхности стало обычной методикой для провидцев, экстрасенсов, колдунов, медиумов, ведьм и прочих оккультистов всех мастей чтобы получить информацию о будущем.

Глоссолалия - что это такое

Слово имеет греческие корни, представляя собой гибрид двух слов - «язык» и «говорить, вещать, лепетать». Современное христианство зовёт глоссолалией распространённую в различных церквях практику произносить речи на непонятном и бессмысленном языке, который не может быть известен среднестатистическому слушателю.


В течение всего своего повествования Библия нередко упоминает иные, разные и новые языки.
Еще до появления на свет нового языка, Писание могло предсказать это - такие предсказания в Библии встречаются дважды. Первым такое предсказание совершил пророк Исая, живший в шестом-седьмом веке до нашей эры, и возвестивший появление иных языков, «лепечущих уст». В разговоре о других наречиях Апостол Павел в Новом Завете указывает именно на это пророчество, говоря, что дар разных языков, когда два человека, говорящие на разных языках, не могут понять друг друга, и есть предсказанные Исаей «лепечущие уста».

Помимо Исаи глоссолалию, то есть возникновение дара явления разных языков, предсказал Сын Божий, Иисус Христос. Когда его земное служение подходило к концу, как говорит Евангелие от Марка, он перечислил пять знамений сверхъестественной природы, которые предназначены Богом сопровождать проповеди Евангелия. Христос говорил о новых языках, а явились они на Пятидесятницу, великий праздник.

Как относятся глоссолалия к ангельскому языку, который записали Джон Ди и Эдвард Келли? Существует теория о том, что Келли, который увлекался алхимией и твердил, что способен из меди сделать золото, используя лишь помощь таинственного порошка, обретенного им в Уэльсе на могиле епископа, дурил своего компаньона. Утверждения Келли о том, что он одарён силой призыва ангелов посредством магического кристалла, а также умением вести с ними долгие диалоги, вызывали скепсис.

Джон вел протокол каждого такого ритуала и записывал ангельский алфавит, позже названный енохианским, именно во время беседы. Енох был библейским отцом Мафусаила, взятым в рай и возвращенным на землю, чтобы записать всё увиденное им. Недруги, отрицавшие енохианский язык, говорили что Эдвард Келли дурит Джона, а его бормотание при сеансах - не более, чем глоссолалия, бессвязный набор слов, которые Ди, желавший верить в присутствие ангелов, принимал за истинное божественное присутствие и складывал в связные слова

Енохианские символы - предшественники всех остальных алфавитов

Прежде всего, символы - это енохианские ключи, представляющие собой 48 рифмованных поэтических строчек , соответствующих разным функциям в структуре этого вида магии. Джон Ди записал их как в оригинальном виде, так и перевел на современный английский, основанный на древнеанглийском. При большом пожаре оригинальные рукописи Джона были утеряны, в следствие чего появилось множество интерпретаций подлинного и действительного ангельского языка.

Енохианский алфавит

Легенды говорят, что енохианские символы являются наиболее старыми на Земле, а сам енохианский алфавит - предшественник всех остальных человеческих языков. Из всех магических алфавитов енохианский язык считается одним из наиболее сильнодействующих штаммов, помогающий общению с имеющими разум созданиями других планов бытия. Недоброжелательно настроенные ученые и оккультисты упирали на то, что синтаксическое построение енохианского крайне походит на английское построение синтаксиса. А английский, между прочим, был родным языком Джона и Эдварда.

Проведенный электронный анализ показал, что енохианские тексты действительно грамматически связаны с английским языком. В Liber Loagaeth имеются особенности фонетики, присущие английскому. Однако встречаются также и те, что не свойственны естественному языку. Они более связаны с глоссолалией или записанным на слух разговором на ином языке.

Из книги “Современное харизматическое движение сектантства”

Общие сведения о пятидесятниках

Пятидесятничество - одно из рационально-мистических направлений протестантизма. Таково определение сектоведов прошлого века, когда было принято делить еретические общества на рационалистические и мистические. Пятидесятников со всей определенностью можно было бы считать сектой рационалистической. Но их учение о крещении Святым Духом и переживания, сопутствующие этому акту, позволяют усматривать в этом движении заметно выраженный мистический момент.

Пятидесятники стоят в оппозиции не только к Православной и Католической церквам, но и ко всем протестантским направлениям. Основная их цель - восстановить в своих общинах форму и дух христиан Апостольского века. Отсюда - столь развитые у них институты пророков, евангелистов, учителей, проповедников. Отличившихся в проповеди Слова Божиего называют апостолами. Есть среди них “чудотворцы” и “исцелители”. Все пятидесятники в нашей стране, кроме Евангельских Христиан в Духе Апостолов (ЕХДА), исповедуют Святую Троицу.

Особый акцент в своих проповедях сектанты делают на действии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на “иных” языках. Однако некоторые авторитеты утверждают, что Дух Святой может крестить верующего и без знамения языков, хотя таковых исключительное меньшинство. Именно учение пятидесятников о крещении Духом Святым существенно отличает их от прочих протестантских деноминаций.

В остальном оно соответствует главным сектантским догматам. Это, во-первых, и признание исключительного авторитета Священного Писания, и непочитание Божией Матери и святых, а также отсутствие молитв за умерших, непоклонение святому кресту и иконам, непризнание законного благодатного священства. При этом некоторые из них (ЕХДА) утверждают, что вечерю Господню (хлебопреломление), бракосочетание, Крещение и др. может совершать только рукоположенный пресвитер (у ХВЕ в исключительных случаях “эти священнодействия могут совершаться и другими служителями”).

