Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно". Музей русской иконы Выставки в музее русской иконы

Музей русской иконы на Таганке. December 25th, 2013

На Таганке, на улице Гончарной (дом 3, стр. 1), напротив Афонского подворья уже несколько лет работает Музей русской иконы. Хотя правильнее его назвать музеем православной иконы. За время своего существования коллекция переросла чисто русские рамки и теперь в ней появились большой греческий и большой эфиопский разделы. Следуя логике развития, по мере накопления экспонатов, видимо, будут выделяться и обосабливаться сербский, молдавский, болгарский...
Музей частный. Создан и существует на деньги одного единственного человека - предпринимателя Михаила Абрамова. Который тратит свои личные деньги на содержание и закупки. Так что дело братьев Третьяковых и сегодня находит своих продолжателей и последователей. Музей по московским меркам не сказать, что большой, но и не маленький. Причём, это не склад развешанных для удовлетворения чьего-то тщеславия художественных произведений, а настоящий музей. С научными сотрудниками, выездными выставками, публикациями… В его жизни участвуют и работники многих сторонних организаций: музеев, институтов, реставрационных мастерских...
Здесь проводятся лекции, устраиваются концерты и тематические вечера. Всё - бесплатно. То есть - всё оплачивает Абрамов. Это его принципиальная позиция - нежелание коммерциализировать созданный для души проект.
Музей имеет красиво сделанный сайт http://www.russikona.ru/ . И вообще всё в нём сделано основательно и с любовью. Начиная с грамотно выстроенной экспозиции, хорошего освещения и заканчивая туалетом и буфетом. Видно, что делается всё надолго (однозначно, больше, чем на собственную жизнь)и делается не для галочки. Так что, рекомендую, сходите -- не пожалеете.

Афонское подворье -- через дорогу от музея. Лучший ориентир. Мимо него не проскочите.

Со стороны Гончарной музей двухэтажный. Но, на самом деле, он составлен из нескольких примыкающих друг к другу строений. И превращённого в вестибюль, перекрытого двора между ними.

Вот поэтажный план. Как видите, он включает четыре экспозиционных этажа. Даже лифт есть.

Вестибюль. На стене слева остатки старинного иконостаса. Рояль не для красоты. На нём играют.

Вход в экспозиционные залы имитирует сейфовую дверь.

Залы музея.

В одном из залов выставлена подлинная старообрядческая часовня 19 века.

Старообрядческие резные и литые кресты.

Следующие 6 фотографий -- иконы из экспозиции, взятые с сайта музея.
Чудо Георгия о змие. 1520-1530-е годы. Новгород.

Евангелие на амхарском языке. 19 век. Эфиопия.

Святой Николай. Середина - третья четверть 14 века. Ростов.

Богоматерь Одигитрия. Симон Ушаков с учеником. 1675-1678.

Богоматерь. Середина 15 века. Крит.

Преображение. Конец 1530-х -- начало 1540-х годов. Псков.

Греческий иконостас 17 века. Один из владельцев в прежние годы поставил его вдоль стены в своём кабинете и превратил в огромный книжный шкаф.

В музее иконостас отреставрировали и даже воссоздали за ним роспись алтаря.

Вход в эфиопский раздел. Эфиопская ортодоксальная церковь -- одна из древнейших христианских конфессий.

Эфиопский зал.

В выставочном зале на 4-м этаже экспонируется посвящённая Русскому Северу фотовыставка художника-реставратора Алексея Нитецкого. Это -- одна из его работ. Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь.

Стены буфета украшает коллекция старинных расписных прялок.