Пятидесятники, самочинно исказив церковные Таинства, превратили их в простые обряды. По их убеждению, Господь не нуждается ни в каких материальных, видимых формах передачи Своей благодати, но в то же время они сохранили обрядовые действия, соответствующие описанным в Новом Завете событиям.

Три теории глоссолалии у современных пятидесятников

“Если я говорю языками человеческими или ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто” (1 Кор. 13, 1 – 2).

“Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но, если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви” (1 Кор. 14, 10 – 12).

Чрезвычайные дары Апостольского века должны сопровождать Церковь Христову на протяжении всей ее земной истории - в этом пятидесятники едины, хотя различные их направления признают разное количество и разнообразные комбинации этих даров. Учение о видимых дарах Святого Духа является для них “не только обязательным, но и основным в вероучении”.

Обычно указывают на необходимую принадлежность Церкви Христовой трех видов тройственных даров Святого Духа:

Дары откровения - мудрость, знание, умение различать духов. Дары вспоможения - вера, чудеса и исцеление. Дары управления - пророчество, говорение на иных языках и их толкование.

Большинство сектантов, правда, не считают обязательным обретение всех этих даров, а обычно ограничиваются “владением” одного - много двух. От даров харизматических пятидесятники отличают плоды Святого Духа. Дары посылаются свыше, а плоды достигаются в личной жизни. Некоторые считают, что дары достигаются путем ревнования через плоды. “Другие утверждают, что плоды являются результатом даров. Есть и промежуточные точки зрения”.

Крещение Духом Святым непременно должно сопровождаться получением каких-либо духовных даров. При этом обязательно стяжается дар или знамение языков. Дар языков есть следствие крещения Духом Святым - оба акта тесно связаны между собой и являются свидетельством один другого. Ничего подобного не включает в свой “символ веры” ни одна из протестантских церквей. Это учение существенно отличает харизматиков от прочих деноминаций.

“Говорение на иных языках не есть что-то незначительное, - пишет видный американский богослов-пятидесятник Гордон Линдсей, - это великое переживание, которое может назидать и обогащать верующего на протяжении всей его жизни”. Что же понимается под назиданием и обогащением?

Человек находится в глубоком неведении о своих истинных нуждах и нуждах других людей. Искони известно, что человек, поврежденный умом и волей, не способен правильно молиться, ибо часто не знает, что ему на самом деле необходимо. И тогда, говорят пятидесятники, Сам Святой Дух начинает молиться за верующего к престолу Всевышнего. Для этого и был ниспослан дар языков.

Теория исторических языков

Харизма языков может осуществляться в трех различных формах. Во-первых, дар языков может изливаться на человека в виде конкретных национальных языков, принадлежащих тому или иному народу. Так, Апостолы в день Пятидесятницы при сошествии Святого Духа заговорили на языках Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и Ливии (Деян. 2, 9 - 10).

Таковая глоссолалия, признаются сами пятидесятники, изливается на них крайне редко. Зато можно слышать, что кто-то где-то слышал, что молящийся говорил на немецком или персидском, а случайно оказавшийся переводчик объяснил, о чем вещал глоссолал. Но поскольку в общинах полиглоты редки, то дары языков остаются сокрытыми для понимания, объясняют пятидесятники. К тому же в мире есть столько языков, которые мало кто знает, например эфиопский. На нем тоже способен “заговорить” верующий.

Поразительна уверенность, с которой сектанты утверждают, что они говорят на неведомых им самим языках. Верующая из пятидесятниц рассказывала, что три дня подряд дар языков у нее изливался на немецком языке. Сама она немецкого не знала, но таково ее предположение. Язык настолько сильно проник в ее душу, что она все это время на родном русском говорила с сильным акцентом, очень близком к языку глоссолалии.

Оставим на совести пятидесятников их утверждение о характере глоссолалии. Известно, однако, что в исключительно редких случаях, в состоянии психического транса, человек действительно может говорить на конкретном историческом языке.

Способность ангела тьмы перевоплощаться в Ангела Света также известна христианам. Не исключены и чисто уникальные проявления многогранной человеческой природы. В медицинской практике известен случай, когда во время сложной операции оперируемая заговорила на непонятном языке. И только врач, хорошо знавший древнюю латынь, определил, что пациентка цитирует Библию именно на этом языке. После операции у нее спросили, где она так хорошо выучила латынь, что явно не соответствовало ее положению в обществе. Оказалось, что никакой латыни она не знает и даже не умеет читать на родном языке, однако выяснилось, что она часто прислуживала гостям, которые собирались у ее хозяина, и подолгу оставалась в комнате, где ее господа читали на непонятном языке Библию.

Есть факты, когда человек в состоянии гипноза начинает разговаривать на английском, немецком или ином языке, причем с акцентом какой-либо определенной местности, совершенно не будучи знакомым даже с элементарными навыками языка, на котором говорил. Во всяком случае, в наше время никто из пятидесятников не может продемонстрировать глоссолалию на каком-либо из известных языков, хотя почти каждый глубоко убежден, что он носитель этой харизмы.

Понимая, однако, двойственность, а скорее двусмысленность, своего положения, харизматики предложили теорию смешанно-исторических языков.

Теория смешанных исторических языков

Согласно ей дар языков изливается на человека сразу в виде многих исторических языков. Глоссолал произносит одну фразу на немецком, другую - на коптском, третью - на турецком языках. Или вообще каждое отдельное слово произносит на разных языках. Слово на английском, слово на китайском и так далее.

Нелепость и надуманность данной теории очевидна.

Если “языки” - это дар Божий, то для чего Творцу ниспосылать его в такой странной форме? “Теория” была измышлена для того, чтобы хоть как-то оправдать отсутствие у пятидесятников подлинного дара языков. Такой способ “языкоговорения” у них весьма распространен. Но, видимо, признавая известную сомнительность такого положения, пятидесятники предпочитают публично не распространяться на эту тему.