Сегодня (то есть уже вчера...) снова имела счастливую возможность побывать в музее Русской иконы...
Начали с конца экспозиции - подъем на стеклянном лифте - подарил ощущение полета над эклектичным архитектурным ансамблем, сочетающим белокаменное Афонское подворье и монументально-статную сталинскую высотку...
И вот мы в конце экспозиции - зал иконописи эпохи классицизма - 18 век... Иконы, украшенные барочными пейзажами, античными развалинами; архангел Гавриил, в лике которого отчетливо читается гравюрный портрет Петра; икона великомученицы Екатерины, напоминающей античную статую.... Все эти невероятные и слегка судорожные творческие поиски новоиспеченных иконописцев, лишенных старинных образцов, вполне гармоничны с историческими реалиями - возвышением Священного Синода над авторитетом Святейшего Патриарха...
А потом было несколько абсолютно неземных мгновений в старообрядческой молельне... С лингвистическим отступлением о выражении "ударить в грязь лицом" и демонстрацией той самой грязи... Икона радостного благоразумного разбойника, шествующего в рай... Литые чугунные решетки... Лики по стенам... "И верится, и плачется, и так легко-легко..."
Икона Святой, молящейся за весь мир и за тундру, украшающую икону пейзажем с отчетливо различимым мхом и морошкой... Творчество иконописцев умиляет... Изображение плавающих в водах вокруг Соловецкого монастыря выдр (???)...
Архитектурные тонкости и детали на иконах, дающие подробнейшее представление о том, как изменялись монастырские строения - все это такой тонкий и глубокий творческий простор, который в сочетании с законом обратной перспективы и аскетизмом ликов - умиляют и возвращают на миг душе состояние детства...
Зал Византийской иконописи с царскими вратами и "макетом" алтаря... Византийская изысканность в гармоничном соединении аскетизма ликов и барочной витиеватости рам и пейзажей...Спасенные от бытового применения евхаристические чаши на престоле....
Обретенная икона Богоматери мастера Симона Ушакова, сумевшего примерить аскетизм и русское барокко...
Гимном русскому иконописанию звучит трактовка смысла иконы «Чудо Георгия о Змие», где эпизод из сюжета жития приобретает мощное аллегорическое звучание…

Но главное, что позволило все эти факты запомнить и почувствовать на вкус совершенно далекому от искусства иконописи сознанию, проникнуться трепетным благоговением, умилением, а порой – и детским восторгом перед дышащими молитвой образами – это харизма экскурсовода – профессионала с большой буквы, человека, получающего удовольствие и испытывающего восторг от общения с этим волшебным миром, – Сергея Брюна…
Подумалось, что русская икона в традиционном обывательском сознании обычно неразрывно связывается с образом злобной, брызжущей слюной бабули, агрессивно толкающей тебя вон из храма, за брюки ли платок, завязанный неправильно…или – в лучшем случае, с медитативно-усыпляющим тоном дамы-экскурсовода без возраста в неизменном старообрядческом костюме – бесцветнои и непременно в пол, с вечно скорбным выражением отсутствующего лица… А здесь иначе… Здесь об иконе слышишь живо и с любовью, здесь она – источник непрекращающих открытий и детской непостижимой искренней любви… Здесь икона – чудо…
Выходишь – и хочется обнять мир и тихонько помолиться ….
Низкий поклон- нашему экскурсоводу за это ощущение и, конечно, тому человеку, который этот музей создал…
Многая лета!

История русской иконописи насчитывает семь веков. Имена мастеров, чьи творения дошли до наших дней, составляют славу отечественной живописи, как и созданные ими образы православных святых. Немногие музеи могут гордиться тем, что в их экспозициях выставлены подлинники икон XII-XIX веков, когда и создавалось большинство шедевров русской иконописи. Частный Музей русской иконы на Таганке, основанный предпринимателем и меценатом Михаилом Абрамовым, на сегодня располагает довольно обширной экспозицией - свыше четырех тысяч экземпляров представлены публике в его выставочных залах, среди которых 600 икон, остальное - нательные кресты и предметы старины, имеющие отношение к иконописи и православию.

Русская иконопись как отражение культуры

В каком городе государства российского появился первый частный музей русской иконы, доподлинно сказать не осмелится никто - он мог существовать, но оставаться неизвестным для посторонних. Историки пишут о многих частных музеях, выделяя наиболее значительные из них, а чьи утверждения самые точные - спорный вопрос.

Более достоверно можно говорить о самих иконописцах, годы их творений установить удалось с поразительной точностью - от до Федора Зубова. Ими расписаны самые знаменитые отечественные храмы, их труды - самые бесценные православные иконы. Русский музей - любой, который мог похвастаться наличием среди его экспонатов частицей творения великих иконописцев - мог считаться несказанно богатым. Дошедшие до наших дней шедевры - истинное достижение как национальной, так и всемирной культуры.

Музей русской иконы, учрежденный Михаилом Абрамовым, открылся в Москве на улице Гончарной, позади Котельнической высотки в районе Таганки, не так давно - в 2006 году, но на сегодня это самое большое частное собрание икон в России. Изначально к оллекция располагалась в бизнес-центре «Верейская плаза», что на Славянском бульваре, и занимала лишь незначительную площадь. Получить обзорную экскурсию можно было лишь по предварительной договоренности. Только после открытия нового здания на Таганке к частному собранию икон получили доступ все желающие.

Первые частные собрания икон в России

Самые ценные раритеты музея на Таганке: икона Богоматери Одигитрии работы Симона Ушакова - единственная подписная икона мастера; образ Святого Николая Мирликийского; уникальное собрание псковских иконописцев XVI века.

Первые частные древлехранилища памятников иконописи стали появляться в России еще в первой половине XIX века. Самые знаменитые из них были собраны М. Погодиным и П. Коробановым. Но подлинным искусством живописи икону стали считать лишь в ХХ веке. Тогда же коллекционер Н. Лихачев, владевший самым обширным собранием произведений отечественных иконописцев в Петербурге, открыл первый доступный публике частный музей русской иконы. В Москве подобные галереи распахнули свои двери в домах, владельцами которых были художник И. Остроухов и купец С. Рябушинский. Было это незадолго до революции.

Современные частные экспозиции древней иконописи

Можно смело утверждать, что первым основателем современного частного музея русской иконы был коллекционер из Екатеринбурга. Его собрание поздней старообрядческой иконописи, отражающей культуру XVIII-XIX веков, широкой публике стало доступно в 1999 году, когда и состоялось знаменательное открытие музея «Невьянская икона».

В Москве для истинных ценителей православной живописи открыты двери сразу двух частных собраний икон. Кроме коллекции Михаила Абрамова, несколько лет в Москве успешно функционирует и музей «Дом иконы и живописи имени С.П. Рябушинского» на Спиридоновке. Среди его экспонатов есть подлинные шедевры. К ним можно отнести икону Богоматери Одигитрии Грузинской работы XV века, икону Николая Чудотворца, написанную в первой половине XVI века, и десяток творений иконописцев России позднего периода, которые составляют истинную славу отечественной живописи. На сегодня Музей русской иконы на Спиридоновке располагает экспозицией, которая насчитывает более двух с половиной тысяч икон.

Этапы основания музея на Таганке

Старинные иконы в свою коллекцию Михаил Абрамов приобретал как в российских, так и в зарубежных частных галереях. На его средства покупалось все, что можно было обнаружить стоящего в антикварных салонах. Правда, основная часть экспонатов поступила из нескольких частных коллекций, наибольшие из которых находились в Москве и Санкт-Петербурге. Так, Музей русской иконы пополнился шедеврами, хранящимися в личных коллекциях трех московских художников - С. Воробьева, В. Момота и А. Кокорина.

В 2007 году в Бёрне Михаил Абрамов официально приобрел и легально ввез в Россию 10 икон, похищенных в 1984 году из Великоустюжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (храм Дмитрия Солунского поселка Дымково). Конечно, приобретатель и не догадывался о непростой судьбе этих икон, написанных в XVI-XVII веках на костромских землях. Они не числились в розыске, так как не было их фотографических изображений. Лишь после экспертизы в Государственном научно-исследовательском институте реставрации удалось узнать историю этих икон. Конечно, Михаил Абрамов передал их в государственное хранилище. В 2008 году в Третьяковской галерее эти иконы были продемонстрированы посетителям на выставке «Возвращенное достояние».