В Священном Писании, разумеется, нет никаких подтверждений “теории”, что вовсе не смущает сектантов. Оказывается, глоссолал способен глаголить и на ангельских языках. На вопрос, какими же языками говорят пятидесятники, пресвитер Московской общины ХВЕ Николай Романюк ответил: “Ангельскими”.

Теория ангельских языков

Пятидесятники всех направлений учат, что ангельский язык - это особый, недоступный ни одному народу мира говор, но понятный только Богу. Свои богословские изыскания на сей счет они основывают на вырванных из Писания словах. Апостол Павел обращается к Коринфской общине: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий” (1 Кор. 13, 1). Этого, по их мнению, оказалось достаточно, чтобы утверждать, будто христиане Апостольского века могли говорить с Богом на ангельских языках, а сам дар языков был ниспослан Церкви вовсе не для проповеди среди народов и совсем не представлял собою какую-то исключительную способность, как учит Православная Церковь.

Между тем слова Павла об ангельских и человеческих языках (1 Кор. 13, 1) нельзя рассматривать вне связи с двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой главами первого послания к Коринфянам. В главе тринадцатой Апостол показывает всю “ничтожность их (даров) без любви”. В этом контексте и следует понимать его слова: “Если я говорю языками человеческими или ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий” (1 Кор. 13, 1).

Здесь раскрывается смысл предшествующих речений Апостола о даре языков, а также других даров: исцеления, вспоможения, управления (1 Кор. 12, 28). Все это только дары, а нужно ревновать об исполнении заповедей любви к Богу и ближним. И, поэтому, если человек имеет различные дары от Бога, которые сами по себе не являются плодом исполнения заповедей, и при этом не трудится на ниве своего сердца в стяжании любви, то его дары, например - языков, есть медь звенящая, неразумное сотрясение воздуха.

Дар без любви не приближает человека к Богу, а без смирения в сердце даже отдалит от Него.

Что же касается вопроса, говорили ли первые христиане ангельскими языками, то на него следует ответить вопросами же: если это и возможно, то зачем это? Ведь обладание даже этой способностью, несравнимо более ценной, нежели говорение на иностранных языках, при отсутствии сердечной любви будет пустым звуком. Упоминанием об ангельском языке, равно как и иными стилистическими оборотами, усиливающими речь, апостол Павел в своих посланиях пользуется не раз.

В Послании к Галатам он предостерегает, что если “даже мы, или Ангел с неба будет благовествовать не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1, 8). Вот Апостол заверяет верующих: “ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее… не может отлучить нас от любви Божией” (Рим. 8, 38 - 39). Означают ли эти слова, что он все же допускает возможность подобных действий от горних сил? И Ангел Божий может ли благовествовать что-то противное воле своего Творца? Ангелы - это служебные духи, посылаемые желающим наследовать спасение (Евр. 1, 14), и как возвестители воли Божией, конечно, не могут благовествовать что-либо противное ей. Что же касается падших ангелов, то они правду, как правило, не говорят. И трудно допустить, что Апостол имеет в виду здесь именно их.

Дабы придать проповеданному им ранее учению незыблемость и авторитет, Апостол употребляет такое сильное выражение: “если даже мы, и не только мы, но и Ангел”. Человеку может быть попущено отвернуться от исполнения воли Божией, но Ангелу после совершившегося их разделения на добрых и злых - это невозможно. С единственной целью - сильнее подчеркнуть непреложность своего учения - Апостол прибегает к этой метафоре.

“Посему, - пишет блаженный Феодорит, - если узнаю все человеческие языки и сверх того и языки невидимых сил, но любви к ближнему иметь не буду, то ничем не отличусь от неодушевленных орудий”. Даже и самые высокодуховные мысли, например ангельские, не смогут придать силы словам, исходящим из черствого сердца.

О таком же понимании Писания свидетельствует святой Иоанн Златоуст: “Хотя я и буду говорить, - пишет святитель, - так, как обыкновенно беседуют Ангелы между собой, но без любви я ничто и даже тягостен и несносен”.

Пророк Исайя был удостоен слышать пение Ангелов, говорит Библия. “А Иезекииль, Даниил, Захария, Михей слышали их беседующими. И если бы они сумели передать человеческим словом неизреченную красоту их речи, но без всякого содержания любви, то и в таком случае дар этот не был бы высок рядом с даром любви”.

Ни один из духовных толкователей этого места Послания никогда не подразумевал под выражением “языками ангельскими” (Деян. 13, 1) действительную способность первых христиан говорить ими.

Если бы такая харизма в Церкви существовала, то о ней обязательно бы высказались христианские писатели первых четырех веков, жившие в непосредственной временной близости к описываемым событиям. Но ничего подобного в их трудах мы не находим, ибо христиане никогда не обладали такой способностью.

Тем не менее пятидесятники настаивают на том, что говорят “ангельскими” языками. Причем дар этот изливается в такой же форме, как и в Апостольский век. Чтобы уяснить глубокую греховность этой претензии, достаточно лишь однажды увидеть проявление “дара” у пятидесятников.

“Дар языков” у современных пятидесятников

“Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится” (1 Кор. 13, 8).

“Если… войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь ” (1 Кор. 14, 23).