Но и эксперты музея Абрамова однажды выявили среди приобретенных экспонатов украденную некогда в Ростове святыню - резной крест. Он был незамедлительно возвращен государству. Сам Михаил Абрамов осознанно занимается покупкой русских икон за рубежом, прикладывая все силы, чтобы вернуть на родину ценные экспонаты ее великой истории.

Бесценные экспонаты музея на Таганке

Икон уровня Рублева или Дионисия, разумеется, здесь нет — основную массу составляют произведения XVI — начала XX века. Достаточно хорошо представлены работы мастеров Оружейной палаты. Некоторые иконы своей умилительной провинциальностью радуют сердце: Ростов, Вологда, Обонежье, Тверь, Каргополье, Соликамск, Поволжье — вот лишь некоторые из мест, откуда происходят эти экспонаты. Любителям разгадывать иконографию понравятся доски XVIII—XIX веков: крупные музеи обычно пренебрегают столь «поздними» образами, а ведь они крайне любопытны.

Приобретение Абрамовым в 2007 году собрания икон, ранее принадлежавшего известному ленинградскому коллекционеру В. Самсонову, стало важным событием для мецената. Музей русской иконы на Гончарной пополнился подлинными шедеврами отечественной иконописи - образом Богоматери Одигидрии, написанной самим Симоном Ушаковым, и несколькими иконами более позднего периода кисти менее известных мастеров, но от этого не потерявших свою истинную историческую и культурную ценность. Даже само обретение коллекции носит интригующий характер.

Самсонов мечтал еще при своей жизни открыть в родном городе музей иконописи, истинной жемчужиной которого стала бы его собственная коллекция, но этим мечтам не суждено было сбыться. После смерти коллекционера часть экспонатов была растеряна его недостойными наследниками, а остатки были вывезены в один из храмов, где складировались в полной небрежности. Ее и выкупил Михаил Абрамов, тем самым не только пополнив экспозицию собственного музея, но и посвятив ее светлой памяти первого владельца.

Как определяется в музее подлинная ценность экспонатов

Увлекшись собирательством икон, Абрамов завязал тесные отношения со знатоками древнерусского искусства, специалистами из Третьяковской галереи и Русского музея. Ни один экспонат не проходит мимо экспертизы, это способствует поддержанию высокого исторического и культурного уровня собрания. Кроме этого, если удается приобрести очень ценный экспонат, его как минимум дважды проверяют на подтверждение некриминального прошлого. Базой похищенных ценностей располагает Минкульт, которому она перешла от Росохранкультуры, - все древние предметы сверяются с этой базой.

За тем, чтобы ни одно приобретение не могло бросить тень на благородное начало той миссии, что ведет меценат Абрамов, строго следит директор Музея русской иконы Николай Задорожный. Под его руководством в музей была перевезена и оборудована уникальная старообрядческая молельня XIX века, обнаруженная в лесу Тверской области практически разрушенной. Молельню бережно разобрали буквально по бревнышку, доставили в музейную мастерскую и воссоздали практически в первозданном виде, где и образы икон расставлены в надлежащем порядке, и богослужебные книги раскрыты, словно для моления, и лишь свечи озаряют все помещение. Посетители могут войти в нее, только согнувшись.

Немного об экспозициях

Летом 2014 года в музее Абрамова открылась новая экспозиция, под которую отвели весь четвертый этаж здания. Посвящена она иконописи XIX-XX веков. Все многообразие поздней русской живописи от краснушек и хромолитографий до монументальных храмовых икон представлены широкой публике. Можно также полюбоваться и строго каноничными написанными в так называемых «центрах древлего благочестия», которые находились в Твери, Ветке, Москве, в Подмосковье и на Урале. Обширная часть экспозиции была отведена под ознакомление с искусством книжного письма тех лет.

Всего в музее четыре экспозиционных этажа, входы в них имитированы под сейфовые двери. За одной из них находится воссозданная старообрядческая часовня XIX века с литыми и резными иконами, Евангелие. В вестибюле выставлены остатки старинного иконостаса. Даже буфет располагает предметами старины - на его стенах развешаны древнерусские расписные прялки. Один из экспозиционных залов оборудован под эфиопскую ортодоксальную церковь.

Лекции, демонстрации и авторские экскурсии

Стационарные экскурсии в музее проводятся шесть дней в неделю, исключение составляет среда. Тематика этих экскурсий мало отличается от обычных музейных. Кроме обзорного ознакомления с коллекцией икон, можно посетить такие, как «Русская иконопись XIV-XVI веков» и «Русская иконопись XIX-начала XX веков. Основные стили, ведущие центры и мастера». Но особого внимания заслуживают авторские экскурсии, одна из которых - «Мир русского скита: культура старообрядцев», разработанная Е.Б. Солодовниковой,- пользуется наибольшим спросом у посетителей.

Довольно часто в музее проводятся лекции и тематические вечера. Организуются концерты - в вестибюле для этих целей выставлен рояль. Для того чтобы каждый желающий мог не только увидеть бесценные экспонаты, но и послушать ряд лекций о культурных традициях древней Руси, в музее оборудован конференц-зал, собирается специализированный библиотечный фонд, в котором можно будет найти все об истории создания православной иконы. Русский музей Абрамова широко известен и за границей, благодаря его богатой экспозиции и щедрости - посетители музея могут полюбоваться его экспонатами совершенно бесплатно - все оплачивает его основатель Михаил Абрамов. Это обстоятельство принципиально отличает частный Музей русской иконы от государственных галерей.

Государственные музеи обеих столиц

Основные памятники изобразительного искусства государства российского хранятся в Третьяковской галерее и Эрмитаже. Но еще о двух музеях Москвы и Санкт-Петербурга следует вспомнить, так как к великому наследию отечественной иконописи они имеют прямое отношение, а в числе их экспонатов - знаменитейшие иконы древних мастеров. Один из них - Государственный русский музей. Иконы среди его экспонатов занимают видное место, но не главенствующее. Находится музей в Северной столице.

Не меньшее отношение к отечественной иконописи имеет и Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный в Москве. Основанный в 1947 году, он имеет богатую экспозицию и является основным хранилищем великого отечественного наследия изобразительного творчества. В музее выставлена одна из самых почитаемых христианами икона «Владимирской Богоматери», написанная Рублевым в 1409 году.

Православные храмы - живые музеи иконописи

Сколько православных храмов по всей стране - всех не счесть, и в каждом иконы. Конечно, большая часть и храмов, и находящихся в них святынь имеют лишь относительную ценность, больше для изучения художниками, а не историками. Те церкви, которые обладают истинными шедеврами, всячески оберегают свои ценности для нескольких десятков постоянных прихожан, но ни за что не согласятся передать их в музеи, где их могли бы увидеть тысячи ценителей старинного искусства. Упрекнуть священников в отсутствии патриотизма никак нельзя - вверенным им храмам необходимы эти иконы. Русский музей, даже самый маленький, располагает несколькими бесценными экспонатами, но не каждая церковь может похвастаться даже одной иконой, имеющей большое историческое и культурное значение. Хотя, если справедливо рассудить, для чего они писались, если не для того, чтобы служить прихожанам вдохновением для молитв?

Важность старинных икон для современных православных верующих

Конечно, музейные экспозиции, даже если они представляют собой православные иконы, мало располагают для пробуждения в сердцах истинной веры. Как это ни обидно признавать, но все же они имеют больше музейную ценность - сама атмосфера экспозиции возводит стену между восхищением искусством и восторгом от ощущения присутствия Духа Святого. Создавший Музей русской иконы Абрамов может сломать эту тенденцию, но пока его проект не сумел избежать этой безрадостной участи, хотя интерьер некоторых залов максимально приближен к храмовым. Тем не менее, увидеть святые образы, перед которыми преклоняли колени наши прародители - величайшее счастье для каждого православного христианина. Это счастье дарит людям Музей русской обогатилась еще одним памятником древней культуры.