Проявление “дара”

Дар языков у пятидесятников проявляется порой в самых неожиданных формах. На одном из собраний сектантов мне приходилось слышать, как молодой человек, лет двадцати пяти, громко и протяжно кричал: “Аллилуйя”. Начинал он не громко, но по мере повторения все более повышал тон, так что в конце концов переходил на крик. А-а-а-а-ли-ли-луйа, а-а-а-а-л-ли-луй-я, кажется забывшись, кричал он, закрыв глаза и резко потрясая в такт поднятыми руками. После нескольких произнесенных подряд слов “аллилуйя” он переходил на бормотание бессмысленных звукосочетаний: “амина, супитер, амана…” - а затем опять громко кричал “аллилуйя”.

“Ангельский дар” может, оказывается, изливаться исключительно в виде единственной гласной алфавита. “И-и-и и-и-и”, - громко распевала одна из пятидесятниц. Начинала она с нижних негромких тонов и постепенно поднимала тон на октаву, не произнося более ни единого иного звука. И так повторялось снова и снова в течение пятнадцати минут.

Другой единоверец выговаривал словно заученную скороговорку: “Регедигида, треги, регедигида, регедигида”. Иногда это речение он разнообразил, произнося: “Супитер, супитер, арамо”.

У большинства молящихся “дар” заключается в бормотании звуковой бессмыслицы наподобие: “сопо, ропота, карифа…”

Добавьте сюда весь выплеск многообразия темпераментов членов собрания - и вы станете свидетелем действия, бесконечно далекого от традиционных представлений, данных православным в Писании и Предании.

Могли бы апостолы Петр и Павел благословить подобные радения? Православное понимание святости и духовности не позволяет даже допустить этого.

Если внешние проявления “дара” у пятидесятников, в общем, идентичны, то практика языкоговорения различна. Одни вполне раскованно совершают молитвы только на “иных языках”, другие молятся более сдержанно. Обычно проповедник начинает молитву на родном языке, по желанию продолжают, используя кто русские слова, кто “ангельские”, но почти всегда негромко. Такова, в частности, практика молитвы большинства общин, входящих в Объединенный Евразийский Союз Христиан Веры Евангельской.

Формы проявления “дара” зависят от двух главенствуюших богословских теорий: о даре языков и о даре и знамении языков.

О даре и знамении языков

Как уже было отмечено, в момент крещения Святым Духом верующий впервые начинает говорить иными языками, которые свидетельствуют (знаменуют), что единоверец-пятидесятник получил духовное крещение. После этого он может вообще никогда не говорить языками, ибо крещение Духом еще не есть свидетельство обретения харизматического “дара языков”. Способность говорения перейдет в постоянную способность молиться на “иных языках” только при условии предельно благочестивой и духовной жизни. Сюда входят регулярное посещение собраний, усердная домашняя молитва, усердное чтение Слова Божия и т.д.

В итоге говорение языками повторяется все чаще и чаще и наконец становится постоянной способностью. Правда (что совсем нередко), пятидесятники так и не обретают постоянного “дара языков”, несмотря на все старания. Но это не должно огорчать сектанта, ибо “дар языков” для него не самоцель.

Многие весьма “благочестивые” прихожане не имеют “дара языков”. Таких богословских позиций о даре языков придерживаются общины, входящие в Объединенный Евразийский Союз ХВЕ. В то же время их не разделяют пятидесятники-федотовцы, утверждающие, что получивший крещение Святым Духом вместе с этим обретает и постоянный “дар языков” (их учение о даре языков).

Зарубежные пятидесятники в большинстве своем сторонники учения о даре и знамении, что, по их мнению, ближе к букве и духу Священного Писания.

Так, в США половина и более от общего числа пятидесятников никогда не говорят языками.

Несогласие богословских установок в вопросе о даре и знамении языков препятствует объединению различных пятидесятнических сект в России. “Крещенные Святым Духом” харизматики с даром языков обвиняют родственные секты в отсутствии у них благодати Святого Духа.

Все ли христиане Апостольской Церкви имели харизму языков?

Дар языков, согласно Православию, никогда не был свидетельством крещения Святым Духом; оно считает учение о даре и знамении языков “богословским недоразумением”. Несмотря на свою относительную равноудаленность от истины Божией, к ней относительно ближе не разделяющие учения о даре языков, утверждающие, что в Апостольские времена дар языков не был всеобщим. Их противники, в свою очередь, приводят следующие слова апостола Павла: “Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть языки, есть откровение, есть истолкование” (1 Кор. 14, 26).

Православие в этом случае исходит из того, что здесь вовсе не утверждается постулат о всеобщности дара языков. Иначе мы должны признать, что и даром истолкования обладали все христиане. Но если это дар всеобщий, зачем апостол Павел советует коринфянам молиться о его приобретении (1 Кор. 14, 13)?

В своем толковании на это место Священного Писания святой Феофан Затворник учит: “Каждый имеет какое-либо (дарование. - И. Е. ) от Духа Божия, кто псалом, кто учение… кто откровение… кто язык”.

Отнюдь не свидетельствует о правоте пятидесятников и часто приводимый ими текст: “Желаю, чтобы вы все говорили языками, но лучше, чтобы вы пророчествовали” (1 Кор. 14, 5). Даром пророчества обладали, конечно, не все христиане. Не могут им похвастать и современные пятидесятники. Апостол Павел, говоря о дарах духовных, советует ревновать о даре пророчества. На основании пятого стиха можно как будто заключить, что даром пророчества обладали все христиане, но этого не позволяет нам сделать первый стих той же главы (1 Кор. 14, 1). Языкоговорение всеми христианами Коринфской Церкви - это еще не реальность, а только пожелание Апостола. “Дабы не подумали, будто он по зависти к ним унижает языки”, - пишет святой Иоанн Златоуст.

Если внимать букве, а не духу Послания святого Павла, мы должны со всей категоричностью утверждать, что все в Коринфской Церкви обладали даром пророчества, буквально толкуя следующий стих: “Когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий” (1 Кор. 14, 24). Но как могут все пророчествовать, если Апостол советует ревновать об этом даре (1 Кор. 14, 1), чтобы получить его к назиданию Церкви?

О том, что в Апостольской Церкви не все говорили языками, наглядно показывают следующие выдержки из Священного Писания: “Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости… иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (1 Кор. 12, 8 - 10). “Все ли чудотворцы? Все ли имеют дар исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?” (1 Кор. 12, 29 - 30).

Учение пятидесятников о сообщении Церкви дара языков до скончания века

Харизма глоссолалии дана Церкви на все времена, учат пятидесятники, указывая на слова Спасителя, сказанные перед Вознесением: “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертное выпьют, не повредит им” (Мр. 16, 17).

Первым из церковных писателей, упомянувших о даре языков, был святой Ириней Лионский. Он пишет о своих современниках. “Мы слышим многих братьев в Церкви, имеющих пророческие дарования, и через (Святого) Духа говорящих различными языками и для общей пользы выводящих наружу сокровенное людей и изъясняющих тайны Божии”.

Святой Ириней Лионский умер в 202 году. Отсюда можно заключить: дар языков существовал до конца второго века. Но уже в четвертом веке нет никаких упоминаний о дарованиях пророчества, языкоговорения.

Святой Иоанн Златоуст пишет, что в его время “произошло оскудение событий, которые тогда были, а теперь не бывают”.

Дар языков был дан Церкви для распространения веры и представлял собою способность вести проповедь на конкретных земных языках. “С распространением ее повсюду употребление (даров языков и пророчества. - И. Е. ) - уже излишне”. О том же свидетельствует и блаженный Августин: “Церковь тогда была в одном доме, когда приняли Святого Духа, была в числе не великом, а имела языки всего мира. И вот видно, что она образовала, Церковь малая, говорившая языками всех народов, не то ли означала, что ныне великая, повсюду от востока до запада говорит языками всех народов”.

Святой Иоанн Златоуст усматривает в ниспослании Апостольской Церкви дара языков и другие цели, не связанные прямо с проповедью среди народов. Он пишет: “По какой, в самом деле, причине теперь пресеклась и отнялась от людей благодать сия?”. И отвечает: “Тогдашние люди были очень неразумны, как люди, недавно освободившиеся от идольского служения, мысль их была так груба и нечувствительна, что они совершенно были привязаны к одним плотским предметам… Для сего и бывали чудеса… А ныне я не имею нужды в знамениях: почему? Потому что и без чудес научился веровать Господу. Залога требует тот, кто не верит, а я, как верующий, не требую ни залога, ни чудес. Положим, я не говорю новыми языками, но я знаю, что я очищен от грехов. Они тогда не веровали сему без явления чудес, затем и явлены были чудеса, как залог веры, ими приемлемый”.

Возможно ли более нелицеприятное обличение пятидесятников в их неверии, нежели это суждение святого Отца? Не имея в сердцах своих крепкого внутреннего свидетельства веры в Церковь и ее спасительные Таинства, не имея веры в то, что человек спасается не только верой, но и делами, сектанты тщетно льстят своим сердцам, стремясь отыскать спасение только там, где есть проповедь полного Евангелия. Тем самым они уподобляются маловерным первохристианам, нуждавшимся для подкрепления своих убеждений во внешних знамениях. Но у сектантов нет проповеди полного Евангелия. Оно есть в истинной Церкви, а не в собрании еретиков. Нет у них и харизматических дарований. То, что мы наблюдаем у них сегодня, не было и не могло быть в Апостольской Церкви, ибо противоречит ее духу и устремлениям.

И все же как постичь вышеупомянутые слова Спасителя перед Вознесением? (Мр. 16, 17). Из трудов блаженного Августина следует, что тогда харизматические дарования были частым знамением Святого Духа, т.е. “когда веровали люди, крестились, получали Святой Дух (в таинстве Руковозложения), тогда и говорили языками всех народов”. Но “ужели ныне не подается Святой Дух? Кто так думает, тот не достоин получить Его. Подается и ныне. Почему же никто не говорит языками всех народов, как говорил тогда всяк, кто исполнился Святым Духом? Почему? Потому что исполнилось уже то, что тем означалось”. Что же исполнилось? “То, что теперь Церковь великая, повсюду, от востока солнца до запада говорит языками всех народов”.

Дар языков в Апостольской Церкви для христиан служил первым и верным признаком, по которому можно было узнать чад Божиих, рожденных от Духа. Но истинно духовный человек не нуждается ни в каких видимых знаках. Язык духовного человека отличается от речи обыкновенного. Духовный человек предметом своих бесед всегда избирает спасение своей души и Виновника этого спасения. “Ибо в слове познается мудрость”, - говорит премудрый Сирах (Сир. 4, 28).

Сама цель, для которой говорит человек духовный, отличается от цели, для которой говорит человек плотский. “Дар языков и в наше время совершенно не прекратился, но принял только другой вид, более естественный и сообразный с нуждами и пользами Церкви. Рожденные от Духа и ныне говорят иными языками”. И “внимательный легко может по одному языку узнать духоносца”.

Этим и отличны истинные христиане от прочего мира, во зле лежащего. Без благодати Создателя мир не может вместить Премудрость Божию. Эти “пелены” снимаются только Иисусом Христом, и никто не может назвать Его в подлинном смысле Спасителем и Господом, только Духом Святым.

Истинные христиане во все времена говорили и ныне говорят языком Святого Духа, Которого Господь Иисус Христос послал всем жаждущим спасения. О том же, что дар языков - явление временное, свидетельствует самое Слово Божие, ибо только “любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут” (1 Кор. 13, 8).