Радует и то обстоятельство, что основатель музея старался приблизить к церковным не только внутреннее убранство помещений, но и бережно работал над внешним ансамблем комплекса - напротив Музея русской иконы находится Афонский Русский Свято-Пантелеймонов монастырь. Выбор места был идеален.

Роль меценатов в сохранении наследия православия

Создавший Музей русской иконы на Таганке Абрамов заслуживает не только уважения современников. Его беззаветная любовь к культуре родного Отечества помогает по крупицам воссоздавать историю русского православия. Силы и средства на это тратятся немалые.

Дело и наследие братьев Третьяковых живет и поныне, это доказывает истинный меценат Михаил Абрамов. Музей русской иконы, созданный им, - лучшее тому свидетельство. Мало того, основатель музея - человек довольно молодой и может сделать еще многое для процветания славы родного Отечества. Тем более что поиски экспонатов для своего детища он продолжает и поныне, и кто знает, какие редкие иконы еще хранятся по деревням и весям обширной страны за занавесками и шторками, перед которыми в комнат горят зажженные свечи.

Музей русской иконы открылся в 2006 году. Коллекция, собранная здесь, довольно крупная, в ней собрано около 4 тысяч памяток древнерусского и христианско-православного искусства, среди них около 600 старинных русских икон. Как и любое другое подобное учреждение, это собрание культурных ценностей имеет временные рамки. У Музея русской иконы они довольно широкие и включают весь период Древней Руси и Восточного Христианства.

Древнерусский период

Наибольший интерес представляют самые древние экспонаты. XIV век представлен несколькими шедеврами. Главным богатством считается икона Николая Чудотворца (Мирликийского). Это довольно маленькое изображение святого в полный рост, раньше оно находилось в малоизвестной русской часовне, в деревне на речку Онеге. Эта старинная иконка уникальна, просто удивительно, как она сохранилась на протяжении стольких веков, и сейчас ее могут видеть наши с вами современники. Еще один ценный экспонат – портрет святых князей Ярославских (Давида, Константина и Федора). Они относятся к XV веку.

Гордость собрания – солидная коллекция, относящаяся к Псковской школе русской живописи. Это одна из самых необычных, ярких и радостных школ иконной живописи. Вообще в мире сохранилось очень мало от русской Псковской иконописи. Среди экспонатов XVII века выделяется шедевр экспозиции – подписная икона Семена Ушакова. Авторская подпись была найдена совсем недавно – в ходе последней реставрации. Это стало настоящей сенсацией и важным открытием в мире русской иконописи.

Византийские памятники

Ни одна коллекция в России не может соревноваться с Музеем русской иконы в части обширности византийского собрания. Здесь представлено порядка сотни редких предметов, датируемых VI-XII веком. В большей части это запрестольные выносные кресты с маленькими вкраплениями мощей, подписями, датированием и резными изображениями.

Особенно грандиозным и уникальным экспонатом для Москвы и даже для всей России, является цельный иконостас с иконами греческого происхождения. Он имеет длину 8,5м и высоту около 5м. Для такого большого экспоната пришлось отдельно оборудовать целый зал. Интересна история, которая помогла шедевру дойти в сохранности до наших дней. Многие годы он находился в немецком доме, но не в качестве религиозной святыни, а как украшение. Резная рама иконостаса была основой для библиотеки немецкого профессора. Когда выяснилось, что это историческая ценность, хозяин охотно передал иконостас в Музей. Группа лучших реставраторов из Санкт-Петербурга до сих пор работает над полным его восстановлением. Но и в том, не вполне законченном виде, в котором он представлен сейчас, иконостас являет собой грандиозное зрелище.

Важное направление работы Музея – возвращение из-за границы проданных или украденных русских икон. Для каждого русского и просто для культурного человека будет очень познавательно побывать в Музее русской иконы.