Вместо заключения: еще раз о “языках” и неоязычниках

Подводя итог нашему знакомству с вероучением и религиозной практикой харизматиков, невозможно не заметить, что в своем “во Христе младенчестве” они уподобляются тем христианам из Коринфа, которые, не имея подлинного дара языков, возбуждали себя неистовыми “самоконтролируемыми” восклицаниями, желая уподобиться тем, кто получал этот дар свыше. В самом деле, мог ли Дух Святой подавать харизму языков тогда, когда не было в этом нужды, в нашем случае – за богослужением верных? По-видимому, таковое могло происходить лишь, если рядом оказывался истолкователь, ибо сказано в Писании, что каждому ниспосылается “проявление Духа на пользу” (1 Кор. 12, 7), а “духи пророческие послушны пророкам”, что “Бог не есть Бог неустройства, но мира” (1 Кор. 14, 32 – 33). И какая польза, если все или многие вдруг заговорят языками, никого не назидая при этом?

Мы знаем, что многие коринфяне сподобились харизмы языков. Иные же, из обделенных благодатью, поддаваясь зависти, внешне подражали тем, кто имел подлинные дарования. Отсюда пошли среди коринфян, духовно несовершенных, случаи ложного “языкоговорения”. Чем чревато лжеязычие? Как следует из послания Павла, дух злобы поднебесной, вводя в состояние транса говорящих неподлинными “языками”, смешивал нечленораздельные бормотания с хульными восклицаниями на родном греческом языке. Вот отчего святой Павел, обращаясь к коринфянам, пишет: “никто, говорящий Духом Божиим”, не произнесет анафемы на Иисуса Христа” (1 Кор. 12, 3).

Чем же тогда являлась “глоссолалия” говорящих, но не имеющих подлинных харизматических дарований? И на это отвечает нам Апостол Павел: “Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам” (1 Кор. 12, 2). Напоминание Апостола о прежней языческой практике коринфских христиан, конечно же, не случайно. Языческая древность у всех дохристианских народов изобиловала “вдохновенными” духами злобы – прорицателями, молившимися на непонятных языках. Чему находим немало свидетельств у историков и писателей, живших до Рождества Христова. Святой Иоанн Златоуст в толковании на первое послание к коринфянам дает описание действа языческой жрицы, в состоянии экстаза заговорившей непонятными словами. Вот почему Апостол Павел приравнивает невразумительное экстатическое говорение к языческим беснованиям. По-видимому, радение жрецов оказывало подобное воздействие и на самих язычников. Апостол предупреждает: “Если войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь” (1 Кор. 14, 24), то есть непредвзятые язычники могли счесть глоссолалию коринфян явлением небожественной природы. И разве не ощущает то же православный на нынешних собраниях харизматиков, “говорящих языками”?

Современные лингвистические исследования показывают, что языку современных глоссолалов присуще произношение хранящихся в подсознании выражений. Лишь изредка он разнообразится какими-либо новыми “речениями”. Харизматики, напротив, утверждают, что однообразие глоссолалии – это суть прославление Бога на древнем, например, шумерском языке. А фонетическая бедность их речений сродни прославлению Бога, наподобие известной краткой молитвы: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу . Так ли это? Вскоре после возникновения в США движения неопятидесятников на явление глоссолалии обратили самое пристальное внимание исповедники различных христианских течений. Харизматики убеждали, что говорят на древних исторических языках, хотя и не знают их. Следовательно, это дар Бога и Господь с ними. Об ангельских языках тогда они еще не осмеливались упоминать, ибо были бы жестоко высмеяны лидерами самых различных религиозных объединений США.

Для борьбы с харизматиками они избрали глоссолалию как наиболее уязвимую составную их вероучения. Были созданы специальные комиссии специалистов-лингвистов, причем некоторые из них, такие как американская Ассоциация психиатров, не имели определенной религиозной ориентации. В состав комиссии вошли специалисты практически всех языковых групп народов Земли, они могли распознать и идентифицировать около четырех тысяч языковых наречий, в том числе мертвых языков. Исследователи прослушали огромное количество магнитофонных записей глоссолалий. В итоге эксперты констатировали, что не услышали ни одного (!) выражения на каком-либо языке. Более того, они после анализа текстов по специальным лингвистическим методикам пришли к исключительно важному выводу: глоссолалия пятидесятников в принципе не может быть речением на иностранных языках, ибо по своей структуре и функционально не имеет ничего общего с реальными историческими языками. Каждый иностранный язык обладает своими сложными структурными особенностями, а “языки” же глоссолалистов по структуре, если о таковой вообще можно говорить, неизмеримо проще и ограниченнее. В них практически отсутствуют семантические элементы настоящих языков. Правда, изредка еще можно услышать что, некто где-нибудь, во время путешествия по Африке в каком-нибудь кенийском собрании пятидесятников услышал фразу на своем родном языке. Когда же удавалось проверить такое сообщение, то выяснялась его полнейшая недостоверность.

Двусмысленность притязаний харизматиков порой усугубляется еще и газетными сообщениями подобного рода о том, что: “Жена некоего господина N уверовала после того, как во время молитвы на языках ее супруг вдруг произнес стих на китайском языке из поэмы, которую недавно она прочитала”. Допустим даже, что если супруге сие не послышалось, то почему Господь не послал ей призыв прийти к Нему на обычном китайском языке, которым хорошо владела жена, а решил воспользоваться для этого – стихом из прочитанной языческой поэмы? Единственно достоверной глоссолалия может считаться лишь в том случае, когда кто-либо совершенно незнакомый, скажем с русским языком, сможет обратиться к нам с призывом о спасении. Но ни о чем подобном ни у нас, ни за рубежом не известно.

Уместно также спросить, почему Дух Святой должен подавать молитву именно на иностранном языке? Не пристало ли, будучи в Духе, молиться на родном языке, через который Господь открывает нам все то, о чем нам следует заботиться. Да и сами мы весьма обогатились бы ведением от Святого Духа, если разумели бы то, что произносим.

В изначальной ложности глоссолалии убеждают и эксперименты с толкованием языков. Когда нескольким харизматикам, “обладавшим” даром толкования предложили расшифровать одну и ту же магнитофонную запись “харизмы”, то все они дали совершенно различные переводы. Одни ее сочли благодарением Богу за удачное приобретение, другие прошением о даровании здоровья и т.д. и т.п.

И, наконец, последнее прибежище харизматической глоссолалии, как уже отмечалось выше - это ангельский язык. “Поем по-ангельски, потому и непонятно человекам”, - безапелляционно утверждают пятидесятники. Однако ж и ангельскому славословию, по-видимому, должны быть присущи некие характерные признаки. Между тем, внешние проявления “ангельских” молитв харизматиков весьма разнятся друг от друга. Один “ангел” пятидесятников “молится” единственной гласной буквой, другой только и кричит: “аллилуйя”, третий повторяет несколько односложных слов и т.д.

Не кощунственно ли это болезненное звукоизвержение называть ангельским языком?

Из Священного Писания мы знаем, что Горний мир бесконечно богаче и многограннее земного, окутанного “пеленою” греха. Апостол Павел пишет, что был восхищен до третьего Неба, но поведать о виденном и слышанном не смог, ибо слышал “глаголы неизреченные” земным человеческим языком. Было бы нелепостью полагать, что Господь попустил разделение на разные языки в мире ангельском, как это он сделал в мире человеческом. По свидетельству Ветхого Завета, на земле это стало реальностью после рассеяния народов, до которого у всех был один язык или как говорят лингвисты пра-язык. Раскрытие причины разделения языков проливает свет на харизму глоссолалии в первенствующей Церкви.

Греховное человечество в гордыне своей решило создать имя себе. Обуреваемое разнообразными страстями, оно, однако, делало одно общее дело своей гордыни – возводило башню Вавилонскую как вызов могуществу Бога. Разгневанный Господь разделил единый язык живущих на многие, чтобы люди перестали понимать друг друга. Так Господь указал на внутреннее греховное разнообразие обитателей Земли, и только в Апостольскую эпоху Святого Духа произошло нечто совершенно обратное - посредством Церкви своей Господь воссоздал единство устремлений душ человеческих. Преодолевая непреодолимость различных наречий, Господь через единство Духа дал возможность уверовавшим говорить незнакомыми им языками.

Претензии харизматиков, как мы знаем, не ограничиваются только языками. На весь мир вещают они о практикуемых у них воскресениях из мертвых, - впрочем, с изрядной долей условности. Скажем, случилась с кем-то беда - поразило электротоком; сердце не прослушивается, по внешним признакам человек мертв. Но если волею случая рядом окажется пятидесятник, то помолившись о воскресении “мертвого”, он впоследствии обязательно справится - выжил ли пострадавший. И если в реанимационном отделении пострадавшего привели в чувство, то мгновенно будет распространен слух, будто мертвый был воскрешен по молитве пятидесятников.

Словом, безграничная самоуверенность харизматиков, горделиво

Если Библия всегда подразумевает под языком нормальную человеческую речь, что же тогда означает 1 Коринфянам 13:1? An. Павел говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий». Может быть, «ангельский язык» и есть речь экстаза, которую хариэматики называют истинным даром?
Проблема с попыткой отождествить речь экстаза в 1 Кор. 13:1 с даром языков заключается в том, что в Библии ничего не говорится об «ангельском языке». Наоборот, при всяком общении ангелов с людьми речь всегда велась на нормальном человеческом языке (см. Луки 1:26 и дальше). Единственный другой вид языка, кроме человеческого, упоминание о котором мы находим в Священном Писании, - это применяемый духом Святым, когда Он ходатайствует за нас перед Отцом «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).
О чем же говорит здесь ап. Павел? Он не обязательно констатировал фактическую реальность, но прибегнул к гиперболе (преувеличению), желая выразить определенную мысль. В греческом тексте в 1 Коринфянам 13:2-3 применяется сослагательное наклонение, что обычно означает невероятную ситуацию, гиперболическое преувеличение. Для того, чтобы заострить мысль о важности любви, ап. Павел попытался выразить свою мысль преувеличенно, доведя до крайнего предела. Он как бы говорит: «Какой бы прекрасной и чудесной не была бы ваша речь, даже если бы вы могли говорить по-ангельски, но без любви все это только пустой звук».
Хотя и трудно установить абсолютную связь, но интересно обратить внимание на то, что в двух мистических религиях, распространенных в те времена, имелись лжебожества по имени Сивилла и Дионисий. При поклонении этим божествам практиковался разговор на иных языках (экстатический лепет), сопровождаемый ударами кимвалов, гонгов и громким звуком труб. (William Barclay, The Letters to the Corinthians , p. 131.) И хотя невозможно с уверенностью сказать, что ап. Павел имел в виду именно эти мистические религии, когда писал 1 Коринфянам 13:1, однако несомненно то, что в этих главах своего первого послания коринфской церкви он имел в виду извращение дара языков.
Если главное назначение иных языков (известных уже языков) - быть знамением для неверующего Израиля (см. 1 Кор. 14:21-22), тогда иные языки могли бы иметь какое-то значение для христианина только в том случае, когда их переводят. Утверждать же, что библейский дар языков - это та экстатическая речь, которой пользуются сегодня харизматики в своей частной молитве - значит навязывать библейскому тексту значение, которого он не имеет.

Языки прекратятся, а любовь никогда не перестанет

В 1 Коринфянам 13:8 ап. Павел высказал очень интересную, даже поразительную мысль, что любовь никогда не перестает, хотя и пророчества «прекратятся», знание «упразднится», а языки умолкнут. В греческом тексте слово «прекратится» означает «отпадёт» или «отменится». Ап. Павел не говорит здесь, что любовь не может быть отвергнута или разрушена тем, кто отказывается принимать ее. Но он утверждает, однако, что любовь вечна - она всегда будет доступна и никогда не прекратится.
Ап. Павел хотел особенно подчеркнуть временный характер даров, чтобы помочь коринфским верующим увидеть, что их чрезмерный упор на дары Духа неправилен. Особенно, когда их главным побуждением было желание похвалиться своей духовностью перед другими. При этом во многих случаях ими проявлялась плотская природа и подделка под истинный дар.
Ап. Павел говорил верующим, что прекратятся три самых выдающихся дара. Дар пророчества, часто принимаемый за дар предсказания будущего, был на самом деле даром проповеди Божьего Слова. Греческое слово, которое употребляется здесь, происходит от глагола propheteuo, буквально означающее «говорить перед кем-то», хотя во втором значении оно и может означать «говорить вперед» - в смысле предсказывать, что обычно ясно из контекста. Итак, этот дар означает способность говорить перед людьми, провозглашать Божие Слово, иногда с элементом предсказания.
В 1 Коринфянам 14:3 говорится: «кто пророчествует, говорит людям в назидание, увещание и утешение». Дар пророчества практиковался для назидания людей, поощрения их на добрые дела и утешения в беде. Ап. Павел также говорит, что дар знания упразднится. Дар знания - это способность вести наблюдение за фактами с тем, чтобы извлекать духовные истины из Слова Божьего. Это дар понимать Божье Слово и делиться этим пониманием с другими.
Третьим даром, который прекратится, согласно 1 Кор. 13:8 является дар иных языков. Как уже отмечалось ранее в этой главе, даром иных языков была не экстатическая речь, но способность говорить на иностранных языках, которым человек никогда не учился, для знамения перед неверующими евреями о приближении Божьего суда.
Важно помнить, что дар иных языков был также знамением, удостоверяющим апостольский авторитет. В частности в Д. Ап. во 2, 8, 10 и 19 главах этот дар служил для удостоверения авторитета апостолов, как новых проводников слов и дел Божиих.
1 Коринфянам 13:8 ясно говорит, что эти три дара упразднятся, но остается вопрос: когда? Братья во Христе, пятидесятники и харизматики уверяют, что ни один из этих даров не прекратился. Так что это «когда» находится где-то в далеком будущем. С другой стороны, я слышал объяснения весьма известного проповедника и учителя Библии, который говорит, что все дары уже прекратились. Согласно понятиям этого человека, сегодня вообще уже нет никаких духовных даров. А еще есть те, кто утверждает, что некоторые дары остались, а некоторые прекратились. Этот взгляд соответствует и моему понятию.
Важно отметить, что подбор слов в 1 Кор. 13:8 дает ясно понять, что языки прекратятся не одновременно с пророчеством и знанием. Относительно пророчества и знания там говорится, что они «прекратятся», «упразднятся» или «отменятся» (в зависимости от перевода), и корнем греческого слова
здесь является глагол katergeo, который употребляется для пророчества и знания, но в отношении иных языков ап. Павел применяет другой глагол - pauo - означающий просто, что они «остановятся», умолкнут и не будут больше звучать.
Важно также понять, что глагол katargeo пассивного наклонения. По грамматическим правилам, когда в предложении есть пассивный глагол, это указывает на то, что что-то производит воздействие на подлежащее. И в данном случае, в 1 Кор. 13:8 говорится, что это что-то отменит пророчества и знание. Так что под воздействием какой-то другой силы пророчество и знание прекратятся, и эту другую силу ап. Павел называет «совершенное». («Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» 13:9-10) Оно-то и принесет отмену пророчества и знания, между тем как дар языков прекратится сам по себе еще до наступления «совершенного». Этим и объясняется то. что ‘языки’ исчезают из текста после 8 стиха, между тем как «пророчества и знания» все еще упоминаются и дальше: «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет || совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (I Г Кор. 13:9-10).
Делалось также немало предположений относительно того. что такое «совершенное». Некоторые думают, что это завершение канона Священного Писания, другие - что это зрелость Церкви, некоторые считают, что это будет восхищение Церкви, а еще одни - что речь идет о втором пришествии. Но, скорее всего, «совершенное» относится к состоянию вечности - новому небу и новой земле, которые будут сотворены после тысячелетнего царства, что подтверждается следующим:
1. Во время тысячелетнего царства будет как пророчество, так и учительство, и результатом этого - знание (см. Ис. 11:9; 30:20-81; 32:3-4; Иер. 3:14-15; 23:1-4; Иоиля 2:28 и дальше; Откр. 11:1 и дальше). Все эти места Писания указывают на то, что будет еще ни с чем не сравнимое учительское служение Святого Духа, и как результат, всемирное умножение знания.
2. К тому же. мне кажется, что выражение «лицом к лицу» в 1 Кор. 13:12 можно объяснить только пребыванием с Богом в новом творении. В известном смысле, «совершенное» наступает для любого верующего в тот момент, когда он переходит к Господу Иисусу Христу (в момент смерти). Но хронологически «совершенное» придет в истории при наступлении вечного состояния, когда все будет совершенным.

из книги «Харизматики»